Главная / Издания / Учебное помешательство

Учебное помешательство

Учебное  помешательство
10 февраля 2021

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№07 (1224) 10.02.2021

Саратовских школьников будут отговаривать от митингов

Участие старшеклассников в несанкционированных акциях заставило российские власти задуматься о воспитательной работе со школьниками. Решение было принято молниеносно: уже 27 января глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что со следующего года во всех российских школах появятся советники-воспитатели. А с марта нынешнего года новые работники приступят к своим обязанностям в 10 регионах, выбранных в качестве пилотного проекта. Вот только сам список «обязанностей» воспитателей пока вызывает лишь недоумение.

 

Воспитатель или политрук?

Проектом по подготовке советников ведает Российское движение школьников. Руководитель проекта Ирина Плещеева рассказала журналистам, что «будущие воспитатели должны говорить с детьми на их языке, в том числе о политике и митингах». А специальное внимание нужно уделять подросткам, которых когда-либо задерживали на несанкционированных митингах, дабы они не чувствовали себя озлобленными или покинутыми.

Кроме того, воспитатели должны быть в курсе всей молодёжной жизни: вести социальные сети, разбираться в популярных компьютерных играх, слушать музыку и смотреть фильмы, которые популярны у школьников. За это советникам по воспитательной работе будет предусмотрена ежемесячная федеральная надбавка в размере 15 тыс. руб.

Но как считают в саратовских школах, новое — это хорошо забытое старое.

— Мы всё это уже проходили: были завучи по учебной работе, до 2008 года вожатые, которые организовывали детский досуг, но потом эти должности пришлось сократить, — говорит Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 имени П. А. Столыпина города Балашова, — поскольку согласно майским указам, мы должны для учителей держать параметры средней заработной платы по региону. А «подтягивая» им зарплату, школам пришлось постепенно избавиться от людей, которые занимались воспитательной работой с учениками. Конечно, я всегда выступаю за то, чтобы снять с учителей-предметников лишнюю нагрузку в виде классного руководства, чтобы они могли заниматься только своим делом. Но если мы сейчас уберём доплату за классное руководство и всё прочее, у нас «слетят» параметры по заработной плате. Если вернуть те ставки, которые были раньше, считаю, школе не нужны новые воспитатели. Честно говоря, я вообще не понимаю, как в недрах министерства просвещения зреют такие удивительные идеи. Это из ряда: наши дети плохо говорят? Давайте будем проверять их на устную речь. Не умеют писать? Значит, надо вводить в программу сочинение. Хилые и больные? Сделаем третий урок физкультуры, забыв, что в школах не хватает спортзалов и инвентаря. Стали дети более здоровыми, грамотными после этих нововведений? Нет, потому что чиновники очень далеки от реальной жизни школ.

 

Сомнительная должность

Но как оказалось, российское законодательство запрещает любую политическую работу в образовательных учреждениях. Как будут выходить из положения новые учителя-советники, пока неизвестно.

— Когда политика лезет в школу, это совсем плохо, — высказывает свою точку зрения Александр Пантелеев, кандидат психологических наук, политический психолог. — Я понимаю, что власти решили «закрутить гайки» по всем направлениям. Но они забыли об одном. Согласно федеральному закону «Об образовании», любая политическая работа в школе запрещена. Школа, как и вуз, отделена от политики. И если какая-то горячая голова начинает рассказывать детям, почему им не нужно ходить на митинги, то это уже нарушение. Понятно, что власти встревожились, особенно после того, как увидели старшеклассников на акциях в защиту Алексея Навального. Но они забыли: современные дети не находятся под властью телевидения, как старшее поколение, они черпают информацию в интернете и социальных сетях, поэтому получится, что в школе они будут слышать одно, а в интернете читать совсем другое. Кому они поверят? Интернету. Психологи неоднократно говорили, что для подростков главное — общение со сверстниками, и именно сверстники для них главный авторитет. С ними они общаются посредством интернета, через социальные сети, чаты. А значит, то, что им будут вбивать в головы в школе, они просто пропустят мимо ушей. Более того, это может вызвать у подростков протест и недоверие к взрослым. В результате возникнет когнитивный диссонанс: воспитатель говорит одно, а их сверстники — другое. И это отобьёт детей от школы, вызовет неприятие.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий