Главная / Издания / Противостояние

Противостояние

Противостояние
22 мая 2020

Автор: Надежда Лесная

фото автора

МК в Саратове

№21 (1185) 20.05.2020

Люди считают, что жить в родном селе становится небезопасно

Противостояние жителей села Чернава Ивантеевского района с нефтедобывающей компанией ЗАО «Кэпитал Ойл» длится уже не первый год. Сельчане выступают против того, чтобы по центральной улице села, на которой расположены школа,  детский сад и более пятидесяти жилых домов, 50-тонные нефтевозы возили нефть, которая относится к опасным грузам. Нефтяники, в свою очередь, мотивируют свои действия, что другой дороги для перевозки нефти им не предоставлено.

Мы побывали в селе Чернава Ивантеевского района и встретились с местными жителями, которые обратились за поиском правды и защитой в «МК» в Саратове». 

Оказалось, что история недружеских отношений сельчан с нефтяниками довольно-таки давняя. Позицию невмешательства заняла, к негодованию местных жителей, и районная власть.

 

Жители боятся

О селе Чернава в Ивантеевском районе говорят, как о красивом, благоустроенном населённом пункте. Как ни в каком другом селе, здесь много молодых семей с детьми. Жители ухаживают за своими подворьями, содержат в чистоте свои территории, сажают много цветов. В прошлом году в честь 200-летия села тут разбили прекрасный сквер и установили фонтан.  И на этом фоне существует, как считают жители села, огромная проблема. По главной улице день и ночь идут нефтевозы, доставляя от скважин опасный груз на железнодорожную станцию. 

—  Мы, жители села, писали обращение в районную администрацию, на чьём балансе находится дорога через наше село. И всё без толку, на наше обращение, наверное, даже не обратили внимания, — говорит пенсионерка Фатруза ГУДОВА. — От грохота проходящих нефтевозов происходит вибрация, на стенах домов разрастаются трещины. Ну и что, что мы их замазываем, кто-то из соседей даже капитально стены ремонтировал, дома всё равно разрушаются. Нефтяная компания «Кэпитал Ойл», мы думаем, получает неплохие прибыли, неужели нельзя построить объездную дорогу за околицей села?

— Поднимали и на сходах граждан этот вопрос, — возмущается учитель местной школы Наталья БАЛЮК. — Я сама лично ездила к главе районной администрации. Там нашу проблему знают, но ничего сделать почему-то не могут. Сама живу на этой улице, здесь больше 50 домов. Школа расположена здесь же. Все боимся за детей. Нефтевозы, а этот факт вам многие подтвердят, едут на больших скоростях. 

Тут женщины обратили внимание, что с плотины на улицу лихо заезжал нефтевоз, но увидев людей с видеокамерой, водитель сбавил скорость. Больше нефтевозов, пока журналисты общались с жителями села, не было. Почему? Наверное, можно догадаться.

Но наши собеседницы утверждали, что за сутки проезжает 6-7 нефтевозов. Столько же возвращаются назад за новой партией нефти, ещё сильнее громыхая по улице. Плюс частенько проходят многотонные тонары со щебёнкой. Осенью со стороны посёлка Восточный идут машины, гружённые зерном.

— В Чернаве живёт семья моего сына, я к ним часто приезжаю, и меня всегда возмущает безразличие власти к этой проблеме жителей, — сказала вышедшая на улицу и присоединившаяся к односельчанам 83-летняя Антонина ГУДОВА. — Войну пережили, а здесь никакую управу не можем найти на этих лихачей. Посмотрите, сколько трещин на нашем доме! Кто будет ремонтировать? Сын — инвалид…

— Проблема ещё в том, что через село Чернава вот уже на протяжении нескольких лет идёт транспорт с нефтью, который, я считаю, наносит вред, в первую очередь, нашей экологии. Как проедут нефтевозы, в воздухе долго стоит характерный запах сероводорода, вдобавок многотонными машинами разбивается дорога по селу, — говорит житель села Чернава Василий САФРОНОВ. —  Вообще эта дорога по улице Центральной не предназначена для транспортировки нефти. Страдают люди, их дома разрушаются от сотрясения во время прохождения многотонных машин. Обращались мы и в районную администрацию. Все отмалчиваются, как будто проблемы не существует. Хотя мы предлагали нефтяникам сделать объездную дорогу, минуя село Чернава. 

На краю села к нам подошла Татьяна КАРЛОВА. Она всю жизнь прожила в Чернаве, работала на ферме дояркой, телятницей. Живёт ветеран на въезде в село, именно здесь с полей, нарезая глубокие колеи, заходят в село нефтевозы. Нефтяные скважины находятся недалеко — километров семь-восемь от Чернавы. 

— Окна нельзя открывать, когда мимо дома едут нефтевозы, —  говорит Татьяна Васильевна. — Мой дом, как видите, весь в трещинах, а кто будет ремонтировать, мы уже старые люди. И уехать никуда не уедешь. Здесь наш дом. Неужели нельзя, чтобы нефтевозы и другие большие машины не заходили в село? Сидишь на диване, проезжает нефтевоз — того и гляди дом обрушится, посуда в шкафу дребезжит, люстра качается… Страшно. 

 

Опасный груз

Наверное, вам каждый скажет, что нефтяной бизнес в нашей стране (да и во всём мире) считается выгодным. Кстати, не каждый может в этот бизнес попасть, видимо, только сильные мира сего.

Судя по официальной информации в Яндекс.ру, компания ЗАО «Кэпитал Ойл» — довольно крупный нефтедобытчик в России. Есть и подразделения, одно из них — ПТО ЗАО «Кэпитал Ойл», база которого расположена по адресу железнодорожной станции «Тополёк» в Ивантеевском районе. Общероссийский классификатор форм собственности сообщает, что в ЗАО «Кэпитал Ойл» присутствует иностранная собственность. Регистрация в налоговых органах Москвы. 

Какие перспективы пророчили специалисты нефтяной отрасли компании «Кэпитал Ойл» после проведения поисковых бурений? Оказалось, что месторождение нефти в районе села Чернава — одно из самых крупных в Саратовской области. Эффективность проекта оценена для «базового» и «максимального» вариантов с суммарными извлекаемыми запасами углеводородов от 3,7 до 5 млн тонн. И ещё. В самой нефтяной компании, видимо, посчитали, что в Ивантеевском районе очень неплохие условия для работы. В первую очередь есть железнодорожная дорога и автомобильные трассы. На лишние затраты как бы не надо тратиться. Добывай себе нефть и отправляй потребителю.

Но «зелёный свет», надо всё-таки понимать, — это не бесконтрольное движение. Нефть, как бы мы ни рассуждали, — опасный груз. Перевозка опасных грузов на территории Российской Федерации регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ). На основании ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» передвижение по автодорогам транспорта, выполняющего перевозки опасных грузов, допускается лишь при присутствии специального разрешения. Процедура оформления разрешения на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом определяется соответствующим Указом № 179 от 04.07.2011 г. Минтранспорта РФ «Об утверждении порядка выдачи разрешений на перевозку опасных грузов». 

Настораживает, что в местной администрации до сих пор, как мы поняли из разговора с главой администрации Чернавского МО Олесей РОМАНОВОЙ, нет документов, где чётко было бы сказано, что опасный груз по улице села Чернава перевозится на законных основаниях. 

— В начале 2017 года на собрании совета депутатов Чернавского муниципального образования мы рассматривали вопрос о безопасности дорожного движения в селе Чернава по улице Центральной, — рассказала при встрече глава Чернавского МО Олеся Романова. — Так как эта улица является проезжей частью, по которой в последние годы ходят большегрузы, возят нефть, щебёнку. Большегрузы не соблюдают скоростной режим и допустимые нормы грузоподъёмности. В результате чего разрушаются дорожное полотно по улице и жилые дома, создаётся угроза безопасного передвижения детей, поскольку на этой улице находятся детские учреждения: школа, детский сад, а также клуб, библиотека. Мы обращались к депутатам районного собрания с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в схему дислокации дорожных знаков на территории Чернавского МО. А именно: обозначить знаками пешеходные переходы, ограничить скорость автотранспорта до 20 км/час, а также запретить движение грузовых автомобилей. Но ничего у нас не получилось. В том же году представителей районной и нашей администрации, а также нефтяной компании собирали в полиции в Пугачёве. Конечно, мы приводили свои доводы, но на этом всё и закончилось. 

Безусловно, мы понимаем обеспокоенность Олеси Анатольевны, по её словам, ей важнее всего благополучие жителей села. Она не защищает ни нефтяников, ни зерновые компании, ни тех, кто возит щебёнку. Вдобавок зимой ещё не так ощущается удушливый запах от проезжающих по улице нефтевозов, как летом. Так что вопрос экологии в Чернаве сегодня стоит остро. 

Стоит добавить рассказ главы администрации МО. Дорога с 2016 г. находится на балансе района. Поэтому, кроме обращения депутатов Чернавского МО в райсобрание, жители села написали обращение в вышестоящие органы власти — подписалось всё село. Просьба была одна: запретить ездить по селу нефтевозам и другим большегрузным машинам. После этого в село приезжали представители полиции и опрашивали людей. На этом всё и закончилось. Был официальный ответ жителям села или не был, пока нам его никто не представил. Да и жители о нём не слышали. 

И всё же, согласно правилам транзита ОГ и ДОПОГ, маршрут на транспортные перевозки опасных грузов должен пролегать за пределами мест проживания большого количества людей, заповедников, исторических и культурных памятников во избежание значительного количества пострадавших и повреждения ценной собственности. Таким образом, установление маршрута перевозки происходит на основе анализа нескольких факторов и выбора самого безопасного для людей пути. Нефтяная компания с иностранным капиталом, наверное, может запросто возразить, что село Чернава (на сегодняшний момент здесь проживают 423 человека) отнюдь не представляет особой ценности, и люди здесь доживают свой век без всяких перспектив. А как же национальные проекты, которые инициировал Президент России Владимир ПУТИН по вопросам повышения уровня жизни людей, как быть с национальным проектом по экологии? Как быть с реализацией программы по развитию сельских территорий? Как быть с Конституцией, где прописаны права российских граждан, в том числе и Чернавы? 

 

Две стороны одной медали

Мы позвонили заместителю генерального директора ЗАО «Кэпитал Ойл» Александру КОЗЬМЕНКО, который первым делом почему-то спросил: «Откуда у вас номер моего телефона?» 

—  У нас нет альтернативной дороги, — с ходу заявил Александр Иванович. — И вообще по населённым пунктам везде ездят нефтевозы. Если есть альтернативная дорога, то машины с нефтью объезжают. В летнее время мы не ездим по селу, ездим по полевым дорогам. А зимой нет альтернативной дороги. Какой вывод? В этой ситуации, считаю, есть два выхода. Или я закрываю фирму и увольняю почти 80 человек. Не плачу 25 миллионов рублей НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. — Авт.). Или в зимнее время максимум два нефтевоза будут проходить по данной дороге. Про дома: этим домам под 200 лет, они трескаются от времени, а также от зерновозов, которых проходит по этой дороге в два раза больше, чем нефтевозов. 

На вопрос, рассматривался ли вопрос строительства дороги вокруг села или   строительство нефтепровода, как это делают другие нефтедобывающие компании в саратовском регионе, Александр Козьменко ответил вопросом: «А вы знаете, сколько стоит дорога, которую надо проложить? Мы и так почти 400 тысяч рублей выделяли в прошлом году на установку пластиковых окон в школе и в детсаде этого села». 

Пока готовилась к печати публикация, произошла встреча с самим генеральным директором ЗАО «Кэпитал Ойл» Дмитрием ЛИФАНОВЫМ. Очень вежливый, культурный человек. Кстати, он посоветовал все вопросы по движению нефтевозов по центральной улице села Чернава адресовать компании, которой принадлежат нефтевозы. Мы, мол, тут ни при чём. Мы добываем нефть и тут же, у скважины её продаем. А кто возит по селу опасный груз, Дмитрий Владимирович как бы не знает. 

Попробуем понять, почему нефтяная компания так себя ведёт по отношению к жителям Чернавы? Что интересного в её истории за период работы в Саратовской области? Кстати, о ЗАО «Кэпитал Ойл» не раз были публикации в СМИ, но, к сожалению, почему-то больше негативного характера. То нефтяную компанию в конце 2016 г. заподозрили в нарушении норм промышленной безопасности, и что её деятельность в Ивантеевском районе создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде (https://om-saratov.ru/novosti/31-october-2016-i42304-neftyanuu-kompaniu-zapodozr). Обращение было рассмотрено Ростехнадзором и передано в надзорный орган. 

А совсем недавно, в 2019 г. прокуратура Ивантеевского района Саратовской области с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по Саратовской области провели ещё одну проверку ЗАО «Кэпитал Ойл» (http://64.rpn.gov.ru/newsto/prokuraturoy-ivanteevskogo-rayona-saratovskoy-oblasti-i-specialista-upravleniya). Установлены нарушения требований законодательства о недрах, об охране окружающей среды, а также земельного законодательства юридическим лицом ЗАО «Кэпитал Ойл». 

В рамках контрольно-надзорных мероприятий выявлено, что ЗАО «Кэпитал Ойл» в соответствии с действующим законодательством не в полной мере осуществило постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При использовании земельных участков в целях пользования недрами в пределах лицензионного участка была допущена порча земель в результате недопустимого уровня содержания в почве нефтепродуктов и т. д. За допущенные нарушения ЗАО «Кэпитал Ойл» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3, ст. 8.46, ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, общая сумма штрафа составила 770 тыс. рублей.

 

Принять единственно правильное решение

Кто же заступится за жителей села Чернава, которые считают, что их права нарушены? Редакция направила запросы в разные инстанции, чтобы прояснить ситуацию с перевозками нефти по улицам населённых пунктов. Например, в Территориальный отдел по Саратовской области Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Оттуда сообщили, что «специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов ЗАО “Кэпитал Ойл”, а также компаниям, осуществляющим перевозку нефти, добычу которой осуществляет данная организация, не выдавались».  В Пугачёвском структурном подразделении УГАДН добавили, что все вопросы следует адресовать к администрации района. 

Что ж, мы посмотрели законодательные акты Российской Федерации и убедились, что все права и обязанности относительно муниципальных дорог — это компетенция органов муниципальной власти. 

Редакция «МК» в Саратове» направила запрос главе Ивантеевского района Василию БАСОВУ. Если руководитель района не отвечает на обращения простых сельчан, где они просят запретить нефтевозам и другим большегрузам ездить по селу, может, глава МР ответит редакции региональной газеты, приведёт какие-то доводы?

Ответ Василия Басова пришёл через месяц по электронной почте, но датированный почему-то задним числом. Он поразил своей «конкретикой»: «Муниципальный контроль над обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется в ходе ежегодного осмотра автомобильных дорог на выявление дефектов для последующего включения их в план ремонта дорог, а также в ходе строительного контроля при приёмке их после ремонта». А вот почему районная администрация, являясь собственником дороги, проходящей через центральную улицу Чернавы, разрешает движение нефтевозов и другого большегрузного транспорта, ответа не последовало. 

С вопросами, можно ли и как именно возможно решить проблемы чернавцев, мы обратились в межмуниципальный отдел МВД России «Пугачёвский». По словам начальника отдела, ограничительных знаков по селу по передвижению грузовых транспортных средств не имеется, поэтому к административной ответственности водители, собственники нефтевозов и другого большегрузного транспорта, проходящего через село, привлекаться не могут. Если говорить об опасных грузах, то в настоящее время согласование при перевозки таких грузов единовременно одной машиной в полиции не требуется.  

— Были бы знаки, запрещающие движение большегрузных машин или хотя бы ограничивающие по высоте крупногабаритный транспорт, как делают во многих населённых пунктах, то полиция реагировала бы и принимала соответствующие меры, — заявил в разговоре начальник отдела. — Дорога на балансе муниципального района, поэтому у власти все права и полномочия на установку запрещающих знаков.

 

Вместо эпилога

Вопросов много. Думаем, что в ситуации, о которой рассказали нам простые люди, жители села Чернава, стоит более подробно разобраться и принять единственно правильное решение. Вот только способна ли власть, в данном случае администрация Ивантеевского муниципального района, взять на себя ответственность за решение проблемы в селе Чернава?

Конечно, добыча нефти в нашей стране даёт в бюджет немалые деньги. Но это не повод игнорировать людей, которые живут в глубинке. Жители Чернавы имеют право на хорошую экологию и достойную, безопасную жизнь.

Автор: Надежда Лесная

Оставить комментарий