Главная / Издания / Страх с дубиной

Страх с дубиной

Страх с дубиной
04 ноября 2020

Автор: Станислав Орленко

кадр из видео

МК в Саратове

№45 (1205) 4.11.2020

После драки: в Саратовской области казахи и курды ждут расследования уголовного дела

Саратовская область вновь прогремела в федеральных СМИ как территория конфликта. Какого — на этот вопрос внятного ответа нет. То ли бытового, то ли криминального, то ли межнационального. Кадры, снятые 24 октября у посёлка Тимонино Дергачёвского района, изображающие толпу молодых мужчин с голыми, несмотря на осенний холод, торсами, с палками, молотками и камнями в руках, вызвали бурю в интернете. При этом власть спешит успокоить людей, призывая «не разжигать страсти» и уверяя, что это обычная «бытовуха». Корреспондент «МК» в Саратове» пытался разобраться в подоплёке сложившейся в Заволжье ситуации.

 

«Бытовуха» с вооружённой толпой

Кричащие заголовки на сайтах российских информагентств про «они намерены отомстить», «стенка на стенку», «массовое побоище»… 

И как противовес — сообщения местных СМИ: «Полиция предотвратила массовую драку», «Участники дергачёвского конфликта принесли друг другу извинения», «Представители диаспор сели за стол переговоров»…

Оказывается, побоища не было. Хотя оно намечалось. 24 октября две толпы бойцов — их общую численность оценивают по-разному — от 150 до 300 человек, сошлись на дороге перед посёлком Тимонино Дергачёвского района. Собирались пустить в ход дубины, арматуру и даже молотки, бросали камни, издавали воинственные кличи. Многие были с голыми торсами, видимо, чтобы отличать своих от чужих. Но стражи порядка вовремя подоспели и встали между боевыми ратями, а там и ОПОН появился. Итогом стало задержание нескольких человек и возбуждение уголовного дела по ч. 1 ст. 213 УК РФ — «Хулиганство».

27 октября в администрации Дергачёвского района прошло масштабное совещание с участием представителей областного правительства, главка МВД, Федерального агентства по делам национальностей, общественных организаций, национально-культурных автономий, а также депутатов и духовных лиц. Обо всём договорились, перед всеми извинились, решили впредь подобного не допускать. Конфликт объявили исчерпанным. Причиной его назвали бытовую ссору молодёжи при проводах в армию у райвоенкомата 19 октября. Там кто-то кого-то побил — то ли курды казахов, то ли наоборот. Завершить разборку решили в выходной день, в субботу, 24 октября, и «забили стрелку» близ Тимонина. Есть, правда, и другие версии — готовился общий погром посёлка и тому подобное. Но теперь ничего не будет, можно спать спокойно. Так ли?

Любители сенсаций и всяких «информационных взрывов» в самом деле могут успокоиться и ждать следующей громкой истории. Этого не скажешь о простых жителях Дергачёвского да и многих других районов Саратовского Заволжья. Они знают, что такая ситуация на их земле возникает далеко не в первый раз. И, что самое неприятное, уверены — не в последний.

 

Плен взаимных обид

Из разговоров с многочисленными собеседниками, посвящёнными в детали нацио­нально-криминально-бытового конфликта, я сделал два основных вывода. Первый: конфликт назревал давно, годами, терпению людей пришёл конец, и драка у военкомата стала просто последней каплей. Подчёркиваю: это говорят как казахи, так и курды. Обе стороны считают себя пострадавшими. 

Второй вывод противоречит первому. Люди заявляют, что у них наболело-накипело, они могут рассказать о многих неприятных и даже страшных вещах, но боятся. Поэтому лучше будут молчать. А если говорить, то лишь на условиях полной анонимности. Голос без личности, язык без лица, слова без подписи. Это самое сильное впечатление от общения с жителями заволжской степи: они живут в плену страха. Страх заставляет сначала молчать или говорить, пряча лицо. Потом тот же страх собирает людей в толпы с дубинами и камнями и бросает друг на друга. 

— Курды ощущают себя реальной силой в районе: их много, они дружны, быстро собираются вместе, если возникает ссора. Они не боятся конфликтовать, у них были стычки с татарами, с чеченцами, что здесь живут. У нас пропадает скот, нельзя машину без присмотра оставить — сразу сливают бензин из бака. Свой скот выгоняют на наши поля, приходится противотанковые рвы вокруг выкапывать. Тракторист, что копал рвы, сказал, будто ему за это убийством угрожали, — это жалобы некоторых казахов.

— Полиция в любой ситуации против нас, обвиняют во всём. На нас постоянно жалуются, ничего не подтверждается, но всё равно считают чуть ли не преступниками. Местным жителям не нравится, что мы держим много скота, торгуем мясом. Дескать, приехали и разбогатели на чужой земле — кто же им мешает на своей земле богатеть? — так говорят некоторые курды. 

Примечательно: и те и другие считают, что на этот раз медийщики обвинили не ту сторону в разжигании конфликта, оклеветали народ. Что же касается жалоб и взаимных обвинений, напоминаю, что они высказывались в условиях полной анонимности и фактами считаться не могут. 

 

От драки — к диалогу

Имам Максут Иркалиев — признанный авторитет в Дергачёвском районе. Когда я сказал ему, что люди боятся открыто говорить о корнях конфликта, он заметил, что разжигать страсти действительно не стоит, «тушить пожар керосином» — неблагодарное занятие: 

— Плохих народов не бывает, бывают плохие люди. Мы работаем с адекватными людьми, их национальность для нас, духовных лиц, никакой роли не играет. То, что произошло на проводах в армию, ещё раз подтверждает, что алкоголь делает людей неразумными и неуправляемыми, особенно когда речь идёт о молодёжи. Пусть полиция разбирается, кто виноват в драке у военкомата, кто захотел перевести эту ссору в формат массового побоища. Мы не хотим никого обвинять, наше дело — донести до людей, что любые проблемы необходимо решать только миром. В данный момент страсти улеглись, конечно, всё в руках божьих, прогнозировать развитие событий трудно. Мы видим свою задачу в том, чтобы перевести диалог в мирное русло. А тем, кто боится, хочу напомнить, что замалчивание проблем может привести лишь к их усугублению. Мы собирали людей у администрации района, давали им возможность высказаться безо всякого страха. И всегда готовы предоставить площадку для высказывания своего мнения тем, кому есть, что сказать. 

Имам добавил, что в районе, где не так много людей и все друг друга знают, подобные ситуации производят на жителей очень неприятное впечатление. Нужно помнить, что если хочешь уважения от других, уважай их сам. Духовный лидер верит в разумность своих земляков — и тех, кто жил здесь всегда, и приезжих.

 

Ссору забудут, конфликт останется

Лидер национально-культурной автономии курдов Саратова Якуб Хамидов в разговоре со мной сказал: ему неприятно, что обстоятельства случившегося искажаются, становятся поводом для провокаций. В частности, его собственные слова также в некоторых СМИ истолкованы неверно, видимо, из стремления создать видимость сенсации. Неудачный повод выбран для пиара, уместнее было бы напомнить людям, что неосторожные слова и непродуманные поступки могут привести к глобальным разрушительным последствиям:

— Наша организация занимается интеграцией курдского этноса в современное гражданское общество России. В Саратовской области курды в основном трудятся в сфере производства сельхозпродукции: мяса и молока. Зарабатывая на этом деньги, курды не увозят их в другие страны. В том, что в нашей области цены на мясо одни из самых низких в Поволжье, есть заслуга курдов. Их можно встретить на каждом крупном сельхозрынке региона. Пусть об этом задумаются те, кто кричит о негативных последствиях переселения курдов в Саратовское Заволжье. 

Якуб Темурович понимает, насколько трудно теперь будет залечить раны, причинённые конфликтом в Дергачёвском районе: 

— Нанесён вред единству всего российского народа — причём в преддверии Дня национального единства. В комментариях к сообщениям о дергачёвских событиях в интернете можно увидеть ужасные слова: «Убирайтесь, здесь наша земля!» и прочее, что вспоминать не хочется. Но это говорят и пишут ослеплённые злобой люди — те, кто видят причину своих несчастий в других, не похожих на них людях. 

Я напомнил курдскому лидеру, что подобная ситуация в Заволжье возникает не в первый раз. Списывать всё на бытовой конфликт, по меньшей мере, не оригинально.

— Согласен, проблемы в отношениях между общинами разных народов есть, и замалчивать это нельзя. Нужно проводить аналитические исследования, выявлять провокаторов, виновников и организаторов таких массовых столкновений, как в Дергачёвском районе. Но надо понимать — курды толпой ни на кого не нападали, наоборот, была попытка нападения на село, где они живут. У нашего народа никогда не было таких традиций — нападать толпой на маленькую группу беззащитных. Курды не уважают тех, кто бывает смелым только в стае, выступает против заведомо более слабых. Ссоры бывают даже между родными людьми, но надо чувствовать грань перехода мелкой бытовой ссоры в крупный межнациональный конфликт. Организаторы таких безобразий должны нести самую строгую ответственность. Пройдёт время, и все забудут, кто с кем дрался у военкомата и кто кого побил. А память о курдско-казахском конфликте в Дергачёвском районе теперь останется очень надолго и будет мешать людям жить в добром соседстве. 

Хамидов напомнил, что в нашей области много смешанных семей, где под одной крышей живут русские, казахи, курды — каково им переживать межнациональные распри? Как воспитывать в таких домах детей в духе взаимоуважения? Вот о чём стоило бы вспомнить организаторам побоищ «стенка на стенку с голым торсом».

 

«Проблемы обозначены»

Разумеется, мне очень хотелось услышать мнение представителей региональной власти о случившемся. На свой запрос я получил из министерства внутренней политики и общественных отношений Саратовской области подробный пресс-релиз. Из него следовало, что «инцидент в Дергачёвском районе подвергся “детальному разбору”»; «были обозначены проблемные вопросы, связанные с профилактической работой с молодежью, опасностью негативного влияния сетевых технологий, используемых в сети Интернет с использованием фейковых новостей»; «была достигнута договорённость о необходимости нормализации ситуации в отношениях, в решении возникающих конфликтных ситуаций с привлечением правовых инструментов и медиации, широком участии и сотрудничестве лидеров общественного мнения, включая старейшин диаспор и духовных лидеров в работе с молодёжью».

Ну и, конечно, правоохранительные органы обязались выявить всех виновных лиц и передать их в руки правосудия.

 

Хроника антиединства

Хотелось бы напомнить, что бытово-криминально-национальные конфликты в нашей области происходят если и не часто, то регулярно. Вот события только последнего десятилетия.

2016-2017 гг.: конфликт в селе Перекопное Ершовского района. Несколькими годами раньше туда переехало более 40 курдских семей. Местные жители стали обвинять их в нарушении порядка выпаса скота. Затем звучали обвинения в поджогах, угрозах и прочих нехороших действиях. Ситуацию разбирали на многочисленных сходах граждан с привлечением работников прокуратуры, ветеринарных инспекторов, казаков. К счастью, обошлось без побоищ и жертв. 

2013 г., июль: массовые выступления жителей города Пугачёва в связи с убийством 20-летнего местного парня 16-летним чеченским подростком в ходе драки. Попытки погрома домов, где проживали чеченцы, перекрытие автотрассы, требование выселения чеченцев. Четверо чеченских парней приговорены к различным срокам лишения свободы. 

2011 г., август: конфликт местных жителей — казахов и русских — с курдами в посёлке Целинный Перелюбского района. Драка с применением огнестрельного оружия, порча имущества — автомобилей. Несколько местных попали в больницу с ранениями. Есть осуждённые с обеих сторон. 

Все перечисленные конфликты возникали на бытовой почве — именно это подчёркивалось в выступлениях официальных лиц — и затем перерастали в столкновения между общинами и диаспорами. 

В заключение хочется сказать, что дело не в разнице менталитетов, не в отношениях курдов и казахов, русских и чеченцев, татар и евреев. Налицо неверие людей в способность власти их защитить, отстоять их права, добиться равенства всех перед законом. Отсюда волнения, протесты, массовые сборища. Страсти утихают быстро, но страх остаётся и порождает агрессию. Тем, кто от неё страдает, всё равно, откуда она взялась — из бытовой ссоры или межнационального противостояния.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий