Главная / Издания / Леонид Сметанников: «День Победы» я пел больше десяти тысяч раз»

Леонид Сметанников: «День Победы» я пел больше десяти тысяч раз»

Леонид Сметанников:  «День Победы» я пел больше десяти тысяч раз»
13 мая 2020

Автор: Станислав Орленко

фото из архива Леонида Сметанникова

МК в Саратове

№20 (1184) 13.05.2020

Первый исполнитель главной песни 9 Мая рассказал, как она объединяла народы.

Нет в России человека, незнакомого с этой песней. Стоит произнести: «День Победы», сразу в голове всплывают ритм марша и слова «Как он был от нас далёк», затем рефрен «Этот день мы приближали, как могли». И, конечно, мы слышим при этом голос человека, который дал песне путёвку в жизнь — впервые спел её для миллионов слушателей. В дни празднования 75-летия Великой Победы мы попросили знаменитого саратовского певца Леонида Сметанникова вспомнить, как всё было 45 лет назад.

 

Народная слава сильнее худсовета

Культура не только помогает людям стать совершеннее и духовно чище — она способна мирить враждующие стороны, наводить мосты между народами и укреплять их дружбу. Культурные связи бывают сильнее дипломатических премудростей и политических противоречий, они несут людям мир и взаимопонимание. Одним из ярких тому примеров служит песня, посвящённая главному событию ХХ века — Победе нашей страны в Великой Отечественной войне. 

9 Мая — главный российский праздник, когда перед величием подвига армии и народа склоняют головы люди всех национальностей и всех поколений. Символом этой даты стала песня «День Победы» — её мотив узнают во всём мире, число исполнителей на разных языках достигает нескольких тысяч. Первым же был солист Саратовского театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского Леонид СМЕТАННИКОВ. Отсчёт славы песни начался 9 мая 1975 г., в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, в любимой всем Советским Союзом праздничной программе «Голубой огонёк». Попасть туда было большой честью для артистов, допускали только лучших из лучших.  

— После этого, где бы я ни выступал — в СССР, в России или за рубежом — меня всегда просят спеть эту песню, — говорит Леонид Анатольевич. — Каждый свой концерт я завершаю «Днём Победы», так в течение уже 45 лет. Не сосчитать, сколько было концертов за эти годы — наверное, больше десяти тысяч. Приспосабливаясь к современным условиям, всегда желаю слушателям, чтобы победы им сопутствовали везде: в труде, в творчестве, в любви. 

К середине 1970-х саратовского певца уже хорошо знали на всесоюзном или, как тогда говорили, Центральном телевидении. Поистине звёздным оказался для него 

1973 г. Он стал лауреатом Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни в Минске, Х Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине, VI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки в Кишинёве. Тогда же впервые выступил на «Голубом огоньке» 7 ноября, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции с песней Александры ПАХМУТОВОЙ «Знаете, каким он парнем был». С тех пор в «Огоньках» баритон с берегов Волги участвовал регулярно. Там на него обратили внимание авторы музыки и слов к известным песням. 

— Композитор Давид ТУХМАНОВ и поэт Владимир ХАРИТОНОВ вместе с редактором «Голубого огонька» Ноной НЕСТЕРОВСКОЙ в марте 1975 года сказали, что есть песня для меня и надо её срочно выучить. Это была песня «День Победы». 19 марта я записал песню в московском Доме звукозаписи. Сделал 12 дублей, но в итоге услышал, что песня не прошла. Однако на следующий день в Первой студии ЦТ запись продолжилась. Я записал ещё девять дублей. Последний дубль — 21-й, счастливое число — вышел в эфир «Голубого огонька» 9 мая 1975 года. 

Та весна была для саратовского артиста временем напряжённой работы в Москве. К первомайскому «Голубому огоньку» он записал сразу две песни: Серафима ТУЛИКОВА «Не отдам тебя другому» и Евгения ЖАРКОВСКОГО «В Москву нельзя не влюбиться». Тогда же были записи песен Туликова «Страна моей мечты» и Рудольфа МАНУКОВА «Милицейский вальс». В творческом дневнике певца остались пометки об этом: «Голос ложится хорошо». 

Ещё состоялись ежедневные концерты в зале «Россия» с оркестром Максима ДУНАЕВСКОГО. Леонид Сметанников пел песни композиторов Евгения МАРТЫНОВА, Исаака ДУНАЕВСКОГО и даже песню на французском языке «Для тебя». 

Почти все эти записи потом звучали в популярных радиопередачах «С добрым утром», «Рабочий полдень», «Для тех, кто не спит». А вот песню «День Победы» на радио… не приняли. Авторы Давид Тухманов и Владимир Харитонов не захотели преодолеть сопротивление членов так называемого худсовета радио.

— Мне тогда говорили, что в этом худсовете сидели «несмышлёные старушки», — вспоминает певец. — Вроде бы они потребовали, чтобы Харитонов переделал куплет со словами «Здравствуй, мама, возвратились мы не все, босиком бы пробежаться по росе». Чем-то им эти слова не угодили. Поэт, конечно, ничего в своих стихах менять не стал. Такое в те времена бывало нередко. Автора одной из первых «победных» песен «Ехал я из Берлина» Льва ОШАНИНА (музыку к ней в 1945-м написал Исаак Дунаевский) заставили на премьере песни убрать из текста строчку «чарочку хмельную полнее наливай». Вместо этого появились слова: «Эй, встречай, с Победой поздравляй, милыми руками покрепче обнимай». Теперь можно смеяться над бдительностью партийных критиков искусства, а тогда приходилось считаться. 

Но песня «День Победы» уже пошла в народ, и остановить её шествие было не под силу никаким худсоветам и политуправлениям. Не звучала по радио, зато звучала на всех сценах. Её пели в театрах, клубах, домах культуры. Вернувшись из столицы в Саратов, Леонид Сметанников выступил с ней на городских торжествах в честь 30-летия окончания Великой Отечественной войны. С тех самых пор песня «День Победы» его не отпускает.

 

Концерт под пушечные залпы

Артист хорошо помнит, как слушали песню ветераны войны, фронтовики. 

— У всех — рядовых, полковников, генералов — оживали глаза, они снова становились молодыми, сильными, как в военные годы, готовы были снова идти в бой за Родину. Мой отец, фронтовик, просто с ума сходил от этой песни. Такое же впечатление на него потом произвела другая военная песня, которую я тоже исполнял, — «Ради матушки-земли». Люди, прошедшие войну, признавались, что у них дух захватывало. 

Сметанникову доводилось исполнять «День Победы» даже под гром пушечных залпов. Это было во время выступлений в Сочи, там старались максимально точно воссоздать атмосферу победного мая 1945 г.

— Начальник Управления культуры города Сочи Александр Васильевич ТРОШЕВ сказал мне: «Мы остановили полёты самолётов в аэропорту. Объяснили, что будут стрелять пушки, потому что Сметанников поёт “День Победы”. Ну, давай!» 

Я пел в парке культуры при огромном скоплении народа, под открытым небом, среди благоухающих цветов и слышал раскаты пушек. Ощущение было таким, будто в самом деле это был тот первый День Победы, что порохом пропах.

 

Песня — посол дружбы

Уже много лет песню «День Победы» поёт весь мир. Война всё дальше во времени, но песня с каждым годом становится всё мощнее. Она не раз превращалась в связующее звено между странами и народами. 

Так получилось, что в 1989 г., когда прилагали огромные усилия по нормализации советско-китайских отношений, Леониду Сметанникову выпала роль посла культуры СССР в Китае. 

— В феврале 1989-го в КНР съездил министр иностранных дел Советского Союза Эдуард ШЕВАРДНАДЗЕ. Встретился с руководством, договорился о встрече на высшем уровне — в мае в Китай отправился тогдашний советский лидер Михаил ГОРБАЧЁВ. Между этими двумя визитами высших лиц государства к восточному соседу было решено направить делегацию деятелей культуры. Вошли в неё всего два человека: министр культуры РСФСР Юрий Серафимович МЕЛЕНТЬЕВ — он мой земляк, с Урала, в 1950 году оканчивал в Саратове суворовское училище — и я. Третьим был переводчик. Мелентьев выбрал меня, потому что полностью мне доверял.

Принимали посланцев советской культуры как самых почётных гостей. Отвели огромные апартаменты в лучшей гостинице Пекина, каждая комната площадью в 50 квадратных метров, окружили роскошью. И тогда на одном из приёмов Леонид Анатольевич вдруг услышал, как китайцы поют «День Победы» на своём языке. 

— Конечно, это было очень далеко от моей манеры исполнения. Пели совсем в другой тональности, да и ритм иной, вовсе не маршевый, слишком быстрый. Но свою песню я узнал сразу. Вообще, несмотря на то, что отношения между нашими странами много лет были далеки от дружественных, доходило даже до боевых столкновений в конце 1960-х, в Китае советские песни были очень популярны. Пели по-китайски «Катюшу», «Подмосковные вечера», «Одинокую гармонь» и другие. Песня «День Победы» пользовалась особенной любовью китайцев, её знали многие. За время нашего пребывания там не раз довелось её услышать. Искусство оказалось сильнее политики. Песни сблизили народы ещё задолго до того, как дипломаты нашли общий язык. 

С 1997-го по 2012 г. Сметанников ежегодно гастролировал по США. Выступал в Вашингтоне в сопровождении Русского оркестра, в Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе. На каждом концерте обязательно исполнял «День Победы» и почувствовал, что американцы относятся к этой песне даже более трепетно и уважительно, чем отечественные слушатели. 

— Весь зал вставал при первых словах песни. Слушали стоя, с серьёзными одухо­творёнными лицами. Я стал и на концертах в России об этом говорить — в последнее время у нас тоже все встают, чувствуя величие песни.

Прекрасно воспринимают песню и в Германии. Саратовский певец часто выступал на немецкой земле, где шли последние бои Второй мировой войны. И во времена разделения страны на ГДР и ФРГ, и в обновлённой, объединённой Германии после падения Берлинской стены. 

— Немцы обожают марши. И песню «День Победы» полюбили как марш. Я пел в Германии вместе с Людмилой ЗЫКИНОЙ и с её оркестром «Россия». Часто мы, артисты, приезжали с концертами в расположение советских воинских частей в ГДР. Однажды под Новый год в городе Вюнсдорфе встретились с Иосифом КОБЗОНОМ. Он тоже исполнял «День Победы». Генерал МОИСЕЕВ тогда нам дал команду: «Не спорьте, кто будет петь, споёте вместе!» Первый куплет исполнил я, второй — Кобзон. А третий мы с ним спели в два голоса. 

 

Гимн победителей

Сейчас принято жаловаться на то, что молодёжь совсем не знает истории, не помнит славы своей страны. Война для нынешних молодых людей — далёкое событие. Интересно, доходит ли до них высокий пафос песни «День Победы»?

— Мне приходилось слышать жалобы, что военные песни не находят сейчас своего молодого слушателя. Но это касается не меня, а других исполнителей, — говорит Леонид Сметанников. — Ко мне, наоборот, часто подходят после концертов юноши и девушки, восхищаются, спрашивают, как я сам ощущаю эту песню, что она для меня значит. Я всегда говорю им: для меня «День Победы» — гимн победителей. Когда пою, чувствую себя победителем, вручающим славу и память старшего поколения наследникам России. Эта песня несёт мощнейший энергетический заряд, она вызывает подъём душевных сил исполнителя и слушателей, дарит людям радость.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий