Главная / Издания / Великий гуманист Фритьоф Нансен

Великий гуманист Фритьоф Нансен

Великий гуманист  Фритьоф Нансен
17 февраля 2021

Автор: Надежда Барсукова

фото из архива аркадакской опытной станции

МК в Саратове

№08 (1225) 17.02.2021

Миссии Нансена по оказанию помощи голодающим в России исполняется в этом году 100 лет

Спустя столетие в нашей стране вновь и вновь вспоминают о трагических событиях, связанных с голодом 1921-1922 годов. В саратовском Поволжье особенно почитают норвежского учёного Фритьофа Нансена, которого считают национальным героем за его гражданский подвиг в борьбе за человеческие жизни.

 

Голодомор 

В те годы страшным голодом была охвачена огромная территория с населе­нием более 40 млн человек. В Среднем и Южном Поволжье, Крыму, Запорожской области, на Южном Урале, уже пострадавших от Гражданской войны и жёсткой продразвёрстки, разразилась засуха, а следом неурожай, и голод в этих местах достиг катастрофических масштабов. Люди ели солому и траву, были случаи каннибализма, начались эпидемии. Нансен, ездивший в Советскую Россию ещё в 1920 году по делам помощи бывшим военнопленным, не смог игнорировать нарастающее бедствие.

Первое время советское правительство не афишировало этот факт, но к июлю 1921 года стало ясно, что справиться своими силами невозможно. Руководство страны официально обратилось за помощью к международному сообществу. В Женеве по инициативе Международного Красного Креста был создан Международный комитет помощи голодающим России. Его главой избрали Фритьофа Нансена. Поэтому МКПГ получил второе название — «Миссия Нансена». 

Осенью 1921 года Фритьоф Нансен вновь приехал в Россию с целью лично убедиться, насколь­ко велики ужасы голода. В ходе поездки по охваченным бедствием районам Поволжья 28 ноября учёный посетил Саратовскую губер­нию. Из Р­оссии Нансен привёз фотогра­фии, на которых были запечатлены живые скелеты, обтянутые кожей, и горы трупов. В Нансеновскую миссию после встреч учёного с мировой общественностью тогда вошло 32 благотворитель­ных организации, готовых оказывать помощь. От частных лиц и организаций стекались посылки с подарками и круп­ные денежные суммы. Всего была собрана и направлена на борьбу с голодом в России колоссальная сумма — свыше 40 млн франков. В Советскую Россию пошли эшелоны с продовольствием и медикаментами. 

В районах России, где свирепствовал голод, миссией Нансена организовывались столовые при заво­дах, детских домах, школах, больницах — в любых пригодных к тому помещениях. Только за два месяца в Саратове было открыто 106 столо­вых и 20 в Саратовском уезде, кормивших 40 тыс. детей. Например, в Вольском, Камышинском, Хвалынском уездах, Немкоммуне 256 столовых кормили в об­щей сложности около 57 тыс. человек. Паёк такой столовой составлял пол-литра супа и 1/4 фунта (113 граммов) белого хлеба в день и столько же мыла в месяц. Работа велась по принципу: 20 человек персонала на 1000 детей. К лету 1922 года Нансеновская организация корми­ла 1,5 млн. детей. 

Пик голода пришёлся на осень 1921-го — весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920-го до начала лета 1923 года. Число жертв голода в России в те годы составило около 5 млн человек.

 

Спасение — в развитом сельском хозяйстве

В этом году Фритьофу Нансену исполняется 160 лет со дня рождения. Когда он возглавил Международный комитет помощи голодающим России, ему было уже 60 лет, но он, не щадя своего здоровья, все силы отдавал спасению людей от голодной смерти. Нансен обладал глубокими знаниями в медицине, биологии, анатомии, неврологии, метеорологии, геологии, океанологии и ряде других наук, он был учёным мирового уровня. В 1922 году Фритьофа Нансена удостоили Нобелевской премии мира «за гуманную деятельность», как человека, деятельность которого способствовала спасению тысяч жизней.

Но учёный понимал, что разовые поставки продовольствия не устранят главную причину голода, которой, по его мнению, было несовершенство русского аграрного производства и изолированность русской экономики от внешнего мира. В декабре 1922 года Нансен значительную часть полученной премии (2 млн руб.) потратил на реализацию проектов по созданию в Советской России нескольких показательных опытных станций для внедрения в русской глубинке иностранных методов аграрного производства. Одну из них концессионер создал в начале 1923 года в селе Росташи Балашовского уезда Саратовской губернии (ныне Аркадакская опытная станция сельского хозяйства), которая на тот момент являлась совхозом № 33, а до революции — помещичьими угодьями княгини Раевской. Дело в том, что НЭП, объявленная в Советской России в эти годы, законодательно дозволяла иностранцам аренду земель.

Нансен был уверен, что русского крестьянина нужно ознакомить с прогрессивными методами аграрного производства, чтобы Россия могла обеспечить зерном не только собственный внутренний рынок, но и вновь стать одним из ведущих экспортёров зерновых культур в мире. На деньги Нансена были закуплены 22 трактора системы «Мункель» и «Рено». На тот момент во всей Саратовской губернии насчитывалось лишь 24 трактора. Часть из них, согласно заключённой концессии, планировалось продать местным крестьянам, но этого не случилось. В Росташи из-за границы завезли также автомобили, запасные части к ним, скот, сделали электрификацию и телефонизацию. Управляющим станцией Нансен назначил своего представителя — норвежца Геста Седергрена. Он привёз с собой много одежды и обуви различных размеров и фасонов. Их раздавали бесплатно всем, кто нуждался. И ещё с приездом норвежца в Росташах начала работать бесплатная столовая, где кормили детей до 10-летнего возраста. Суп, рис, какао и небольшой кусочек (100-150 граммов) ржаного хлеба — эта пища спасла жизнь не одному десятку крестьянских девчонок и мальчишек.

Основной упор в работе станции делался на возделывание зерновых культур — ржи, пшеницы, овса, проса. Для посева Нансен присылал семена лучшей всхожести из Швейцарии. Несмотря на засуху 1924 года и иные трудности, уже в первый год работы урожай на станции превысил урожаи ближайших крестьянских хозяйств.

По степени оборудования постройками, инвентарём и техникой станция Нансена была одним из лучших хозяйств губернии. Однако работу осложняли частые проверки, высокие цены на корма и низкая производительность труда рабочего скота. При этом советские власти навязывали концессионерам нормированные цены на хлеб, незаконно пытались взимать с них арендную плату. Словом, бюрократия разных уровней не давала станции нормально работать и развиваться. 

Свою роль в судьбе станции, где управляли иностранные концессионеры, сыграло и то, что кто-то из Саратовского губкома РКП(б) вскоре «заметил» у нансеновского хозяйства «зловещий буржуазно-кулацкий оттенок». Но проблема была и в другом. Проект показательной станции в селе Росташи изначально был разработан без учёта особенностей местности и климатических условий, о которых Нансен не знал. И всё же масштабность проекта Нансена была уникальна для того времени. Реализация проекта при определённых условиях могла бы способствовать улучшению агарного развития региона, но объективные и субъективные причины помешали этому.

В 1927 году средства на содержание Росташевского хозяйства были полностью ис­черпаны, страна стояла на пороге кол­лективизации. С Нансеном расторгли договор концессии, и хозяйство станции отошло Саратовскому губернскому сельхозтресту. 

И всё же деньги, которые Нансен вложил в это предприятие, не пропали даром, потому что были потрачены на осуществление благородной идеи помощи людям. Хозяйству теперь уже сельхозтреста отошла вся передовая для того времени сельскохозяйственная техника, которая работала в Росташах как минимум ещё 10 лет после ликвидации станции. В 1948 году совхозу присвоили имя Нансена, но через восемь лет это решение отменили. Хозяйство из Росташей стало базой для Аркадакской опытной станции сельского хозяйства.

 

Потомкам — помнить

В селе Росташи и на Аркадакской опытной станции память о подвиге милосердия Фритьофа Нансена и благодарность людей за его помощь крестьянам передаётся из поколения в поколение. В местной школе создан музей его имени. В начале нового тысячелетия в Москве был воздвигнут памятник Нансену, а в 2017 году открыт памятник знаменитому норвежцу в Марксе Саратовской области. Установлена мемориальная доска с изображением Фритьофа Нансена на вокзале в г. Ртищеве, куда в далёком 1921 году прибывали эшелоны с продовольствием и в одном из вагонов жил сам учёный. Памятные места на сегодняшний день созданы как дань уважения этому человеку и в других регионах нашей страны.

И сегодня, спустя 100 лет, каждый из нас помнит об этом человеке, который спас своей миссией сотни тысяч, миллионы людей от голодной смерти. Его имя — Фритьоф Нансен. 

Автор: Надежда Барсукова

Оставить комментарий