Главная / Издания / Взять и обнулить

Взять и обнулить

Взять и обнулить
23 декабря 2020

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове

№52 (1217) 23.12.2020

Саратовские эксперты: снижение стоимости на сахар и масло спровоцирует рост цен на остальное продовольствие

Президент страны Владимир Путин с удивлением обнаружил, что, оказывается, с конца декабря прошлого года сахар подорожал на 72,7%, а подсолнечное масло — на 25,9%. После его критики Кабмин принял решение «заморозить» цены на социально значимые продукты питания, такие как сахар и подсолнечное масло. А на случай, если с ценами справиться не удастся, предусмотрена возможность введения экспортной пошлины на подсолнечное масло и отмены импортной пошлины на сахар-сырец. 

 

Как по маслу

В России предельная розничная цена на сахар составит 46 руб. за килограмм, на подсолнечное масло — 110 руб. за литр. И ни копейкой больше. Соответствующие соглашения на прошлой неделе подписаны между федеральными министерствами и крупнейшими ритейлерами и производителями продовольственных товаров. 

Что это даст покупателю? В сущности, ничего. РАНХиГС неоднократно озвучивал статистику, что сахар занимает в потребительских расходах домохозяйств не более 2%. Подсолнечного масла употребляется больше, но опять же не маслом единым сыт гражданин. Мало кто сегодня заходит в магазин только за социально значимыми продуктами, если только пенсионеры, да и они прихватывают кусочек сыра или пачку пельменей. 

На днях одна из крупных компаний, управляющих тремя торговыми сетями, объявила, что с 16 декабря обнуляет наценку на семь социально значимых товаров. Но это вовсе не означает, что ритейлеры не поднимут её на другие виды продовольствия.

— Рынок является саморегулирующимся, поэтому влиять на него не нужно, — считает Сергей Жуков, член правления Торгово-промышленной палаты Саратовской области. —  Тем более у нас всё шло к повышению цен. Власти замалчивают девальвацию рубля, а ведь именно с этого всё началось. Российские аграрии закупают у иностранных селекционеров семена кукурузы, подсолнечника за валюту. Техника у аграриев импортная, запчасти к ней приобретают тоже за валюту. Кроме того, два года назад у нас был переизбыток сахарной свёклы, фермеры не знали, куда её девать, и оказались в ситуации, когда сеять эту культуру стало невыгодно. В этом году свёклы посадили меньше, а тут из-за засухи случился неурожай. В итоге выросла стоимость сырья и, соответственно, сахара. Не нужно также забывать, что сахар — биржевой товар, и если на него растёт цена на мировом рынке, то и у нас тоже. Стоимость муки и хлеба также привязана к подорожанию сырья — зерна, которое в этом году растёт из-за падения курса рубля и увеличения мировых цен.

 

Остановить монополистов

Что касается сдерживания цен, то, как считает эксперт, в этом вопросе всё довольно неоднозначно.

— Сейчас торговые сети понизят стоимость сахара, зато на другие товары увеличат, — высказывает своё мнение Сергей Жуков. — Перепишут ценники на колбасные изделия, дорогую кондитерскую продукцию, алкоголь и в любом случае в убытке не останутся. На мой взгляд, регулирование рынка такими инструментами, которыми сейчас пользуются наши власти, ни к чему хорошему в дальнейшем не приведёт. Понятно, что сдерживание цен — это попытки заигрывания с населением, это политика. А когда вмешивается политика, экономика отходит на задний план и грядущие перспективы рисуются далеко не радужными.

О действенном методе регулирования цен говорит эксперт Общественной палаты региона.

— В экономике существует много способов для снижения цен на товары, — говорит Михаил Волков, председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области. — Есть разные пути, которыми можно пойти. Отмечу важный момент — это цепочки продаж, которые существуют на рынке. К сожалению, продовольственный рынок у нас очень сильно монополизирован несколькими компаниями, которые имеют десятки тысяч розничных магазинов. Компании-монополисты диктуют свои цены для производителей, в том числе на продовольственные товары, выжимают из них дополнительные расходы на рекламу, мерчандайзинг, ретробонусы, акции, которые должны проводить производители, и так далее. В результате, это приводит к тому, что покупатель приобретает продукт с гигантской наценкой. На мой взгляд, государственное регулирование требуется именно здесь, в этом звене, через демонополизацию.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий