Главная / Издания / Недостойная старость

Недостойная старость

Недостойная старость
02 декабря 2020

Автор: Станислав Орленко

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове

№49 (1214) 2.12.2020

Два года прошло с тех пор, как в нашей стране подняли возраст ухода на пенсию. 19 ноября депутат Госдумы Сергей Миронов на заседании российского парламента назвал систему пенсионного страхования в России «людоедской», пенсионную реформу провалившейся и заявил, что нынешнее положение с пенсиями будет только ухудшать финансовое состояние россиян, лишая их надежд на достойное обеспечение в старости. Его слова вызвали бурное обсуждение по всей стране. Корреспондент «МК» в Саратове» смог взять у Миронова интервью, народный избранник подробно прокомментировал свою позицию для нашего издания. Те же самые вопросы были адресованы саратовским политикам и общественникам.

 

Проблемы пенсионеров решаются только за их счёт

Моё блиц-интервью с Сергеем Мироновым происходило в режиме нарастающего напряжения. 

— Сергей Михайлович, как можно расшифровать ваши слова о провале пенсионной системы России, и какова здесь роль пенсионной реформы 2018 года?

— Эксперты РАНХиГС подсчитали, что в будущем, не очень далёком, пенсии будут составлять в среднем 27% от зарплаты (сейчас — 34%). О достойной старости говорить не приходится. Но даже на выплату таких маленьких пенсий в ПФР нет денег. Фонд ежегодно берёт из госбюджета 3 триллиона рублей — почти половину от необходимых 8 триллионов. Это после замораживания накопительных пенсий и индексаций пенсий работающим пенсионерам. 

Реформа 2018 года — лишь ещё одна попытка сократить этот дефицит за счёт сокращения количества пенсионеров. Эксперты РАНХиГС предлагают ужесточить правила досрочного выхода на пенсию (чтобы пенсионеров стало ещё меньше) и повысить взносы в Пенсионный фонд от 22 до 25%. Последнее предложение сопровождается прекрасной формулировкой: «не несёт политических рисков». В переводе это означает «люди не заметят». Заметят! Как замечают, что богатые отчисляют в ПФР 10 вместо 22%. 

Все проблемы решаются только за счёт самих пенсионеров. Как и повышение пенсионного возраста: человек, сорок лет проработавший на заводе, не стал моложе и здоровее от того, что «Единая Россия» приняла новый закон и отняла у него пенсию под предлогом, что деньги нужны другим пенсионерам.

 

На сбережения россиян ПФР строит дворцы и платит пенсии умершим

— Главные аргументы в пользу тезиса о ликвидации Пенсионного фонда?

— Таких аргументов три. Первый: пенсии и так уже фактически платят из госбюджета, поскольку больше трети своих средств ПФР получает оттуда. 

Второй: фонд неэффективно расходует средства. Раздутый штат, здания-дворцы для местных отделений, техническая инфраструктура, огромные зарплаты руководителей. А самое главное — эти затраты не окупаются работой! Проверки Счётной палаты недавно обнаружили, что информационная система ПФР даёт сильнейшие сбои: то платят пенсии умершим, то заводят несколько счетов на одного человека, то один счёт на разных людей. Как можно доверять такой организации пенсионные сбережения? 

Третий: ПФР не по назначению использует пенсионные накопления. Фонд вкладывал основу будущих пенсий россиян в так называемые институты развития — квазигосударственные структуры, где бюджет тратили на огромные зарплаты руководителей. Хорошо, что наконец-то правительство Мишустина обратило на это внимание. 

Зачем отдавать 22% своего дохода фонду, чтобы эти деньги шли то на пенсии умершим, то на строительство дворцов, то в какие-то мутные структуры. Деньги из бюджета без всяких фондов пойдут напрямую на выплаты пенсий без лишних расходов. Меня упрекают: будет нарушен «страховой принцип пенсий». Людям не нужен «страховой принцип», им нужна гарантия достойной старости. 

 

С чужими рассчитались, про своих забыли

— Что скажете по поводу дальнейшего замораживания компенсаций по вкладам прежних лет?

— Я и мои товарищи (большинство коллег по Госдуме нас в этом не поддерживает) считаем, что долги людям надо выплачивать постепенно в небольших объёмах: не менее 2,3% от общей суммы долговых обязательств ежегодно. Понятно, что вернуть все долги в один момент государство не может. Но за внешние долги СССР Россия рассчиталась, а кому-то даже, наоборот, их простила. А про своих граждан «забыли» — это идеологически неправильно. 

«ПФР — бездонная чёрная дыра»

Игорь Сухарев, секретарь Саратовского земского клуба, считает любой фонд вредным:

— Там, где к бюджету имеют доступ нечистые на руку люди, он превращается в чёрную дыру, где бесследно исчезают средства. А Пенсионный фонд — самая чёрная изо всех чёрных дыр. Вообще главная цель создания всех фондов — вывести деньги из госбюджета на зарубежные банковские счета или, на худой конец, построить какой-нибудь личный дворец. 

Когда путём пенсионной реформы часть населения России лишили пенсии, предполагалось, что в эту дыру пойдёт больший денежный поток. Но ведь это бессмысленно, поэтому провал реформы был ясен с самого начала. В СМИ об этом говорили сразу.

Ликвидация фонда полезна тем, что сократится никому не нужный аппарат — огромный, с высокими зарплатами и прочей ведомственной роскошью. Давно также поступают предложения о ликвидации Фонда медицинского страхования, абсолютно бесполезной структуры. Ни один фонд в России себя не оправдал. 

Надо вернуть старый пенсионный возраст и извиниться перед обманутыми людьми — другого пути нет. 

 

«Пенсионный возраст будет и дальше повышаться»

Ольга Алимова, депутат Государственной думы от КПРФ, начала свою речь с удивления:

— Очень интересно — когда мы, коммунисты, выходим с инициативами полностью поменять пенсионную систему России, СМИ не слишком много внимания на это обращают. Теперь же в фокусе внимания оказываются представители других партий, в своё время голосовавших за пенсионную реформу или, по крайней мере, воздерживавшихся от её критики. В преддверии выборов в Госдуму осенью 2021 года они вдруг активизировались, и оказалось, что они все горой стоят за народ. Похоже, надеются, что в море их потрясающих инициатив утонет горечь людей, у которых отняли пенсию и ещё многое другое. 

Пенсионный фонд в России, действительно, не должен существовать. Так же, как и Фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования и прочие. Все эти фонды — прослойки между бюджетом и возможностью проследить, куда из него ушли деньги. Создание любого фонда открывает возможность присваивать себе бюджетные деньги.

Алимова напомнила, что когда в советский период пенсии платили из бюджета, все прекрасно понимали, как они начисляются. Каждый человек мог сам точно рассчитать, какую пенсию он заработал. 

— Сейчас всё настолько запутанно, что люди бывают потрясены мизерным размером своей пенсии. Моя знакомая имеет 42 года трудового стажа, при этом её пенсия на несколько рублей меньше, чем у тех, кто не работал никогда в жизни. 

Что касается самой пенсионной реформы, то мне её цель видится в том, чтобы, как говорил Жванецкий, «снизить нагрузку на почву». Чем больше людей уйдёт в мир иной, тем лучше будет тем, кто это придумал. Все два года, прошедшие после реформы, люди негодуют и требуют вернуть прежний пенсионный возраст. Тот возраст был определён путём научных исследований. 

Те, кто придумал реформу, выполнили задачу, поставленную перед ними МВФ. Но при этом за два года потратили денег гораздо больше, чем сэкономили. Деньги пошли на всевозможные доплаты, умасливания негодующих. Давали по чуть-чуть, но старались создать впечатление, что государство заботится о людях, готовящихся к уходу на пенсию. 

На самом деле всё это пшик. Сегодня в Госдуме обсуждали ситуацию с банками. За время пандемии только 2% из них стали нерентабельными. При этом малый и средний бизнес в России загнулся. Зато крупный бизнес, прислонённый к власти, сохранился. 

Накопительный фонд пенсий похоронили, когда передали его в частные руки. А ведь многие россияне поверили, вложили туда свои деньги. 

Я спросил мнение депутата-коммуниста о будущем пенсионной системы России.

— Уверена, что ни один из вариантов, успешно применяющихся в других странах, у нас не приживётся — слишком много воруют, — сказала Ольга Николаевна. — Я предполагаю, что пенсионный возраст будет и дальше повышаться, потому что работать в России некому. Тем же, кто работает, судя по настроению власти, пенсий платить вообще не будут. Дальше, если сохранится нынешняя властная система, всем россиянам, скорее всего, будет предложен выбор: либо копите сами, либо пусть вас дети содержат. 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий