Главная / Издания / Школьный апгрейд

Школьный апгрейд

Школьный апгрейд
25 сентября 2019

Автор: Ирина Лихоман

фото pixabay.com

МК в Саратове

№40 (1153) 25.09.2019

Саратовские педагоги ждут новых компьютеров, но просят не забывать о достойных зарплатах.

В ближайшие несколько лет привычная жизнь учителей, школьников, студентов и их родителей изменится благодаря национальному проекту «Образование», реализация которого началась в этом году. Что конкретно ожидает систему образования, выяснял «МК» в Саратове».

 

Ударная пятилетка

Национальный проект «Образование» является развитием одноимённого приоритетного нацпроекта, стартовавшего в 2016 г. Его реализация рассчитана на 2019-2024 гг. Всего в него включено десять подразделов — федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профобразования), «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Не будем перечислять все новшества, которые ожидают отечественную систему образования, — их слишком много, остановимся на направлениях, больше всего интересующих родителей школьников. Так, согласно нацпроекту в Саратовской области ожидаются обновление материально-технической базы школ и спортивных залов в сельских общеобразовательных учреждениях, строительство новых школ в трёх муниципальных районах области, создание специальных центров — «Точек роста» в отдалённых сельских школах, выдача сертификатов дополнительного образования детей, которые позволят бесплатно посещать кружки и спортивные секции.

В нынешнем году в регионе активно создаются новые учебные места. Строится школа в микрорайоне «Звезда» города Саратова на 825 мест, капитально ремонтируется школа в посёлке Самойловка. В рамках нацпроекта «Образование» реконструируется общеобразовательное учреждение в посёлке Дубки на 300 мест. Суммарно это 1125 учебных мест. Начато также строительство школы на 110 мест в микрорайоне «Авиатор» города Саратова и на 825 мест в посёлке Приволжский Энгельсского района. 

В 15 сельских школах открылись и обновлённые спортивные залы. За прошедшие пять лет были отремонтированы спортивные залы в 118 сельских школах области. В нынешнем году ремонт и закупка нового оборудования велись летом в пятнадцати спортзалах на сумму 19,3 млн руб. 

В ходе регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» 129 тыс. детей региона получили сертификаты дополнительного образования. Из них более 10 тыс. детей уже зачислены на обучение по программам дополнительного образования различной направленности, 1250 детей используют сертификат для освоения двух программ, 200 детей записались сразу на три программы.

 

Комментарий эксперта

Ирина СЕДОВА, министр образования Саратовской области:

— Национальный проект «Образование» направлен на достижение двух главных задач. Первая — вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая — это воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных ценностей. В Саратовской области в рамках нацпроекта в ежедневном режиме наблюдаются огромные изменения в дополнительном образовании детей, создании новых мест в школах и детских садах, развитии чемпионатных движений по профмастерству, поддержке одарённых детей. Национальные проекты позволят не только ввести новые места в школах и детских садах, но и значительно повысить качество и эффективность образования.

 

Большие перемены

Учителя рассказывают о своих ожиданиях от нацпроекта. Согласно опросу 2,5 тыс. родителей и 3 тыс. педагогов из 83 регионов страны, проведённого Общероссийским народным фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования» в первой половине 2019 г., российские учителя считают важнейшими задачами национального проекта «Образование» консультации для родителей, модернизацию инфраструктуры и строительство школ на селе.

Результаты опроса показали, что 45% учителей ожидают обновления инфраструктуры, а именно зданий, спортивных площадок, техники и оборудования. Необходимость строительства в сёлах новых школ отметили 42% учителей, при этом 33% опрошенных назвали эту задачу самой сложной. Треть респондентов заявили о важности цифровой трансформации в сфере образования, чуть меньше (27%) указали на необходимость обновления образовательных стандартов и 26% ожидают учреждения новых организаций дополнительного образования.

Педагоги поделились и тревожными ожиданиями: не приведут ли нововведения к росту отчётности? Не вырастет ли количество оценок квалификаций, прохождения тестов и получения дополнительного образования? Удастся ли привлечь работодателей к сетевому взаимодействию со школой? «Отсутствие сетевого взаимодействия со средними профессиональными учреждениями и работодателями, их заинтересованности ставят под сомнение построение индивидуального плана для ребёнка»; «Замечательно, что в школах откроются «Точки роста», но расходы на содержание этих точек ложатся на плечи муниципального образования с ограниченным бюджетом»; «Курсы обучения для педагогов, которые будут работать по нацпроекту, — «Технология», «Физкультура», «ОБЖ» — все платные, в нашем регионе от 2 тысяч рублей за 36 часов» — таковы сомнения педагогов.

Результаты опроса комментируют в саратовском отделении Общероссийского народного фронта.

 

Комментарий эксперта

Михаил ОРЛОВ, декан философского факультета Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, член регионального штаба Общероссийского народного фронта:

— По мнению педагогов, сложнее всего будут происходить строительство сельских школ, модернизация инфраструктуры и цифровизация образования. 73% учителей рассказали, что не поддержат введение должностей «старший учитель» и «ведущий учитель», если за этим не последует изменение системы оплаты труда. Поэтому мы считаем, что должна быть разработана не только содержательная, но и финансовая модель национальной системы учительского роста. Необходимо смотреть, каким образом функционирует региональная финансовая модель и насколько она соответствует национальной системе. 

 

Как указывает Михаил Орлов, на региональном уровне требуется также пересмотреть систему окладов, учитывая введение новых должностей старшего и ведущего учителя.

 

Уроки из будущего

О дополнительном финансировании системы образования говорят и директора школ.

— Национальный проект «Образование» — это огромный шаг вперёд, — считает Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области. — Благодаря нацпроекту удастся решить важные злободневные вопросы. Хотя и не все, ещё много нужно сделать. На первом месте, как мне кажется, стоит ремонт общеобразовательных учреждений. Я постоянно слышу о том, что с 2021 года заработает федеральная программа по ремонту зданий школ. Для нашего региона подобная программа будет как нельзя кстати: к примеру, в нынешнем году из областного бюджета было выделено 200 миллионов рублей на ремонт школьных крыш. Конечно, все крыши мы не отремонтировали, поскольку изначально заявка была на 600 миллионов рублей. Поэтому решить эти проблемы можно будет за счёт участия в различных федеральных программах.   

По мнению Сергея Харькова, если мы живём в цифровой век, то первое, что нужно школам, — высокоскоростной интернет. Программа по подключению школ к «быстрому» интернету формируется, однако пока многие сельские школы региона лишены комфортного доступа к сети.

— Необходимы также современные компьютеры, планшеты, ноутбуки, — высказывает свою точку зрения Сергей Петрович. — Радует, что сейчас в рамках нацпроекта «Образование» открываются специальные центры — «Точки роста», оснащённые современными компьютерами, 3D-принтерами, специальными шлемами, которые помогут освоить азы виртуальных технологий, и другим оборудованием. В Александровогайском районе пока лишь в нескольких общеобразовательных учреждениях имеются «Точки роста», но их число будет увеличиваться, и я считаю, что это реальный шаг к цифровой школе.

 

Комментарий эксперта

Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области, депутат Саратовской областной думы:

— Если мы создадим комфортную образовательную среду во всех школах и у нас будет всё необходимое для того, чтобы в XXI веке пользоваться всеми прелестями цифрового образования, останется решить только кадровый вопрос. Сейчас подушевое финансирование предполагает, что педагог получает хорошую заработную плату при большом наполнении класса, что невозможно в сельских малокомплектных школах. А также не лучшим образом сказывается на качестве образования в больших классах городских школ. К примеру, в Финляндии, где система образования одна из самых передовых, у школьного учителя есть помощники — как минимум два человека работают с классом, причём классы небольшие. Как мне кажется, было бы правильно и нам двигаться в данном направлении. Нужно искать приемлемую систему финансирования образовательных организаций, и тогда мы постепенно придём к тому, что и у наших учителей будет помощник, появятся лаборанты, которые станут заниматься подготовкой образовательного процесса и получать при этом хорошую зарплату. Кадровый вопрос так же решится при увеличении финансирования, труд педагога станет оцениваться высоко, поднимется престиж учительской профессии, что очень важно.

 

К слову, о «Точках роста» — специальных центрах в сельских школах, где ученики смогут осваивать дисциплины по новым методикам. По информации регионального министерства образования, «Точки роста» созданы в 65 школах 38 муниципальных районов области по региональному проекту «Современная школа» национального проекта «Образование». Все школы уже завершили ремонт помещений в соответствии с типовым дизайн-проектом центров «Точка роста» и в настоящее время получают новое оборудование — цифровую и компьютерную технику, квадрокоптеры, ноутбуки, VR-шлемы, 3D-оборудование и технологическое оборудование для обучения по оказанию первой медицинской помощи. 

Центры представляют собой ученические классы, где будут проходить занятия по технологии, математике, информатике, физкультуре, ОБЖ, и класс коворкинга с шахматной гостиной и медиазоной. Помимо обучения по основным предметам центры позволят выполнять дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. На создание центров «Точек роста» региону выделили субсидию в рамках соглашения между Минпросвещения РФ и правительством Саратовской области. Общий объем финансирования в нынешнем году составил 103,4 млн руб., в том числе 101,4 млн из федерального бюджета и два миллиона из регионального. В 2020-2022 гг. в области откроется ещё 172 «Точки роста»: 42 центра в 2020 г., 75 в 2021-м, 55 в 2022-м.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий