Главная / Издания / В шоке от себя

В шоке от себя

В шоке от себя
24 марта 2021

Автор: Станислав Орленко

кадр из видео

МК в Саратове

№13 (1230) 24.03.2021

Саратовские подростки, обвиняемые в приготовлении массового убийства, предстанут перед судом

Удивительными бывают переходы от «взрывания интернета» новостью к полному замалчиванию развития событий, последовавших за той же новостью. История с задержанием в феврале 2020 года двух саратовских мальчишек, обвинённых в приготовлении массового убийства своих одноклассников, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Однако лавина выступлений в СМИ продолжалась не больше 4-5 дней. Потом лишь особо дотошные медийщики в течение примерно недели продолжали оповещать читателей и зрителей о судьбе задержанных. После наступила мёртвая тишина — будто и не было ужаса перед готовившимся юными террористами чудовищным преступлением.  

 

Оглушительное молчание

В течение прошедшего с тех пор года только «МК в Саратове» несколько раз сообщал о том, как ведётся следствие по нашумевшему уголовному делу. Остальные потеряли к мальчишкам, которых сами же описывали, как сущих монстров, всякий интерес. Теперь появился информационный повод — дело о несостоявшемся массовом убийстве передано в суд. Мама одного из обвиняемых рассказала корреспонденту «МК в Саратове», что она узнала о своём сыне из обвинительного заключения. 

— Обвинительное заключение нам передали для ознакомления 12 марта, несколькими днями раньше материалы уголовного дела были направлены областной прокуратурой в Заводской районный суд города Саратова, — рассказывает Наталья, мать одного из обвиняемых в приготовлении массового убийства подростков. В январе её сыну Игорю исполнилось 16 лет. На момент задержания ему было 15, его подельник и одноклассник Женя на несколько месяцев моложе. — Через несколько дней может быть назначена дата предварительного заседания суда. Получается, следствие шло ровно год. За этот год мой мальчик очень многое пережил и стал старше на несколько лет, изменился до неузнаваемости. 

Её сын во время разговора молча сидит рядом и гладит котёнка. На террориста, собиравшегося перестрелять всех своих школьных обидчиков и взорвать школу, он совершенно не похож. Но обвиняется парнишка именно в этом.

 

Девушка, подвал, тюрьма

Напомним фабулу происшедшего. 24 февраля прошлого года в подвале, раньше служившим бомбоубежищем, рядом с бывшим авиационным заводом, теперь — торгово-развлекательным центром «Оранжевый» на площади Орджоникидзе в Заводском районе Саратова, сотрудники регионального УФСБ задержали двух мальчишек, Игоря и Женю. Ещё в подвале нашли обрез двуствольного ружья, теперь он приобщён к материалам дела как вещественное доказательство. Ещё там же была девушка Лиза, с ней Игорь познакомился в интернете. Теперь она проходит по делу как свидетель, а записи её разговоров с Игорем легли в основу обвинительного заключения. 

На следующий день оба задержанных — ночью их допрашивали — признались, что в мае собирались устроить в своей школе массовое побоище. Тогда и прозвучала фраза о возможном убийстве сорока человек. Причина — месть за обиды и травлю, буллинг, как сейчас говорят. 

Мальчишек по решению суда поместили в СИЗО. На следующий день, когда к ним пришла уполномоченный по правам ребёнка в области Татьяна Загородняя, они наотрез отказались от своих прежних показаний. Сказали, что в шоке от собственных слов и не знают, как могли сказать такое. В СИЗО приятели пробыли две недели, 12 марта их освободили. Одного — под домашний арест, другого под «запрет определённых действий». В настоящий момент мера пресечения отсутствует, оба подростка находятся под родительским надзором. Год назад они прошли обследование в областной психиатрической больнице на Алтынке. Обоих признали вменяемыми. И вот теперь настало время суда. От его решения будет зависеть дальнейшая судьба ребят, находящихся лишь на пороге жизни. 

Кстати, к первоначальному обвинению в приготовлении массового убийства добавился пункт: на основе национальной неприязни. В классе Игоря и Жени есть ученики разных национальностей. 

— Зато из дела выпало обвинение в «приискании оружия» для совершения преступления, то есть того самого обреза, что валялся в ящике в подвале. Отпечатков пальцев наших мальчишек на обрезе не обнаружено, и дело по хранению оружия — обреза — выделено в отдельное производство, — говорит Наталья, мать Игоря. — Мальчишки проходят по этому делу как свидетели, хозяин оружия не установлен. Хотя обрез приобщён к уголовному делу Игоря и Жени как вещественное доказательство. Больше о нём ничего не сказано. Как-то странно. 

 

«Приёмы манипулятивного воздействия»

Но самое главное, что привлекло внимание моей собеседницы при чтении обвинительного заключения в отношении её несовершеннолетнего сына, — выводы экспертов о том, каким образом строилось общение Игоря и девушки Лизы. Девушка, во-первых, гораздо старше парня, и её повышенный интерес к 15-летнему подростку выглядит, мягко говоря, необычным. К тому же эксперт-психолог утверждает, что она постоянно и настойчиво «инициирует разговор на темы, связанные с негативной ситуацией в школах», в том числе и в той, где учится Игорь, «реализует такую речевую цель, как получение (запрос) интересующей её информации».   

— Эксперты пишут, что для достижения своей цели — подчинить себе Игоря, направить разговор в нужное ей русло, девушка пользовалась «приёмами манипулятивного воздействия», среди них называется и «провоцирование/инициирование и целенаправленное создание информационного повода для обсуждения», — подчёркивает мать обвиняемого. — Темой этого обсуждения являлась возможность вооружённого нападения на школу и способность моего сына это направление совершить. Игорь, как указано в заключении экспертизы, пытался переменить тему разговора, но Лиза умело и настойчиво вновь возвращала его к тому, сможет ли он отомстить своим обидчикам, где возьмёт оружие, какую роль отведёт напарнику, и тому подобное. Неопытный подросток не чувствовал подвоха и не подозревал, что все его разговоры с этой девушкой фиксируются, вот и давал волю фантазии, «понтовал», пытаясь выглядеть крутым мэном, способным на всё. 

И уж совсем смехотворными кажутся Наталье такие доказательства способности её сына на совершение массового убийства, как показания его одноклассников, что он «постоянно рисовал танки и оружие», «ходил в школу в берцах».

— Было бы странно, если бы парень носил розовые девичьи туфельки и рисовал кукол Барби, — невесело шутит женщина. — Да, он мечтал служить в армии, хотел быть военным, защищать Родину — это теперь выглядит, как преступные наклонности?

Слова матери о судьбе сына вряд ли можно считать полностью объективными. Будем надеяться, что справедливость и законность восторжествуют. Ведь речь идёт о совсем молодых людях — будущем России. 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий