Главная / Издания / Послание в бутылке

Послание в бутылке

Послание в бутылке
11 декабря 2019

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№51 (1164) 11.12.2019

У саратовцев появился шанс приобрести отечественное вино до полуночи.

Алкогольный рынок снова встревожен: время продажи российского вина предложено продлить до полуночи, в то время как всё остальное спиртное становится недоступным для потребителей уже в 23 часа (в Саратовской области в 22.00). Ассоциация компаний розничной торговли, являющаяся инициатором новшества, объяснила своё предложение дополнительной мерой поддержки отечественных производителей вина и отметила, что смягчение правил торговли снизит потребление суррогата и поспособствует переходу граждан на лёгкие и качественные алкогольные напитки. Так ли это на самом деле и есть ли у вина шансы продержаться до полуночи, выяснял «МК» в Саратове».

 

Вкусить российского

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила в правительство, Минфин, Госдуму РФ и Совет Федерации письмо с предложением в качестве дополнительной меры поддержки отечественных производителей продлить время продажи российского вина до полуночи. Поправки предложено внести в законопроект «О виноградарстве и виноделии в России», который был принят Госдумой в первом чтении 19 ноября. 

Напомним, что вышеуказанный законопроект впервые вводит термин «вино России» — то есть полностью изготовленное из отечественного винограда. Предполагается, что в местах продажи алкоголя этой надписью будет сопровождаться выкладка таких напитков на магазинных полках. В законопроекте также сформулированы технологические правила производства винодельческой продукции, в том числе указаны запрещённые технологические приёмы. К примеру, строго запрещено использовать воду «на любом этапе производства», то есть разбавлять вино. Ко второму чтению документа один за другим появляются предложения и поправки: снять часть ограничений на рекламу российского вина, вернуть алкогольный напиток на билборды и вот теперь продавать его до полуночи.

И всё было бы прекрасно, если  бы предложение АКОРТа не шло вразрез с государственной антиалкогольной политикой, а также исходило бы от самих производителей отечественного вина, а не от Ассоциации розничной торговли, куда входят крупнейшие продовольственные сети (X5 Retail Group «Ашан», «Метро», «Лента» и другие). Понятно, что продавцы имеют свой коммерческий интерес, особенно учитывая тот факт, что объём продаж вина за последние пять лет снизился в нашей стране почти на 14%.

Впрочем, среди народных избранников уже нашлись сторонники предложения. В интервью одному из телевизионных каналов член Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Андрей ЛУГОВОЙ сообщил, что он «разрешил бы продавать вино до полуночи» и людей надо приучать «к благородным винам».

С «благородством» отечественных напитков категорически не согласен другой депутат: экс-глава федерального Роспотребнадзора Геннадий ОНИЩЕНКО. Как заявил одному из федеральных СМИ господин Онищенко, «всё вино, что продаётся на нашем рынке, делается из малопонятного сырья из малопонятных квазивинных держав. А своего винограда для массового производства алкогольных напитков у нас нет». 

Бокальные данные

Саратовский общественник Михаил ВОЛКОВ не стал рассматривать инициативу с точки зрения вреда или пользы алкоголя, а прокомментировал бизнес-ситуацию, которая может сложиться, если поправки войдут в новый законопроект.

 

Комментарий эксперта

Михаил Волков, председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области:

— Очевидно, что у каждой страны есть свои стратегические интересы, которые должны соблюдаться вне зависимости от того, выгодно это или нет. Но алкоголь к национальным интересам не относится. Раньше — да, он был стратегическим ресурсом, поскольку имелась государственная монополия на производство алкоголя. Сейчас её нет. Поэтому если сегодня принимаются лоббистские решения в пользу одних производителей и, соответственно, против других (в данном случае производителей крепкого алкоголя, пива и проч.), то это означает искусственное снижение конкуренции, что приведёт к повышению цен и снижению качества. Думаю, экономисты должны разъяснить нашим политикам последствия искусственного снижения конкуренции. Последствия, которые будут плачевными и на финише приведут к появлению некачественного алкоголя, который впоследствии не сможет конкурировать на международных выставках, его перестанут экспортировать. На мой взгляд, этого допустить нельзя. И если уж защищать алкогольный рынок, то весь, не выделяя никого.

Как считает Михаил ЯКУШЕВ, директор компании «Бир клаб» (сеть пивных магазинов), предложенная инициатива вызывает массу вопросов.

— Если сейчас официально разрешено торговать алкоголем до 22 часов, то какой смысл дирекции магазина ради продаж вина продлевать смену до полуночи, нести дополнительные расходы по зарплатам? — задаётся вопросом предприниматель. — Мне кажется, овчинка не стоит выделки. Конечно, торговлю можно организовать в крупных гипермаркетах, которые работают до полуночи, но и тут возникают сложности: алкоголь в гипермаркетах расположен по секциям, получится, что все секции со спиртным нужно будет перегораживать, а с отечественным вином оставить? Опять же выходит, что покупатель сможет приобрести только вино, а шампанское почему-то нет, хотя градусов в нём примерно столько же, сколько и в сухом вине. Считаю, подобные лоббистские инициативы напоминают хождение по кругу: разрешение, запреты, потом снова разрешение. Но если верить официальным источникам, потребление алкоголя сократилось, то есть мы добились положительных результатов. И зачем теперь откатывать обратно? Кроме того, в нашей стране не употребляют вино в больших объёмах.

Действительно, как показывают многочисленные исследования, россияне довольно спокойно относятся к этому спиртному напитку. Вероятно, по причине его высокой стоимости. По информации аналитиков алкогольного рынка, средняя цена вина составляет 340-380 руб. за бутылку. Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим ДРОБИЗ неоднократно указывал, что потреб­ление вина в нашей стране пока мизерное — около 3 литров в год на душу населения. Хотя во времена СССР выпивали порядка 16 литров. Чаще всего, как отметил Дробиз, граждане предпочитают красное сухое и полусладкое вино — на него приходится 38 и 21% всех продаж. 

 

Комментарий эксперта

Татьяна РАЗБОРОВА, председатель саратовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое единство»:

— Конечно, отечественных производителей нужно поддерживать. Но предложенные поправки нарушают антимонопольное законодательство о праве конкуренции, поэтому необходимо очень внимательно, вдумчиво и осторожно подходить к принятию таких документов. Просчитать, какие выгоды и потери будут для общества. Опять же нужно определиться, что за вино можно будет продавать до полуночи, каких марок, с каким содержанием алкоголя. К сожалению, часто бывает так, что законы принимают сиюминутно, а потом выясняется, что на практике они или не работают или повлекли за собой неприятные последствия. Особенно аккуратно нужно подходить к новшествам, которые затрагивают алкогольный рынок. Пока мне не совсем понятно, с какой целью предлагаются поправки о продаже вина до полуночи. Возможно, это очередная шумиха, которая не принесёт никаких результатов.

 

Винные жертвы

Пока же аналитики фиксируют снижение потребительского спроса не только на вино, но и на любые алкогольные напитки «в цене» и указывают, что россияне переходят на дешёвое спиртное.

Согласно результатам исследования российского сервиса по поиску и выбору товаров в интернете Rate&Goods, с начала 2019 г. спрос на вино и дорогостоящие крепкие алкогольные напитки в России снижается, в то время как на более доступные напитки растёт. C 18,3 до 15% упал спрос на вино, россияне стали реже покупать коньяк и виски. Помимо этого эксперты не зафиксировали роста продаж шампанского в Международный женский день, который считается вторым потребительским пиком после Нового года. Лидерство в сегменте алкогольных напитков сохраняет пиво —  спрос на него стабильно растёт. Если в конце 2018 г. пиво занимало долю в 55,4% от всего купленного алкоголя, то в конце первого квартала нынешнего года — уже 63,2%, а в апреле спрос на пиво вырос до 64,2%. Спрос на водку, по данным экспертов, остаётся стабильным — её продажи занимают порядка 10% от общего объёма.

— Я всегда выступала против любых запретов, в том числе и алкогольных, — говорит Наталия ПАНФЁРОВА, председатель регионального отделения «Опоры России». — Меня не перестаёт возмущать запрет на торговлю спиртным по определённым дням, так как в реальности это приводит к спаиванию населения. Люди запасаются алкоголем заранее в больших объёмах и упиваются. Заметьте, в «запретные» дни на улицах много пьяных. То же самое касается ночных продаж: тот, кто не успел приобрести спиртное до 22 часов, всегда найдёт где купить суррогат. Любой запрет, это повелось ещё с советских времён, приводит к тому, что человеку и в голову не придёт, что в определённый день можно выпить. Но как только он слышит, что алкоголь продаваться не будет, у него тут же появляется мысль: найти спиртное любыми способами.

В отношении инициативы Ассоциации компаний розничной торговли эксперт высказывается положительно.

 

Комментарий эксперта

Наталия Панфёрова, председатель Саратовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

— Что касается новшества о продлении продаж вина до полуночи, то, полагаю, это шаг в продвижении отечественного производителя. Ничего плохого в этом не вижу, недобросовестной конкуренции тоже не наблюдаю. Безусловно, у нас есть производители отечественного пива и их, по логике, тоже нужно поддерживать. Но начинать нужно с малого, в данном случае с вина. Если разрешить торговать до полуночи всеми видами отечественного алкоголя, это может спровоцировать бунт, возмущение общественников. А так магазины станут брать на реализацию российское вино и работать на два часа дольше — кому от этого будет хуже? Никому. Поскольку алкоголики вино приобретать не будут, они его не пьют. И даже если вино станут продавать всю ночь, такой контингент всё равно пойдёт за более крепким спиртным в нелегальные точки и шинки. 

 

К слову, совсем скоро от вина придётся отказаться и доброй части потребителей. С 1 января 2020 г. акцизы на вина вырастут с 18 до 31 руб. за литр, на игристые вина — с 36 до 40 руб./литр. В 2021 г. акцизы на вина составят 32 руб., в 2022-м — 33 руб. Увеличение акцизов приведёт к росту цен, а значит, к снижению спроса. Может быть, поэтому Ассоциация  компаний розничной торговли озаботилась тем, чтобы «подстелить соломку» уже сегодня?

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий