Главная / Издания / Бедагоги

Бедагоги

Бедагоги
18 августа 2021

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№34 (1251) 18.08.2021

В школах Саратовской области физруки преподают историю, а менеджеры обучают детей краеведению

Несмотря на реформы и национальные проекты, система среднего образования деградирует на глазах. В школах катастрофически не хватает учителей, педагоги не идут работать на низкую зарплату, особенно в сельские районы. Директору общеобразовательной организации приходится выкручиваться: принимать на ставку учителя студентов или работников без педагогического образования. 

В итоге в сельских школах Саратовской области физрук рассказывает ученикам о здоровом образе жизни, бухгалтер обучает технологии, а массовик-затейник несёт в школьные массы знания по обществознанию и географии.

Тот факт, что один сельский учитель вынужден вести сразу несколько предметов, ни для кого не секрет. Где в глубинке найти учителя, да ещё по такой «дефицитной» в нашем регионе специальности, как учитель физики, информатики или английского языка? Да и других предметников днём с огнём не сыскать: вакансии могут висеть на сайте школы несколько лет.

Региональный центр оценки качества образования Саратовской области провёл исследование по работе со школами региона, имеющими низкие образовательные результаты. В каждом районе области нашлись такие учебные учреждения, в основном сельские. Анализ проблем и разработка путей их решения охватили все сферы: начиная от оснащения спортивного зала до квалификации учителей и результатов ОГЭ и ЕГЭ, которые получили ученики. Интересен раздел по педагогическим кадрам: почти в каждой «проблемной» школе эксперты ГАУ СО «РЦОКО» обнаружили «несоответствие преподаваемых предметов уровню образования, отсутствие квалификационной категории, дополнительного профессионального образования».

К примеру, в средней школе села Берёзовка (Энгельсского района) предметы «экология» и «краеведение» преподаёт менеджер, имеющий специальность «Государственное и муниципальное управление». А старшая вожатая учит ребятишек музыке и технологии. Конечно, дисциплины не самые важные, экзамены по ним не сдают, но для чего-то они присутствуют в расписании уроков. В том же муниципалитете, селе Кирово школьникам преподаёт ОБЖ и технологию учёный-агроном, а в школе села Зелёный Дол информатике обучает инженер-механик, не имеющий педагогического образования. В других районах области ситуация не лучше. В средней школе № 5 города Балакова магистр-инженер учит математике в старших классах. А в селе Красная Речка Пугачёвского района обучение школьников в 3, 4-х начальных классах и ведение уроков математики в 7-м классе возложено на одного работника — студента четвёртого курса вуза. 

Школа села Новая Ивановка Калининского района удивила разносторонними талантами трудовика, который ведёт обществознание, географию, технологию, музыку, ОБЖ, имея диплом «Клубный работник, организатор культурно-просветительской работы». При этом, как указывают специалисты ГАУ СО «РЦОКО», у учителя указаны всего лишь одни курсы повышения квалификации (апрель 2020 года), «что свидетельствует о том, что данный педагог проходил курсовую подготовку не по всем предметам».

Ещё интереснее читать о школьной занятости физруков. Это раньше учителя физической культуры гоняли детей по стадиону, помогали подтягиваться на турнике или обучиться ходить на лыжах. Сегодня физруки отвечают за основы здорового образа жизни (предмет «ОЗОЖ») ребятишек, как в школе села Большая Чечуйка (Базарнокарабулакского района), преподают историю и обществознание (Калининский район), но чаще ведут ОБЖ и технологию, не проходя курсов повышения квалификации.

Однако в большинстве сельских школ педагоги просто берут «чужие» предметы опять же без курсовой подготовки: учитель русского языка обучает немецкому и географии, «химик» преподаёт историю и обществознание. А учителя начальных классов вообще мастера на все руки: обучают английскому, истории, биологии и другим предметам. 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий