Главная / Издания / Спецприговор за VIP-ДТП

Спецприговор за VIP-ДТП

Спецприговор за VIP-ДТП
05 августа 2020

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№32 (1196) 05.08.2020

За гибель двух женщин виновник аварии получил срок в колонии-поселении

Приговор водителю иномарки Сократу Ашкалову, признанному виновным в смерти двух пенсионерок, переходивших улицу в Энгельсе, продолжил сложившуюся в нашем регионе традицию. 

Аварии со смертельным исходом, если в них фигурируют VIP-персоны или их родственники, у нас, как правило, завершаются направлением осуждённых в самом худшем для них случае в колонию-поселение. Условия в этих колониях сами зеки называют санаторными. Хотя за ДТП с гибелью людей УК РФ предусматривает до семи лет лишения свободы в обычной колонии, с колючей проволокой и автоматчиками на вышках.

Сократ вместо Аристотеля

Два года отделяют приговор энгельсского суда, вынесенный 29 июля, от трагедии на улице Маяковского в городе-спутнике Саратова. 4 августа 2018 г. на пешеходном переходе две пожилые женщины, одной 61 год, другой 58 лет, попали под колёса автомобиля. Одна скончалась на месте, другая умерла в больнице, куда её доставила «скорая помощь». Виновник смертельного ДТП с места происшествия скрылся. 

В масс-медиа сразу появилась информация, что чёрный внедорожник «Luxgen», зафиксированный видеокамерами, принадлежит супруге руководителя отдела процессуального контроля СУ СК России по Саратовской области подполковника юстиции Аристотеля Ашкалова. В 2018 г. этот автомобиль восемь раз попадал в сводки ГИБДД за превышение скорости. 

Следующей информационной «бомбой» стало сообщение, что Ашкалов был в салоне машины в момент ДТП. Впрочем, на следующий день после смертельной аварии выяснилось, что Ашкаловых в машине было двое, и за рулём находился не Аристотель, а Сократ, брат высокопоставленного работника Следственного комитета, довольно известный в Энгельсе бизнесмен. Он сам сообщил об этом правоохранителям. 

Так или иначе, но осенью 2018-го Аристотеля Ашкалова уволили из СК России, как удалось узнать дотошным журналистам, «в связи с утратой доверия». 

Тихий конец громкого дела

Суд начался в августе прошлого года. Подсудимый Сократ Ашкалов утверждал, что пенсионерок сбил другой автомобиль и их тела были отброшены на капот внедорожника. Родственники одной из погибших в итоге поддержали эту версию и потребовали возвращения уголовного дела на дополнительное расследование. Дети другой потерпевшей говорили в суде, что на них оказывают давление, им предлагают деньги взамен на отказ от претензий к подсудимому. 

И вот приговор оглашён. Ценой двух жизней стали четыре года в колонии-поселении плюс лишение водительских прав на три года. Хотя прокурор-гособвинитель требовал гораздо более серьёзного наказания — шести лет в колонии общего режима. Срок в колонии-поселении означает самый мягкий вид лишения свободы изо всех, предусмотренных российским законодательством. По существу, это просто запрет покидать территорию посёлка, где осуждённым с примерным поведением разрешают даже проживать вместе с семьями. 

Уместно вспомнить, что летом 2018-го федеральные телеканалы переполнились сообщениями такого содержания: «Саратовскую область поразила эпидемия ДТП с участием правоохранителей, судей и чиновников. Тех, кого принято называть VIP. Они насмерть сбивают пешеходов, калечат, садятся за руль в нетрезвом состоянии».

Стандарт наказания

Дело братьев Ашкаловых было лишь одним из многих, вызвавших огромный резонанс по всей России. Сейчас эти истории получили завершение в виде судебных приговоров, удивительно похожих друг на друга. 

В апреле прошлого года огласили приговор бывшему главе Марксовского района и экс-заместителю министра сельского хозяйства области Николаю Доровскому, ныне — крупному аграрию-предпринимателю. За гибель в ДТП по его вине двух человек, включая беременную женщину, он получил три с половиной года лишения свободы в колонии-поселении. Приговор он счёл чрезмерно строгим и пытался обжаловать. При этом Марксовский межрайпрокурор направил в суд представление о необоснованной мягкости приговора — в суде гособвинитель настаивал на сроке лишения свободы длиной в шесть лет в колонии общего режима, как и в случае с нынешним осуждённым Ашкаловым. 

Ещё одно прогремевшее на всю Россию ДТП в августе 2018 г. связано с именем судьи областного Арбитражного суда Марины Медниковой. Тогда в посёлке Затон автомобиль «Audi Q3» сбил мотоциклиста, и тот долгое время находился в коме. В федеральных медиа сообщали, что за рулём была судья. Затем вину за аварию взял на себя её муж. В итоге на скамье подсудимых оказался её сын Виталий Медников, прокурор отдела областной прокуратуры. В феврале 2019-го ему назначили наказание в виде года ограничения свободы — запрет на выезд из Саратова и на участие в праздниках. Приговор также пытались обжаловать, как чрезмерно суровый. Причём потерпевший и его защита придерживались такого же мнения. 

Создаётся впечатление, что приговоры по VIP-авариям готовятся по единому трафарету.  

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий