Главная / Издания / Традиции качества. Традиции побед

Традиции качества. Традиции побед

Традиции качества. Традиции побед
31 июля 2020

МК в Саратове

Одно из старейших предприятий страны — Саратовский электротехнический завод
«ГЭКСАР» — отмечает в этом году славную дату — 125-летие со дня основания. А это значит, у нас есть отличный повод перелистать страницы славной истории предприятия, вспомнить имена тех, кто в разные времена являлся его гордостью, настоящих героев труда, взглянуть на день сегодняшний завода.

Как всё начиналось

А начиналось всё с небольших ремонтных мастерских службы телеграфа, размещённых в одноэтажном здании. Мастерские были организованы в помощь Рязано-Уральской (ныне — Приволжской) железной дороге в связи с ростом значимости средств сигнализации и связи. И прежде всего в зоне ответственности нового структурного подразделения находился именно ремонт телефонных и телеграфных аппаратов, коммуникаторов и других приборов.

Так они и шли долгое время, что называется, рука об руку — железная дорога и мастерские. Так, например, масштабная реконструкция последних связана прежде всего с серьёзным развитием путей сообщения. В 1905 г. было построено новое производственное здание. На площади более 1956 кв. м установили новое оборудование, в том числе двигатель мощностью 16 л. с. и динамо-машину, что позволило механизировать процессы и значительно упростить труд рабочих. Кроме того, были введены такие новшества, как привод станков, осуществляющийся через трансмиссию от электродвигателей, и замена керосино-калильных фонарей на электрические дуговые.

Увеличилась и численность рабочих: с 25 человек до 60. Причём к началу XX века здесь уже можно было с полным правом говорить о формировании рабочей элиты. Рабочие мастерских по праву занимали следующую после машинистов ступень в профессиональной иерархии.

Так, по сведениям на октябрь 1917 г., штатные мастера зарабатывали от 30 до 50 руб. в месяц, зарплата учеников составляла от 15 коп. до 1 руб. в день. При этом каждый ученик, чтобы получать максимальную ставку, должен был проработать не менее шести лет.

Менее двадцати лет прошло с момента строительства нового здания и установки современного для тех лет оборудования — и вот очередное обновление. В 1923 г. для мастерских построен новый производственный корпус площадью 630 кв. м. В этот раз установкой нового оборудования руководство мастерских не ограничилось. Большое внимание было уделено и улучшению бытовых условий рабочих, в то время организуются первые жилищные кооперативы.

В том же 1923 г. ремонтные мастерские переименовали в главные мастерские службы связи и электротехники РУЖД.

Вместе с расширением производственных площадей и появлением нового оборудования увеличивается и количество направлений работы. Помимо ремонтных работ в мастерских очень скоро освоили изготовление приборов сигнализации и связи.

Одна деталь, которая позволит вам окунуться в атмосферу тех лет: практически у каждого рабочего — а трудились в мастерских тогда только мужчины — как отголосок недавно отгремевшей Гражданской войны, рядом со станком стояло оружие.

Производственные процессы и кадровые вопросы очень похожи во все времена. Как и сегодня, расширение производства потребовало наладить подготовку квалифицированных кадров. Решили заняться этим сами: в здании на улице Крайней, 85 была открыта Школа ученичества электромеханической специальности РУЖД. Полная подготовка специалистов занимала четыре года.

Собственно, и принцип распределения несильно отличался от современного: после окончания школы Управление дороги распределяло молодых специалистов по всей магистрали. И только самые лучшие оставались в мастерских.

Шаги в пятилетку

А совсем скоро, буквально через шесть лет, в 1929 г. был дан старт первой пятилетке. К этому времени ремонтные работы — изначальное направление деятельности мастерских — составляли уже весьма небольшую долю в производственном процессе. Основным здесь стал выпуск новых изделий. Аппараты для измерения скорости движения поездов, приборы системы Аникеева, индукторы, переключатели Трегера, замки Милентьева, блочные лапки, пломбирные тиски, компенсаторы и многое другое — всего ассортимент тех лет насчитывал порядка 20 наименований.

Новое направление — новое имя, и в том же 1929 г. главные мастерские пере-
именованы в Электротехнический ремонтный завод РУЖД. Процесс совершенствования уже был необратим. Начался новый виток укрепления материально-технической базы предприятия, развития коллектива. Тогда же на работу стали принимать женщин.

Результат укрупнения производства стал заметен уже на следующий год. При штате рабочих и служащих в 417 человек в 1930 г. завод выпустил продукции на 820 тыс. руб. А в 1933-м — на 1 млн 416 тыс. руб. В числе достижений немаловажными являются и такие: экономический эффект от 548 рационализаторских предложений, внедрённых в производство, составил порядка 47 тыс. руб., себестоимость продукции снизилась на 11,3%. Ассортимент изделий пополнился такими позициями, как аппараты Гаусгельтера, карбюраторы, магнето к моторам «Ким», токарные станки. Средняя заработная плата работников завода за три года выросла почти на 60 руб.

И пожалуй, главная новость тех лет: завод был признан победителем в социалистическом соревновании среди коллективов Рязано-Уральской железной дороги в честь XVII партсъезда и занесён на дорожную Красную доску.

Увидеть Париж и… победить!

В 1937 г. можно было наблюдать новый виток развития производства: завод приступил к освоению, а совсем скоро и к серийному выпуску приборов СЦБ и связи, автостопной аппаратуры электрических и заводных механизмов, кодовых трансмиттеров, универсальных контроллеров, электро-пневматических клапанов и других изделий.

Через год завод перестаёт быть структурным подразделением РУЖД и включается в состав новообразованного треста «Сигналсвязьзаводы». Чуть позже предприятие получает название Саратовский электротехнический завод треста «Транссигналсвязьзаводы» НКПС и начинает серийный выпуск рудничной аппаратуры, так необходимой стране в те годы. Буквально за два года объёмы производства достигли отметки в 2 млн 100 тыс. руб. Но помимо объёмов завод отличало и высочайшее качество производимой продукции, которое не осталось незамеченным даже за рубежом. На международной выставке в Париже в 1937 г. электротехнический завод, представивший трансмиттер типа КПТ-4, был удостоен диплома Гран-при.

Роковые сороковые

И вот когда, казалось бы, живи и работай, развивай производство, повышай производительность труда, как гром среди ясного неба всех советских людей поразила новость: фашистская Германия напала на Советский Союз. Никто тогда даже не предполагал, какой ценой дастся нам победа, сколько сыновей, отцов, братьев, сестёр и матерей не вернётся с кровавых полей сражений. Но то, что нам предстоит страшное испытание, поняли все, от мала до велика. В первые же военные месяцы на фронт чуть ли не прямо от станков ушли 180 заводчан, а их места заняли подростки, женщины. Нужно было не просто обучить новичков азам производства, но и в кратчайшие сроки обеспечить высокую производительность труда.

А здесь время подкинуло новую задачу: в конце 1941 г. на завод эвакуировали Ленинградский, Ярцевский и Гомельский электротехнические заводы. 155 рабочих и инженеров, оборудование и технологическая оснастка, сырьё и незавершённая продукция. Всё это необходимо было разместить, ввести эвакуированные производства и наладить выпуск новой продукции. Работали за двоих, за троих, в две смены по 11 часов, но не уходили с завода, пока не завершали производственный цикл. К основным обязанностям прибавились и те, что были продиктованы военной обстановкой: формировали звенья МПВО, ГО, организовывали круглосуточное дежурство. На территории завода построили бомбоубежище, а производственные помещения оборудовали светомаскировкой. Завод выделял людей для рытья траншей на подступах к городу.

Резко изменилась и номенклатура выпускаемых изделий. Порядка 50% прежних было снято с производства, и уже во второй половине 1941-го налажен выпуск спецпродукции — боеприпасов, военного снаряжения, средств связи. Всего же за годы войны освоили 110 наименований новых изделий.

Продолжалось и развитие завода. В 1945 г. было завершено строительство двухэтажного корпуса сборочного цеха площадью 2400 кв. м, завод газифицировали, всё оборудование, в том числе и плавильные печи, и даже столовую, перевели на газовое отопление.

Время не дало даже минуты на передышку. Едва отгремели победные залпы, завод перешёл на производство мирной продукции. Статистика послевоенных лет свидетельствует: с 1946 по 1955 гг. освоено 125 новых видов изделий, в 1948-м — 20 наименований автостопной аппаратуры.

Новейшая история

А дальше — десятилетия движения вперёд, совершенствования производства, расширения линейки выпускаемой продукции. Полностью история этого славного предприятия не уместится на газетных страницах. Место ей в музее и в книгах, которые, кстати, были изданы к столетию и 110-летнему юбилею завода.

Скажем лишь об относительно недавних событиях. Новейшая история предприятия, несомненно, начинается с 1993 г., когда по решению НПО «Желдоравтоматизация» (бывший трест «Транссигналсвязьзаводы») и, главное, согласно решению коллектива завода директором был назначен заместитель по общим вопросам Эдуард Анварович Ганеев.

— За предшествующие десять лет освоение новых изделий шло очень слабо. И, я думаю, это стало решающей причиной того, что завод оказался в тупике, на грани развала, — сказал в канун 100-летия предприятия (1995 г.) Эдуард Ганеев. — Перспективу я вижу в освоении новых видов продукции.

И слово у этого человека никогда не расходилось с делом. Сложно перечислить изменения, произошедшие на предприятии за годы, что возглавлял его Эдуард Анварович. Человек, знающий производство до последнего винтика или заклёпки, до малейшей риски на шкале самого «умного» прибора. Умеющий правильно оценивать обстановку, принимать молниеносное решение и видеть на перспективу. Эдуард Анварович не просто стоял у руля производства на протяжении четверти века, каждое производственное решение выводило предприятие на новый виток развития, улучшало условия труда работников, повышало степень их социальной защиты.

Уже в 1997 г. завод повторил свой зарубежный успех: высшей награды конкурса ЮНЕСКО «За качество» был удостоен электродвигатель типа МСТ для перевода путевых стрелок.

Не просто новый статус — преображение

С марта 2000-го завод преобразован в открытое акционерное общество «Электротехнический завод автоматики и телемеханики» (ОАО ЭТЗ «АиТ»). Качество, надёжность и долговечность изделий — такие задачи ставит перед собой преображающееся предприятие. Как показало время, вектор развития был выбран точно.

Сегодня электротехнический завод «ГЭКСАР» занимает прочные позиции на рынке производства автоматики и телемеханики для железных дорог России. Высокое качество и надёжность, устойчивый спрос у потребителей — вот отличительные черты продукции предприятия.

Генеральный директор ООО ЭТЗ «ГЭКСАР» Рашид Бикташев, вставший во главе завода более года назад, является ярким примером успешного современного руководителя. И, несмотря на то, что предприятие крепко стоит на ногах и уверенно развивается, Рашид Жафярович уже сейчас думает о завтрашнем дне завода, о новых шагах в развитии, не забывая при этом о необходимости ежедневного решения насущных проблем. Только за 2019 г. было изготовлено более 60 тыс. единиц различных изделий, весь же ассортимент продукции предприятия насчитывает свыше 300 наименований.

На развитие производства направили колоссальные инвестиции — порядка 60 млн руб. Двумя основными векторами развития стали внедрение самых современных, инновационных передовых технологий и обеспечение работникам безопасных и комфортных условий труда, отвечающих всем современным требованиям.

— В 2019 году был приобретён очень дорогостоящий пятикоординатный  фрезерный обрабатывающий центр, установка которого позволила повысить не только производительность труда, но и качество изделий, — рассказывает Рашид Бикташев. — Кроме того, был существенно переоснащён участок трансмиттеров — одного из основных видов продукции для железных дорог — при этом в модернизацию было вложено около 7 миллионов рублей. Хочу заметить, что в сумму затрат включены не только ремонт помещения, укладка антистатических полов и приобретение специальной мебели, но и установка современного оборудования и создание высокотехнологичных рабочих мест.

По словам Рашида Жафяровича, к участку подведены все нужные коммуникации, смонтирована система кондиционирования, все места участка пайки и сборки трансмиттеров оборудованы индивидуальной вытяжкой. Качество изделий контролируется при помощи суперсовременного электронного микроскопа.

В конце года был завершён ремонт на участке порошковой покраски, установлено новое оборудование. Запуск участка на полную мощность позволило существенно повысить скорость и качество покраски изделий.

Немало средств вложили в обеспечение пожарной безопасности. Фактически была обновлена вся система пожаротушения. После того, как специально приглашённые компетентные специалисты провели аудит и дали свои рекомендации, в течение полугода на всей территории завода, включая цеха, бытовки, кабинеты и склады, установили автоматические системы пожаротушения и оповещения.

Его зовут Роберт?

Наверное, на любом предприятии можно найти отрезок производства, отличающийся монотонностью, но при этом требующий особой точности в действиях. Для автоматизации таких процессов и максимального исключения ошибок, связанных с человеческим фактором, на «ГЭКСАРе» стали подумывать о приобретении… робота.

— Преимущество использования робототехники состоит в том, что она освобождает людей от утомительного, малоквалифицированного труда, — поясняет Рашид Бикташев. — А робота достаточно запрограммировать, и машина, если это необходимо, будет трудиться без остановок на перекуры и обеды. Сразу возрастут производительность труда и эффективность производства.

Робот позволяет полностью автоматизировать процесс загрузки и выгрузки и деталей, при этом станок используется не 8 часов рабочей смены , а 23 часа. И оператору в начале рабочей смены необходимо всего лишь проконтролировать качество изготовленных деталей парой «робот — станок» и передать на проверку ОТК.

Заметим, что в ближайших планах предприятия — приобретение нескольких коллег для «железного человека».

Помимо этого в нынешнем году на производстве начали использовать лазерный слесарный станок, который предназначен для резки листового металла. По сравнению с предыдущей версией станка производительность этого увеличилась в десять раз за счёт быстродействия.

У наших читателей может возникнуть закономерный вопрос: а куда денутся люди, чьё место займёт «умная» машина? Оказывается, руководитель продумал и этот аспект:

— В соответствии с Трудовым кодексом мы сделаем всё, чтобы трудоустроить своего освободившегося работника на производстве. Будем предлагать равноценную должность или переобучение на другую специальность. В любом случае работнику гарантируется, что он ничего не потеряет в зарплате.

Не производством единым

Руководитель ООО ЭТЗ «ГЭКСАР» не раз подчёркивал, что внутренняя политика предприятия основывается на экономии энергоресурсов и оптимизации различных технологических процессов. И это не просто слова: за два года все лампы и светильники были заменены на энергосберегающие светодиодные, в производстве широко применяют энерогосберегающие технологии. А в 2019 г. произвели масштабную реконструкцию котельной. Вместо старых котлов с низким КПД установили новое оборудование, которое позволяет экономить до 30% газа и существенно сокращает трудозатраты на обслуживание.

Но не менее важным результатом преображения старой котельной для руководителя является тот факт, что люди теперь не мёрзнут в цехах, для них удалось создать максимально комфортные условия.

И непростой для всех нас год 2020-й не остановил процесс совершенствования.

— Этот год мы начали с реконструкции фасада офисного здания, ремонта крыльца и заводской проходной. Кроме того, у нас имеется ряд перспективных разработок, которые мы хотим запустить в производство. Это сразу даст увеличение объёмов продукции. Мы по-прежнему первостепенное внимание уделяем качеству выпускаемых изделий, понимая, что век предпринимательства не прощает ошибок, и осознавая, что от надёжности нашей аппаратуры и автоматики зависит безопасность железнодорожных перевозок, — уверен Рашид Бикташев.

Больше века занял путь этого предприятия, путь свершений и побед. Менялись руководители и названия, изменялась экономическая обстановка в стране, но главное осталось незыблемым. Здесь знают цену человеку труда, и слово «рабочий» по-прежнему звучит гордо. Здесь постоянно совершенствуются условия производства и повышается профессиональный уровень сотрудников. 

— Мы дорожим своей деловой репутацией, на создание которой ушли десятилетия напряжённой работы, — подвёл итог Рашид Бикташев.

 

Подготовила Вера ШАРАБАНДОВА.

Оставить комментарий