Главная / Издания / «Агрария» солнечный цветок

«Агрария» солнечный цветок

«Агрария» солнечный цветок
12 сентября 2019

Автор: Вера Шарабандова

Фото: Надежда Барсукова

МК в Саратове

№38 (1151) 11.09.2019

Положение дел с производством сортового подсолнечника и гибридов этой культуры, разработанных саратовскими учёными, с девяностых годов прошлого столетия было удручающим. Подавляющее большинство сельхозтоваропроизводителей прочно «подсели» на импортные семена. Такое положение дел, по большому счёту, продолжается и по сей день.

Положение дел с производством сортового подсолнечника и гибридов этой культуры, разработанных саратовскими учёными, с девяностых годов прошлого столетия было удручающим. Подавляющее большинство сельхозтоваропроизводителей прочно «подсели» на импортные семена. Такое положение дел, по большому счёту, продолжается и по сей день.

Тем важнее работа, которую вопреки всему ведут несколько семеноводческих хозяйств. Пока их немного, можно пересчитать по пальцам. Но их упорство, а главное — результаты, получаемые даже в самые неблагоприятные годы, способны переломить ситуацию на рынке семян. Ведь в итоге речь идёт не просто об импортозамещении: в данном случае это гарантия продовольственной независимости, а значит, и безопасности региона и страны в целом.

Ярким примером таких беззаветных энтузиастов своего дела может служить работа в Саратовском районе ООО «Аграрий». Гербом предприятия давно мог бы стать подсолнечник — выращиванию этой культуры уделяется особое внимание. Его поля не без заслуженной гордости как раз и показали нам Геннадий и Василий ЖЕЛУДКОВЫ.

Но для начала хотелось бы вспомнить историю возникновения предприятия.

 

Рождение «Агрария»

Непосредственно на практике сельским хозяйством в своё время Геннадию Желудкову пришлось заняться отчасти поневоле. В сложные девяностые годы надо было просто кормить семью. Примечательно, что и начал-то он именно с подсолнечника.

— Начал с того, что купил в НИИСХ Юго-Востока, в котором тогда работал, мешок суперэлитных семян Саратовского-85, погрузил в рейсовый автобус и поехал в Духовницкое, — вспоминает Геннадий Анатольевич.

В первый год посеяли порядка 15 гектаров. Урожай получился хорошим — около 17 тонн, его уже хватило бы на 3 тыс. гектаров. Заключать с хозяйствами договоры стали следующим образом: к средней урожайности предыдущей пятилетки прибавляли минимум 4-5 центнеров на гектар и гарантировали этот результат. При условии, что будут посеяны приобретённые у предприятия семена и соблюдены все рекомендуемые их специалистами технологии.

В первый год заключили договоры на 500 гектаров, но в скором времени дошло до 3800 гектаров. Маленький нюанс: свои 15% предприятие получало только от прибавки урожайности.

— Семейный бюджет пополнился, — рассказывает Геннадий Анатольевич, — нельзя сказать, что мы шиковали, но жить в материальном плане стало полегче. А когда площади дошли до 3800 гектаров, появились свободные деньги.

В 2004 году в Дубках приобрели помещение, а в 2006-м арендовали первые 103 гектара, в Татищевском районе взаймы взяли трактор, и через четыре года у «Агрария» было уже 3200 гектаров.

Постепенно приобретали технику. Вначале два двенадцатилетних К-150, затем взяли в лизинг ДТ, комбайн. В общем, развивались.

— Времена тогда были тяжёлые, семеноводством практически никто не занимался, а мы как взяли наши институтские сорта, так и сохранили их, — основателю предприятия есть чем гордиться.

Затем начали заниматься зерновыми, тоже элитой. Озимой и яровой пшеницей. Семена последней берут, в том числе, и в Нижнем Новгороде — сорт Курская. Даже без внесения удобрений данный сор никогда не показывал содержание клейковины ниже 28-32. А зачастую этот показатель был равен 42. Заметим, что с подкормкой клейковина превышала 54.

И до сих пор сохранили верность чистоте сортов и гибридов. Работают в содружестве с учёными НИИСХ Юго-Востока, получая от них питомники родительских форм.

Конечно, это не означает, что трудности остались позади. Пока не хватает средств на удобрения, да и топливо обходится недёшево.

— Когда мы только начинали, тонна солярки стоила 8 тысяч рублей и тонну пшеницы продавали за ту же сумму. В том же году, одном из лучших для нас, тонна пшеницы стоит около 8 тысяч рублей, солярка же — 50 тысяч рублей, — арифметика Геннадия Желудкова проста.

Ежедневно хозяйство расходует 1,5-2 тонны топлива, нетрудно подсчитать, что в месяц на него уходит 1,5-2 млн.

И всё-таки об уходе от семеноводства к коммерческим структурам никто даже не помышляет.

— Мы семеноводческое хозяйство, — резюмирует Геннадий Анатольевич, — мы в своё время выжили за счёт семян и отказываться от этого направления не считаем себя вправе. Должно же быть чувство ответственности за сорта, за семена!

 

К уборке готовы

С самого начала образования «Агрария» бок о бок с отцом работал и Василий Желудков. А несколько лет назад возглавил предприятие. По словам Геннадия Анатольевича, молодой руководитель много внимания стал уделять приобретению высокопродуктивной техники. Что позволило, в том числе, значительно сократить сроки посевной и повысить качество посева.

— Нынешний год был очень нестандартным. Большое количество снега привело к тому, что почва оттаяла и в январе под снегом её температура была около ноля. Так что зерновые и озимые нас не порадовали, часть их просто выпрела.

Первый подсолнечник — сорт Саратовский-20 — начали сеять 26 апреля. Это позволило хозяйству сейчас, осенью, минимизировать кризис по оборотным средствам. Большие затраты на уборку, вспашку зяби, посев озимых культур и подготовку к уборке подсолнечника сгладят «живые» деньги, полученные как раз от реализации ранних посевов.

Засуха привела к тому, что и озимые налились не так, как рассчитывали в хозяйстве, и яровые не дали ожидаемого эффекта.

— Критичное положение сложилось с озимыми, — поясняет Василий Желудков, — те, кто работал по весновспашке и высушил землю, сейчас не получит влаги вообще. Остаётся только надеяться на дождь, которого пока не обещают.

Как говорится, лучше один раз увидеть, и мы отправляемся в путь.

Для начала приезжаем на поле, засеянное подсолнечником ЮВС-3 2 июня. Его будут убирать через пару недель. Но и сегодня видно, насколько налиты семечки в идеальном круге цветка. Ни о какой пустозерности здесь и речи быть не может.

— Импортные гибриды как раз отличаются тем, что в середине, как правило, остаются пустые места, — говорит Геннадий Желудков, — а здесь, смотрите, всё забито семечками.

Ещё одним определяющим качеством отечественного гибрида является самофертильность — для опыления его цветков необязательны пчёлы.

— Пудов сто с этого поля соберём гарантированно, — уверен Геннадий Желудков. 

Следующая остановка — так называемое Шараповское поле. Здесь посеян гибрид ЮВС-3, который в прошлом году у предприятия был представлен только на семенном участке. Сейчас же мы можем наблюдать товарные посевы гибридов Ф-1.

— Самое ценное, что есть и у сорта Саратовский-20, и у этого гибрида, — период вегетации, составляющий 80-85 дней, — утверждает Василий Геннадьевич.

Данное поле засеяли в период с 22 по 26 мая. И 5 сентября подсолнечник фактически был готов к уборке. Пустозерности тут, как и на предыдущем поле, не найдёшь, рабочая масличность составляет 48-54%.

А кроме того, гибрид ЮВС-3 даёт 6 тонн органики на гектар. Где-то в конце сентября подсолнечник уберут, а пожнивные остатки сразу же заделают дискаторами в почву. Весной на этом поле посеют яровые культуры. На момент кущения органику в почве можно будет приравнять к внесённым 120 килограммам аммиачной селитры, то есть азота. А как известно, яровые закладывают будущий урожай как раз в момент кущения.

Следующим несомненным плюсом данного гибрида является тот факт, что он отлично обходится без десикации — лишней химии в почву не попадает. Получается, что эти технологии позволяют «Аграрию» достичь невозможного: повысить после подсолнечника бонитет почвы. За пять-шесть лет применения таких технологий жёстко засоленные когда-то поля предприятия становятся чёрными. Солонцы просто уходят. И всё благодаря тому, что пожнивные остатки заделывают в почву. Таким образом, несмотря на интенсификацию производства, бонитет земли, повторим, неуклонно повышается.

— Надо уходить от импортных гибридов, — уверен Василий Желудков, — наш гибрид ЮВС-3, например, у саратовских аграриев становится всё более востребованным именно из-за его несомненных плюсов: короткого периода вегетации, небольших затрат на семена, отсутствия необходимости в десикации и устойчивости к ржавчине.

Кто-то может возразить: а как же заразиха, уж эту-то напасть местный гибрид не выносит. Рецепт от «Агрария» прост: отказаться от импортных гибридов. При соблюдении данного условия поля предприятия остаются чистыми даже там, где они расположены вдоль трасс.

После довольно продолжительной гонки по полевым дорогам где-то между двумя рядами посадок обнаруживаем ещё одно поле подсолнечника. Сразу бросается в глаза его откровенно полосатая раскраска. Объясняется буйство красок просто: это поле, на котором производится гибридизация. Десять рядков крупных, широколистных и большеголовых растений сменяют четыре ряда «пап», отличающихся пожухшей листвой и гораздо меньшими цветками. Они уже выполнили свою миссию, опылив материнские растения, и теперь в скором времени из них получится янтарное душистое масло. «Мамы» представляют собой гибрид ЮВС, репродукция Ф-1, в дальнейшем предназначенный на товарные посевы.

Довести до конечного результата подобное поле — задача не из лёгких. И важнейшее условие для получения качественного материала — полная изоляция посевов. Расстояние до ближайших полей-соседей должно быть не меньше трёх-четырёх километров, поскольку в случае, если на «маму» попадёт хоть крошечная порция пыльцы другого пылящего растения, чистого гибрида не получится, произойдёт расщепление. Это условие, несомненно, сдерживает желание расширить площади гибридных полей.

 

«Умные» машины: экономично и экологично

Что касается технологий, то и здесь в «Аграрии» применяют особые наработки, особенно если речь идёт о влагосбережении. И нынешний засушливый год в очередной раз показал все преимущества таких технологий.

— Трудно было получить всходы, — комментирует ситуацию Василий Желудков, — но из-за того, что мы на каждом этапе бережём влагу — пусть лучше травка кое-где немного подрастёт, — результат получился достойный.

К земле тут действительно относятся более чем бережно. Тяжёлых культиваторов на полях «Агрария» вы не увидите, весной обходятся без вспашки. И помогают в этом «умные» машины и агрегаты. К примеру, кольцевая борона. В хозяйстве она представлена складной моделью БКС, разработана и произведена в Новосибирске. Во время каждого прохода по полю борона «вычёсывает» 94-96% корнеотпрысковых сорняков — результат аналогичен тому, как если бы поле обработали глифосфатом. Однако лишняя химия при этом, как вы понимаете, не вносится. И самое главное, что при бороновании влага в почве запирается на гидрозамок: на поверхности располагается слой мульчи, снизу — влага, а сквозь промежуточный уплотнённый слой вся влага, даже роса, проходит внутрь, не испаряясь при этом с поверхности.

Сейчас это особенно заметно на парах. Да, посторонняя травка кое-где предательски зеленеет, но на глубине половины ладони сохранилась ещё весенняя влага. Пройдёт один дождь, уверен руководитель «Агрария», и озимые будут — загляденье. Достаточно всего 12 миллиметров осадков, которые осенью выпадут так или иначе.

Почему был выбран именно гибрид ЮВС-3? Во-первых, потенциальная возможность его составляет 3 тонны — 30 центнеров с гектара. Если вовремя внести подкормку, обеспечить чистоту поля и остаточное количество влаги, данный гибрид реально может дать урожайность 32-35 центнеров с гектара. И в «Аграрии» уже могли в этом убедиться.

У местных селекционеров есть также экспериментальный гибрид ЮВС-4, чей потенциал составляет 4 тонны, и ЮВС-5, дающий 5 тонн. Но это интенсивные сорта. А как заметил Василий Желудков, у саратовских аграриев эти технологии пока непопулярны. Хотя генетический материал у нас есть — отечественный селекционный материал. И в дальнейшем, уверен молодой руководитель, он обязательно будет востребован.

 

Лучше кормить планету, чем вооружать

Прошедший в 2015 г. град нанёс хозяйству убытков более чем на 11 млн руб. Пострадал не только подсолнечник, но и озимая и яровая пшеница. Подняться после такого удара было сложно. Но коллектив справился и с этим.

Сегодня под подсолнечником занято порядка 814 гектаров. С большей площади рассчитывают получить где-то 16 центнеров с гектара.

— К счастью, благодаря поддержке государства наше семеноводство постепенно развивается. В последние годы страна стала продавать сельскохозяйственной продукции больше, чем оружия. И это радует. Поскольку лучше кормить планету, чем вооружать её. Оружие рано или поздно выстрелит, и нет гарантии, что не в твою сторону. И нам сейчас, когда отечественное семеноводство на подъёме и страна полностью обеспечивает себя семенным материалом зерновых, необходимо стремиться поднять на такой же уровень и ситуацию с подсолнечником.

Этой культурой мы тоже можем себя обеспечить, убеждён Василий Желудков. Сорта у нас можно возделывать два-три года без серьёзной потери урожайности. С гибридами, к сожалению, пока не всё так позитивно. Не хватает родительских линий, полей с изоляцией, качества подработки материала, его упаковки, качества протравливания. С последним, к слову, всё опять-таки упирается в нехватку финансов. Протравить семена необходимо зимой, а для этого хозяйство должно располагать большим по площади отапливаемым помещением. А это, в свою очередь, расходы на электроэнергию, ИТР, зарплату и т. д. В «Аграрии» с этим пока туговато.

И тем не менее за счёт имеющегося в хозяйстве селекционного материала они постоянно двигаются вперёд, причём идут своей уникальной дорогой, что позволяет добиваться отличных результатов при минимальных вложениях.

— А это значит, у нас есть будущее, — ставит точку в разговоре руководитель. И с нашим собеседником трудно не согласиться.

 

Автор: Вера Шарабандова

Оставить комментарий