Главная / Издания / Возвращение танкиста Ермолаева

Возвращение танкиста Ермолаева

Возвращение танкиста Ермолаева
02 октября 2019

Автор: Станислав Орленко

фото waralbum.ru

МК в Саратове

№41 (1154) 2.10.2019

Имя полузабытого героя войны ожило в названии саратовской школы.

Мы много говорим о необходимости помнить подвиги павших земляков, но всегда ли эта память наполнена конкретным содержанием? Названия улиц, мемориалы — как часто мы привыкаем к ним, проходим мимо, не задумываясь, кого и за что они увековечили. Год 75-летия Победы — лучшее время, чтобы не просто поклониться героям грозных лет, но увидеть в них живые черты, вспомнить их земную судьбу. Корреспондент «МК» в Саратове» встретился с людьми, вдохнувшими новую жизнь в память о подвиге уроженца Саратовской области, Героя Советского Союза Григория Ермолаева. 

 

«Он погиб за всех»

Глаза парнишки в военной форме Рабоче-крестьянской Красной армии 1940-х гг. смотрят с мемориальной доски на мальчишек и девчонок в школьной форме. Слов на доске немного: «Герой Советского Союза Григорий Дмитриевич Ермолаев. 1924-1944». С 23 мая 2018 г. средняя общеобразовательная школа № 40 в Заводском районе Саратова носит имя этого паренька.

Он был ровесником нынешних старшеклассников, когда в октябре 1942-го, не дождавшись 18-летия, добровольцем ушёл на фронт, чтобы отомстить за убитого захватчиками отца. И был совсем чуть-чуть постарше их, когда принял свой последний бой 25 июня 1944 г. у переправы через Западную Двину под Витебском. Танк, которым командовал гвардии младший лейтенант Ермолаев, ещё не встретивший свою 20-ю весну, оказался единственной преградой на пути в панике бегущих к мосту немецких колонн. Мост через реку был один, и советский танк перед ним всего один, а врагов очень много, им не было числа. В ушах танкистов звучал приказ командира бригады, отданный по рации:

— Удержать мост до подхода наших. Не дать немцам выйти из окружения. Любой ценой!

Цена здесь могла быть только одна — жизнь. Бесконечных три часа длился жуткий поединок одинокого обречённого танка с надвигавшимся на него железным потоком немецких машин, орудий, солдат. Мост удержали, дождались своей пехоты, но живыми из боя не вышли. 

В марте победного 1945-го командиру погибшего танкового экипажа Григорию Ермолаеву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Извещение об этом пошло в город Энгельс, где тогда жила его мать Прасковья Петровна. Туда же, куда ранее шли фронтовые письма и куда поступили две похоронки — на мужа и единственного сына этой русской женщины. 

Спрашиваю у ребят во дворе школы  № 40: 

— Вы знаете, кто этот человек, чей портрет на мраморной доске?

— Конечно, знаем. Это герой войны танкист Ермолаев.

— Почему его имя здесь? Он учился в вашей школе?

— Нет, не учился. Но он погиб за всех, за всю свою страну. Поэтому его имя может носить любая школа в России.

В нынешнем году исполняется 95 лет со дня рождения Григория Ермолаева. И 75 лет со дня его героической гибели. Поэтому глубоко закономерно, что именно сейчас школе присвоили это имя. Но всё же почему именно этой школе, ведь он здесь не учился да и жил не в Саратове, а в глухой деревеньке нынешнего Екатериновского района. 

Лучше всех на этот вопрос может ответить Николай ВЕТКИН, ветеран труда, активист ветеранских организаций, человек, вся жизнь которого связана с Заводским районом Саратова. 

— С Прасковьей Петровной ЕРМОЛАЕВОЙ я познакомился случайно в середине 1960-х годов. Тогда было трудно получить место для ребёнка в детском саду, и я няню для своих детей искал. Вот мне и порекомендовали добрую одинокую пожилую женщину, она тогда жила на улице Ленинградской в посёлке Южный или, как ещё говорят, «на Подстанции». Мы с ней подружились, я знал, что муж и сын погибли на войне, но о том, что её сын Григорий — Герой Советского Союза, она никогда не говорила. 

В то время не было принято хвастаться подвигами родственников да и своими тоже. Никто из соседей по старому дому не знал, что рядом с ними живёт мать героя-танкиста. Николай Веткин узнал об этом случайно, когда старушка Ермолаева попросила помочь ей достать дефицитные в ту пору лекарства. Среди документов, которые она передала Николаю Васильевичу, оказалась красная книжечка — свидетельство о присвоении её сыну высшего в СССР звания. 

 

Границы памяти

Нельзя сказать, что танкиста совсем забыли. Его имя есть в Книге памяти Саратовской области и в книге «Люди легендарного подвига», изданной в 1968 г. в нашем городе, где рассказывается о героях-земляках, в справочных памятных изданиях времён СССР. Есть оно и в парке Победы на Соколовой горе, и на мраморной плите аллеи Героев. В селе Шиловка Екатериновского района одна из улиц названа в честь Григория Ермолаева. 

Когда патриотизм стал модным, имена героев начали замуровывать в гранит и мрамор. Тогда, в 2010 г. повесили мемориальную доску на здании средней школы в селе Альшанка Екатериновского района. В 2013 г. в самом райцентре Екатериновка установили обелиск с портретами героев войны, родившихся в районе, не забыли и Ермолаева. Наконец в 2015 г., к 70-летию Победы, перед зданием Альшанской средней школы появился гранитный памятник с его изображением. 

Подвиг нашего земляка не забыли и в суверенной Беларуси, где он отдал во имя Победы свою молодую жизнь. За его могилой в деревне Рудаки Витебской области ухаживают местные жители, а в соседнем селе Узварцы воздвигли обелиск в его честь.

Всё вроде бы хорошо. Но всё же….

— Я заметил, что имя Григория Ермолаева находится как бы в тени по сравнению с именами других героев земли саратовской, — говорит Николай Веткин. — В их честь называют улицы и школы, им посвящают уроки мужества, о них рассказывают молодёжи. А его просто упоминают — и всё. О том, что мать героя жила в Заводском районе Саратова, и вовсе никто не знает. Впрочем, как и о том, что она жила в Энгельсе и похоронена на одном из местных кладбищ. 

Объяснить такое полузабвение можно тем, что у Григория Ермолаева не осталось родственников, последней из семьи была мать, которая скончалась в далёком 1980-м. Деревни Никандровка, где он родился, тоже нет сейчас на карте Екатериновского района. Место, где она была раньше, относилось сначала к Шиловскому сельсовету, потом к Альшанскому муниципальному образованию, поэтому в этих сёлах и сохранились остатки памяти о герое. 

На память о матери танкиста у Веткина осталось последнее письмо, которое она получила от сына с передовой. Там он написал: «Мама, тебе за меня стыдно не будет». Ещё письмо командира бригады, в котором он благодарит Прасковью Петровну за то, что воспитала такого отважного и мужественного сына, настоящего защитника Отечества.  

Николай Васильевич начал собирать сведения о биографии гвардии младшего лейтенанта Ермолаева. Их оказалось очень мало. Были и другие трудности. Нередко энтузиаста встречали словами: «Ты ему кто?»

— Дата гибели Григория Ермолаева указывается везде, а вот дата его рождения — нигде, только год известен, — сообщил мне Веткин. — В одном из документов промельк­нуло — 9 декабря 1924 года, теперь в школе будем отмечать этот день.

Основным источником по биографии героя стали наградные документы. Из них следует, что родился он в маленькой деревушке Никандровке, окончил 8 классов, потом стал работать колхозным шофёром — тогдашняя молодёжь рвалась к технике, а в деревне в основном на телегах ездили. 

Война принесла беду в семью Ермолаевых. В сентябре 1942 г. отец Дмитрий Григорьевич погиб в бою. Сын Григорий решил занять в военном строю его место и попросился добровольцем на фронт. 

Командование приметило смекалистого парня и направило его в Сызранское танковое училище. Осенью 1943-го он прибыл на передовую, уже не простым солдатом, а командиром. Сражался в частях Калининского и 3-го Белорусского фронтов. Летом 1944 г. командовал экипажем танка в составе 28-й отдельной гвардейской Лиозненской танковой бригады. 

В представлении к званию Героя Советского Союза указано, что танк Ермолаева был впереди, когда советские войска прорывали оборону гитлеровской армии в районе Витебска. 23 июня 1944 г. его экипаж у реки Лучоса уничтожил две автомашины и несколько повозок противника. 25 июня настиг и полностью разгромил отступавшую колонну вермахта. При этом немцы потеряли от ударов грозной боевой машины три самоходные артиллерийские установки, восемь орудий, 20 автомашин, 25 повозок и около 120 солдат и офицеров. 

Впереди были мост через Западную Двину, приказ командира бригады, трёхчасовой огненный ад на земле и — бессмертие. 

 

Уроки навсегда

Первый раз Николай Веткин обратился к власти с просьбой увековечить память о герое-танкисте на карте Саратова или Энгельса в начале 2016 г. Предложил назвать его именем санаторий в селе Шумейка. В ответ услышал: «Нецелесообразно». 

Много властных порогов пришлось обивать моему собеседнику, весьма пожилому человеку, прежде чем его всё-таки услышали. Дело сдвинулось с мёртвой точки только в декабре 2016 г., когда он провёл урок мужества, посвящённый памяти Григория Ермолаева, в школе № 20 города Энгельса, в том районе, где во время войны жила его мать. В этом Николаю Васильевичу помог начальник отдела по работе с ветеранскими, военно-патриотическими организациями и казачеством комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области 

Александр ГРАНКОВ.

Потом были такие же уроки в других школах Саратова и Саратовского района. Одновременно Веткин искал могилу Прасковьи Петровны Ермолаевой — это тоже оказалось нелёгким делом, участок кладбища, где она нашла покой, заброшен и неухожен, весь зарос травой. Там стоял обычный скромный памятник — теперь на его месте благодаря усилиям Веткина и Энгельсского совета ветеранов высится монумент с указанием, что здесь похоронена мать Героя Советского Союза. 

Наконец в 2018 г. Николай Васильевич обратился к директору школы № 40 Маргарите КОЧУГУЕВОЙ с предложением назвать образовательное учреждение именем славного земляка и встретил полное понимание и поддержку. 

Маргарита Михайловна считает, что день Последнего звонка 23 мая нынешнего года, когда на школьной стене появилась мемориальная доска, стал началом нового этапа в жизни школы.

— Идею Николая Васильевича Веткина, проживающего по соседству с нашей школой, поддержали все — и педагоги, и родители, и дети. Процесс оформления документов был непростым и долгим, но дело того стоило. 25 июня мы провели митинг памяти Героя Советского Союза Григория Ермолаева, возложили цветы к памятной доске. Теперь наши дети вместе с учителем истории Наталией Анатольевной ПОЛЯКОВОЙ занимаются поисковой работой, хотят больше знать о герое. В их планах — связаться с жителями белорусских деревень, где хранят память об этом мужественном человеке. 

Три года боролся Николай Веткин за оживление памяти героя земли саратовской. Много потратил сил и здоровья, которого и так не в избытке. Цели своей добился. Теперь дети и подростки идут в школу, которой присвоено имя гвардии младшего лейтенанта Григория Ермолаева, и видят его глаза на мемориальной доске у входа. Как поётся в песне: «Этот взгляд — точно высший суд».

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий