Главная / Издания / Мутный песок

Мутный песок

Мутный песок
18 ноября 2020

Автор: Надежда Лесная

фото автора

МК в Саратове

№47 (1212) 18.11.2020

Или как добывают природные богатства Российской Федерации в Балаковском районе фирма «Альянс» и ее «партнёры»

Вообще-то цель нашей поездки в Балаковский район была далека от познания технологии добычи песка. В редакцию «МК» в Саратове» обратились обитатели дачного посёлка СНТ «Луч», где улица Набережная проходит по дамбе, отделяющей дачи от Волги. Дело в том, что как только начинается весна, по этой дамбе идут и идут десятки многотонных машин с песком. Пыль, грохот… Оказывается, неподалёку добывают песок из русла реки.

Но людей больше беспокоило другое — состояние дамбы, которая является гидротехническим сооружением. К сожалению, дамба абсолютно ничем и никак не укреплена со стороны Волги, и насыпное её полотно от нагрузки проходящих машин оседает, разрушается, сползает в Волгу. Жители опасаются, что волжская вода может прорваться при разрушении дамбы и затопить весь посёлок и даже промзону Балакова. Кто-то ведь должен контролировать все эти вопросы? 

 

На вопросы нет ответов

…Мы отправились к добытчикам волжского песка, где нас встретили очень даже неприветливо. На просьбу показать документы, разрешающие проезд по дамбе большегрузных машин с песком, подошедший к журналистам Василий Иванович (так представился мужчина, видимо, «смотрящий» этого объекта), ответил категорично: мол, не к нам вопрос, это не наши машины, мы только продаём песок. Кто «мы»? Последовал ответ, что главный здесь Михаил Константинович Щербаков. На вопрос, есть ли на добычу песка разрешающие документы, нам сказали: обращайтесь к хозяину в «Альянс», контора находится в Саратове. То есть появился ещё один претендент на песок.

Пока мы наблюдали за работой плавучего подъёмного крана, который из глубины Волги доставал ковшом песок и складывал на баржу, чтобы потом отправить его на берег, раздался телефонный звонок. Быстро, однако. Представившись Еленой Ивановной, женщина начала разговор сразу с разборок, даже не дав изложить суть проблемы. Мол, ну и что, что вы пресса, что вам надо? У нас все документы есть, и нечего мне с вами встречаться…

Как правило, такая категоричность в общении с представителями СМИ говорит о том, что журналисты, видимо, задали неудобные вопросы, ответов на которые может и не быть. Единственное, что мы смогли посмотреть в тот день у водителей грузовиков, это накладные на песок. Правда, были они без печати, написанные от руки и без указания веса загруженного песка. Получатель ООО «Ремгрант», отправитель ИП Щербаков М. К. Такие бумажки, как правило, «рисуют» для провоза груза, но никак не для налогового учёта. 

…На площадке, куда то и дело подъезжали КамАЗы и МАЗы, возвышались две высоковольтных ЛЭП, но продавцов песка не смущало, что работать вблизи ЛЭП (в данном случае на расстоянии 25 метров) строго запрещено. Возле одной из опор шустро вертелся мощный трактор с лопатой и нагребал кучу песка — делал запас. Госномеров на тракторе не было, но механизатор пояснил, что техника Щербакова. Около другой опоры уже возвышалась гора песка, но сказали, что этот песок… «другого хозяина». 

Забегая вперёд, сообщаем, что редакцией был сделан запрос в МЭС Волги — ФСК ЕЭС по факту нарушения правовых актов РФ.

Напомним, что существует постановление правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Оказалось, что энергетики неоднократно в этом году предупреждали пескокопателей о нарушении границ охранных зон. Но, по всей видимости, кому-то закон не писан. Вот и мы оказались свидетелями творившегося здесь беспредела.

…Ближе к полудню буксир подтащил к берегу тяжелогружёную баржу грузоподъёмностью 2500 тонн. Началась разгрузка песка на площадку. Выяснилось, что добычу песка выполняло ООО «Марс+» города Ульяновска своим флотом. Перечисляем: баржа Р-85, буксир-толкач дизель-электроход типа «Шлюзовой», кран использовался КП-16-30. Однако в техническом проекте разработки месторождения строительных песков «Балаковский рукав» указали совершенно другое добычное оборудование. И подрядная организация должна была убедиться в законности проводимых им работ, ознакомиться с документами заказчика…

Далее. Было ли разрешение у ООО «Альянс» или у ИП Щербаков М. К. на строительство площадки для складирования песка путём перегораживания в изгибе Волги части водной акватории? На все вопросы Василий Иванович отвечал, что у хозяев имеются все документы. Правда, не уточнял, у кого. У ООО «Альянс» или у ИП Щербаков М. К.? Кто же официально ведёт добычу песка, а кто подпольно? 

Но так как представитель ООО «Альянс» категорически отказалась встречаться и отвечать на вопросы, сообщаем, что редакцией был направлен запрос в отдел водных ресурсов по Саратовской области. В ответе и. о. заместителя начальника отдела Владимира Корнаухова, что «06.05.2019 г. отделом водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского БВУ выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование….». Однако «разрешение на создание искусственной площадки для складирования песка отделом не выдавалось».

 

В обход закона?

В распоряжении редакции сегодня имеются и другие официальные документы. Но сначала хотелось бы представить организацию ООО «Альянс» более официально. ООО «Альянс», директором которого является Николай Фролов, зарегистрировано в 2013 г. У организации пять учредителей. Вид деятельности —  оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами. На 01.01.2020 г. в ООО «Альянс» числится один сотрудник. В прошлом году доходы ООО составили 225 тыс. руб., расходы — 225 тыс. руб. Выводы делайте сами, насколько прозрачно работает данная организация.

В апреле 2020-го Волго-Каспийское территориальное управление выдало ООО «Альянс» заключение о согласовании осуществления деятельности в рамках проектной документации «Технический проект разработки месторождения строительных песков “Балаковский рукав”». Заказчиком проекта числится ООО «Альянс».

Судя по документу, данная компания имеет лицензию на пользование недрами, выданную министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области. Но каким образом право распоряжения и продажи песка оказалось у ИП Щербаков М. К., чью «подмоченную», по мнению представителей бизнеса, репутацию хорошо знают в Балакове? 

Далее. Проектная производительность карьера (навигационный объём добычи) составляет 80 тыс. кубометров песка. Вопрос: сколько же фактически достали ООО «Альянс» и его сотоварищи — копатели песка со дна Волги в этом году? Кто контролирует?

Хотя простые расчёты, видимо, помогут разобраться и в этом вопросе. За один день плавучий кран нагружает на баржу не менее 2100 тонн песка. И если предположить, что добыча песка велась с мая по октябрь практически ежедневно, то со дна Волги поднято, возможно, от 200 до 300 тыс. тонн этого вида полезного ископаемого. Теперь сравните с проектными цифрами.

Вопрос не праздный. Одной из основных причин обмеления Волги, в том числе и на участке в районе Балакова, является неконтролируемая добыча песка в русле реки. По всей Волге, по информации транспортной прокуратуры, объёмы добычи песка в три раза превышают официальную статистику. Специалисты утверждают, что при добыче песка из русла рек и рядом с береговой линией ускоряется процесс просадки берега и образуются подземные пустоты, в которые, растекаясь, и уходит вода. Таким образом, уровень воды в реке понижается. Что интересно — нелегальная добыча песка, наносящая такой сильный вред Волге, нередко маскируется под очистку прибрежных зон и углубление реки.

Что касается сохранения экологического состояния реки, то в проекте, выданном ООО «Альянс», прописано, что в меженный период необходимо использовать несамоходный землесосный снаряд «Портовой-26», а в нерестовый период предусмотрен только несамоходный плавкран Т-36. Кто проверял, какой спецтехникой пользовалось ООО «Альянс»? Заключала ли организация какие-либо договоры за подписью Фролова на привлечение спецтехники к работам в акватории Волги «Балаковский рукав»?

Если говорить о потере водных биоресурсов в результате реализации проекта, то об этом руководство Волго-Каспийского территориального управления прописало в своём заключении со всей строгостью российского законодательства, а также ссылаясь на приказ Росрыболовства от 26 ноября 2011 г. № 1166. 

Последствия негативного воздействия на водные биоресурсы ООО «Альянс» обязано устранить посредством искусственного воспроизводства с последующим выпуском в Волгоградское водохранилище расчётного (по проекту) количества молоди стерляди и сазана. Однако, по информации отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды 

обитания по Саратовской области, договоры с рыбопитомниками нашего и других регионов компания «Альянс» не заключала, заявка в Волго-Каспийское территориальное управление на получение расчётного количества молоди стерляди и сазана от ООО «Альянс» не поступала. Вопрос, какую ответственность должен понести добытчик полезных ископаемых, зарабатывающий на продаже песка немалые деньги, за вред, нанесённый водным биоресурсам?

 

Пора вынести вердикт

Надо сказать, что ситуация с многочисленными «героями» песочного бизнеса вызывает большой негатив. Песок добывается, но платят ли налог на недра? Песок продают, и даже, наверное, перевыполняется план по реализации, а сполна ли платят налоги в казну государства? На законных ли основаниях засыпана песком часть реки для создания площадки для разгрузки и складирования песка? Кто наконец-то примет меры по фактам нарушения охранных зон объектов электросетевого хозяйства? Законно ли использовать насыпную дамбу для передвижения большегрузных машин с песком, которые представляют опасность для гидротехнического сооружения? Балансодержатель дамбы — Саратовская ГЭС — думаем, тоже не должна остаться в стороне и решить вопрос по установке ограничительных знаков по грузоподъёмности проходящего по дамбе транспорта. А может быть, и капитально укрепить дамбу в целях безопасности. 

И ещё. Во всей этой ситуации пока не вынесен вердикт службой Росприроднадзора, потому что проектом, который якобы реализует ООО «Альянс», предусмотрены природоохранные мероприятия. А именно: обеспечение геолого-маркшейдерского обеспечения работ, в том числе  выполнение требований по охране недр и промышленной безопасности; проведение работ в сроки, исключающие период нереста и ската молоди рыб; соблюдение лицензионных условий и проектных решений при ведении работ; организация экологического контроля и, в том числе, горно-экологического мониторинга при проведении добычных работ; заключение договора со специализированной организацией на выполнение работ по мониторингу состояния водных биологических ресурсов в зонах добычи песка; осуществление контроля за техническим состоянием техники и оборудования, её освидетельствование в установленном порядке. 

Соблюдены ли эти требования фирмой ООО «Альянс»? А может, природоохранные мероприятия выполнялись предпринимателем Щербаковым, у которого, по 

неофициальным сведениям, на сегодняшний день арестованы счета и ведётся проверка правоохранительными органами? Или ООО «Ремгрант», которое до фирмы «Альянс», оказывается, активно эксплуатировало это же месторождение, а сегодня выступает, как мы предполагаем, «левым» покупателем песка? Пока получается лишь одно: кто-то зарабатывает на песке деньги, а люди беспокоятся за дамбу, бьют тревогу, чтобы спасти государственное добро. Слишком песок получается мутный.

 

Автор: Надежда Лесная

Оставить комментарий