Главная / Издания / Собрать пену

Собрать пену

Собрать пену
10 марта 2021

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Евгений Коваль

МК в Саратове

№11 (1228) 10.03.2021

Пиво окажется саратовцам не по карману

Российские пивовары ещё осенью предупреждали, что в случае введения обязательной маркировки производство слабоалкогольного напитка может уменьшиться на треть, а стоимость пива, возможно, увеличится на 20-25%. Чиновники обещали подумать и маркировку придержать, но в конце февраля неожиданно было подписано постановление правительства РФ, в котором указывается, что с 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022-го в России начнётся эксперимент по маркировке пива и отдельных видов слабоалкогольных напитков. Кто пострадает из-за нововведения, выяснял «МК в Саратове».

Конечно, алкоголь (в том числе и слабый) всегда вызывал у властей желание покрыть бутылки двойной, а то и тройной маркировкой. Правда, непонятно, зачем было вводить систему цифрового контроля ЕГАИС: чиновники неоднократно отчитывались, что благодаря новой системе алкогольного фальсификата больше нет в магазинах. Но, видимо, совершенству механизмов контроля нет пределов.

— Эксперимент по введению маркировки на пиво больше года идёт в Татарстане, и, насколько я знаю, предприниматели уже стонут от этого новшества, — комментирует ситуацию Михаил Якушев, член Торгово-промышленной палаты Саратовской области, владелец сети «Beer Club». — Чиновники уверяют, что маркировка обходится очень дешёво. На самом деле это лукавство: требуется оборудование, сканеры, чтобы считывать маркировку, и, конечно, бизнес не захочет нести дополнительные расходы, поэтому за всё в итоге заплатит потребитель. Вообще, на мой взгляд, маркировка — это хитрый ход, которым в 1990-х годах воспользовался бизнесмен Довгань: он клеил свою марку, которая якобы подтверждала качество товара, на любой продукт за деньги. Мне кажется, сейчас происходит то же самое, только в масштабах страны. Приклеили марку, но ведь кто-то её выпускает, печатает. Чтобы считывать маркировку, нужны сканеры, специальное оборудование, которое тоже доверили кому-то выпускать. Госконтракты, заинтересованные лица — всё это очень похоже на «распил» бюджета, только вполне легальный. Водку промаркировали со всех сторон, тем не менее контрафактное спиртное всё равно попадает в продажу. Какой тогда смысл в излишнем контроле?

Как считают эксперты, маркировка усилит нагрузку на предпринимателей.

— Маркировка — это дополнительные неналоговые платежи для бизнеса, — говорит Михаил Волков, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности при главе МО «Город Саратов». — Они исчисляются десятками, и реестр неналоговых платежей уже давно перерос налоги. Сюда включаются штрафы, соблюдения требований Роспотребнадзора, Госпожнадзора, требований по лицензированию, сертификации, онлайн-кассы и многое другое — всё это относится к неналоговым платежам. А новая маркировка товара — это очередные расходы для предпринимателей. Им необходимо набрать и обучить новых сотрудников, которые будут ею заниматься, расширить склады: поскольку если вы не можете продать то, что пока не отмаркировано, товар нужно где-то складировать. И всё это для того, чтобы отследить нелегальную продукцию. По пиву затрудняюсь сказать, насколько сложно отследить легальность этого товара, но лекарственные препараты, в отношении которых обязательная маркировка была введена ещё раньше, и так проходят многоярусную маркировку внутри лабораторий, на фабриках, где их выпускают. И так же, как и с пивом, думаю, нет никакой проблемы поставить на вторичную упаковку QR-код и после этого контролировать движение продукции. Эта задача решается во многих странах посредством QR-кода, и для этого не нужно изобретать велосипед.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий