Найден способ вернуть людей из Москвы в Саратов
Главная / Издания / Показать класс

Показать класс

 
Показать класс

23 октября 2019     

Автор: Ирина Лихоман

фото pixabay.com

МК в Саратове №44 (1157) 23.10.2019

Саратовские школы пытаются создать условия для обучения инвалидов.

Инклюзивное образование для детей с особыми возможностями здоровья, в том числе и с серьёзными нарушениями развития, уже несколько лет является реальностью для многих школ Саратовской области. Это означает, что общеобразовательные учреждения становятся доступны для обучения любого ребёнка: кому-то понадобится пандус, кому-то отдельная образовательная программа. Федеральный проект «Современная школа» в рамках нацпроекта «Образование» прописывает создание безбарьерной среды в школах, которая позволит обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья. «МК» в Саратове» выяснил, как создаётся безбарьерная среда в общеобразовательных учреждениях региона.

 

Образовательный эффект

В ходе государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг. в Саратовской области с 2014 г. созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в 125 образовательных организациях (в 2015-м таких школ было всего 88). Кроме того, в различных образовательных организациях области, не участвующих в вышеуказанной программе, тоже есть условия для приёма детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ребятишек-инвалидов.

Как говорят директора саратовских школ, инклюзия — гибкая система, основанная на том, что все дети разные, они вовсе не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут обучаться в общеобразовательных учреждениях.

В средней школе № 3 Красного Кута учатся 700 учеников, из них 43 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Пять лет назад школа начала готовиться к обучению детей с ОВЗ: в первый год обновляли инфраструктуру, закупали оборудование, а затем на обучение пришли первые ребятишки, имеющие проблемы со здоровьем. По словам директора школы Светланы ЧИЖЕНЬКОВОЙ, в образовательном учреждении есть оборудование для слабовидящих, слабослышащих детей, а также тех, у кого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. Для учеников с ДЦП приобрели специальные парты: их крышки регулируются по высоте, чтобы ребёнку было удобно сидеть. В столовую заказали столы, за которыми могут разместиться дети в инвалидной коляске. Есть сенсорная комната, пандусы, поручни, специальные сан­узлы — всё, что требуется для комфортного пребывания детей с ограниченными возможностями в школьных стенах.

— Диагнозы у детей с ОВЗ разные: расстройства аутического спектра, нарушения интеллекта, ДЦП, — говорит Светлана Анатольевна. — Зачастую у одного ребёнка целый букет диагнозов. И к сожалению, с каждым годом таких ребятишек становится всё больше. Педагогам, конечно, тяжело: порой в классе сидят 3-5 учеников с разными диагнозами. Учитель должен работать с 20 школьниками, которые обучаются по обычной общеобразовательной программе, но также уделить внимание детям, которые проходят адаптированную программу. Пока мы справляемся, хотя не мешало бы добавить несколько ставок дефектолога и логопеда. 

 

Invalidov.net

Во время реализации программы «Доступная среда» с 1 сентября 2014 г. школа № 10 г. Аткарска начала обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе есть всё необходимое: подъёмник, пандусы, перила, инклюзивные туалеты. В этом году открылась арт-студия, и теперь ученики получат возможность развить свои творческие способности.

— Один шестой класс — 12 человек — полностью состоит из ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, — рассказывает директор школы Алла ПОТАПОВА. — Все они обучаются по адаптированной программе. Диагнозы у детей разные, в основном связанные с нарушением интеллекта, есть ребёнок с ДЦП и ещё несколькими сопутствующими диагнозами. Некоторые находятся на индивидуальном обучении, но всё равно участвуют во всех школьных мероприятиях, праздниках.

 

Комментарий эксперта

Алла Потапова, директор средней общеобразовательной школы № 10 г. Аткарска:

— Совместное обучение здоровых детей и ребятишек с ограниченными возможностями здоровья приносит пользу: здоровые дети становятся более дружелюбными и внимательными, а дети с ОВЗ более социализированными. Мы это заметили на собственном опыте: когда ребятишки пришли в школу, многие практически не разговаривали. Сейчас они могут сами себя обслужить в столовой, назвать блюдо, которое хотят купить. Некоторые не читали, не писали, сейчас многие читают. То есть, обучаясь бок о бок со здоровыми детьми, они очень хорошо «подтягиваются», что важно и полезно для ребят с ограниченными возможностями здоровья.

 

В школе № 6 г. Маркса восемь детишек с ограниченными возможностями здоровья. 

— Ученики прекрасно ладят между собой, никаких конфликтных ситуаций не возникает, — рассказывает директор школы 

Галина ПОЛИЩУК. — Единственный момент: педагогам приходится нелегко, поскольку к детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный подход, они учатся по специальным адаптированным программам. В нашей школе учителя прошли курсы переподготовки для того, чтобы работать с такими детьми, сформирован штат: есть дефектолог-логопед, педагог-психолог. Конечно, хотелось бы принять специалистов на дополнительные ставки, но финансирования нет. Как нет и средств для обеспечения материальной базы, которая необходима для полноценного обучения детей с ОВЗ. Законодательство позволяет родителям ребёнка с ограниченными возможностями прийти в любую школу и сказать: мой ребёнок хочет у вас обучаться. И администрация учебного заведения не имеет права отказать при наличии свободных мест. На мой взгляд, было бы правильно, если бы школам, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставили пусть небольшое, но дополнительное финансирование. 

Средняя школа № 12 г. Энгельса была одной из первых в городе, которая начала принимать на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Ученики с ОВЗ поступили в школу в 2008-2009 гг. Сегодня в общеобразовательном учреждении 11 детишек с ограниченными возможностями здоровья: кто-то находится на дистанционном обучении, есть ребятишки, обучающиеся как в школе, так и дома — с педагогами, которые приходят к ним из образовательного учреждения. В школе есть сенсорная комната, пандус, имеется кнопка вызова персонала, оборудованы специальные инклюзивные туалеты.

 

Комментарий эксперта

Алексей МИХАЙЛОВ, директор средней общеобразовательной школы № 12 г. Энгельса:

— Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях создаются условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это говорит о том, что через 5-10 лет каждая школа сможет взять на обучение таких детишек. Конечно, это несомненный плюс, так как совместное обучение учит терпимости, уважению друг к другу и толерантности. Только совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать как гармоничную.

 

Инклюзия без иллюзий

В Саратовской области функционируют и 20 отдельных государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. В их числе 8 школ-интернатов и 7 школ для детей с интеллектуальными нарушениями, интернат для ребятишек с нарушением опорно-двигательного аппарата, одно учреждение для детей с нарушениями речи и ещё 3 учреждения для незрячих и слабовидящих детей, а также слабослышащих.

На вопрос, почему родители не хотят отдавать больных детишек в коррекционные учреждения, где имеется штат медиков, логопедов и дефектологов, а пытаются устроить ребёнка в общеобразовательную школу, отвечает Ольга МАКЕЕВА, директор саратовского интерната № 4. Интернат на улице Чернышевского известен родителям, воспитывающим ребятишек с ДЦП. Именно в этом коррекционном учреждении занимаются детьми, у которых имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. В интернате обучение немного растянуто: программу начальной школы дети проходят не 4, а 5 лет, потому что малыши сначала поступают в «нулевой» класс. Но как считает Ольга Макеева, многие дети с сохранным интеллектом способны к обучению, главное — найти к каждому индивидуальный подход.

— Пока ребёнок с ограниченными возможностями здоровья учится в начальных классах общеобразовательной школы, проблем, как правило, не возникает, — высказывает мнение Ольга Владимировна, — поскольку уроки ведёт один преподаватель. Но с 5-го класса учителя меняются, больному ребёнку нужно перемещаться из класса в класс, с этажа на этаж, и тут уже у родителей возникает дилемма: перевести в коррекционную школу или же пытаться доучиваться там, где ребёнок начал. К сожалению, родители не всегда верно оценивают возможности собственного ребёнка. Судите сами: сейчас в нашем интернате 126 детей, к концу учебного года их численность составит примерно 150 человек, так как придут те, кто «не потянул» общеобразовательную школу. Так происходит каждый год, родители приводят ребятишек в феврале, марте. Многие начинают понимать: одно дело, когда в классе 25 человек, и другое — когда 5-7, как в нашем интернате. Плюс лечение — массаж, физиотерапия между занятиями, бесплатное шестиразовое питание. И конечно, оборудование. У нас качественные итальянские подъёмники, специальные парты, перила, пандусы. Перед Новым годом для детишек с ДЦП, которые не могут писать ручкой, были закуплены специальные компьютеры. 

Как указывает Ольга Макеева, было бы неверно говорить, что в интернате слабые образовательные программы: ребёнок с сохранным интеллектом так же, как и в обычной школе, сдаёт государственную итоговую аттестацию, получает аттестат об основном общем образовании. Ученики интерната занимают призовые места в олимпиадах, всероссийских конкурсах, после обучения поступают в техникумы и вузы. 

Тем не менее, считает директор школы-интерната, инклюзия необходима.

 

Комментарий эксперта

Ольга Макеева, директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 4 г. Саратова»:

— Инклюзивное образование должно быть, потому что в нашем обществе низкая толерантность. В общеобразовательной школе могут обучаться разные дети — как здоровые, так и с ограниченными возможностями. Одноклассники научатся сострадать, сопереживать, помогать таким ребятишкам хотя бы в мелочах: подержать трость, принести из столовой булочку с чаем. Ученик с инвалидностью перестанет казаться диковинкой, а перед здоровыми детьми не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и для чего он нужен. Конечно, очень многое зависит от учителя. Важно уметь создать внутри класса тёплую, доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённым.

 

Эксперты подчёркивают: ценность инклюзии как современного тренда развития образования в том, что в её условиях каждый ребёнок уникален и у каждого свой путь приобретения опыта и знаний. Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков. Ведь к нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие «особого» ребёнка мало чем отличается от развития здоровых детей.

оставить комментарий
 

Фото

  • 12 ноября

    Уважаемые работники и ветераны агропромышленного комплекса, дорогие партнёры!

    Примите искренние поздравления с Днём работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности!  Агропромышленники в нашей области — отличные специалисты, профессионалы. Умение вести хозяйство эффективно, с применением передовых технологий, самой современной мощной техники позволяет добиваться тех отличных результатов, которые ежегодно отмечаются  наградами на

  • 06 ноября

    Рейтинг скандалов

    1,2 раза - во столько число умерших с начала года превысило число родившихся, таковы данные по России в целом   Лидеры по смертности и убитым дорогам В последнее время дня не проходит, чтобы СМИ не опубликовали результаты опроса общественного мнения или выкладки Росстата, которые для саратовцев, как правило, оказываются весьма неутешите

  • 06 ноября

    На новом саратовском пляже намывают песок

    Работы на набережной ведутся с отставанием от графика. В паблике сторонников Вячеслава Володина в соцсети Инстаграм появился ролик, на котором видно, как благодаря земснаряду на месте будущего саратовского пляжа на участке новой набережной прибывает песок. «Третья линия расположится от улицы Шелковичной до Второй Садовой. Общая протяжённость — полкиломет

  • 12 ноября

    В КоАП ввели для компаний новые штрафы до одного миллиона рублей

    Штраф для компании за неуплату или несвоевременную уплату экологического сбора теперь равен трехкратному размеру неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки. Если такой размер будет меньше полумиллиона рублей, то компанию все равно оштрафуют на 500 тысяч рублей. Должностных лиц будут штрафовать на сумму в размере от пяти до семи тысяч рублей. За нарушение порядка пр

  • 11 ноября

    Итоги недели. Космический парк, котлета против бургера, Саратов и Тулуза

    Перестал быть праздничным ноябрь. Властям удалось размыть акции годовщины Октябрьской революции с помощью Дня единства. В результате первое перестало быть праздником, а по случаю второго народные массы ликуют только по бюджетной разнарядке или за зачеты. Впрочем, и в советские времена на 7 ноября не все жаждали таскать портреты старцев из коммунистического ареопага. Но праздник ощущался

  • 06 ноября

    От каких нарушений контрагента защитит обеспечительный платеж

    Письменные договоренности не защитят компанию от того, что товар привезут с опозданием, арендатор покинет офис раньше времени или здание построят с отклонениями от проектной документации. В таком случае можно пойти в суд, но тогда компания потеря

Система Orphus