Главная / Издания / Юбилей кошмара

Юбилей кошмара

Юбилей кошмара
08 сентября 2021

Автор: Станислав Орленко

ru.wikipedia.org

МК в Саратове

№37 (1254) 08.09.2021

100-летие великого голода в Саратовском Поволжье попало в число забытых дат истории России

«Голодающие Поволжья» — люди старшего поколения слышали это выражение с детства. Его произносили сначала с ужасом, потом, по прошествии лет, оно стало звучать с горькой иронией, иногда даже анекдотически. Людям свойственно шутками заглушать страх перед трагедиями. Сейчас, когда небывалому в истории России голоду, только по данным официальной статистики, унёсшему жизни более пяти миллионов человек, в центре которого оказалась Саратовская губерния, исполняется ровно 100 лет. Этот мрачный юбилей на официальном уровне не вспоминается совсем никак. Об этом корреспондент «МК в Саратове» разговаривал с местными историками и краеведами.

 

Муки предков нам не в кайф

Весной нынешнего года съёмочная группа во главе с писателем, журналистом и телеведущим Александром Архангельским начала съёмки фильма «Голод», посвящённого событиям 100-летней давности. Идея сразу привлекла внимание множества людей, сумма пожертвований превысила ожидаемую сумму. Группа проехала по многим городам Поволжья и Южного Урала, побывала и в Саратове.

Архангельский на своей странице в соцсетях и в некоторых выступлениях в СМИ написал, что ему и его коллегам пришлось столкнуться не только с содействием и помощью, но и с весьма необычными явлениями: «Как ни странно, спасибо и тем, кто мешал последовательно и планомерно. В разных регионах под разными предлогами с нами вежливо знакомились полицейские, интересуясь, что это мы снимаем, на чьи деньги и для кого. Из раза в раз они были всё более осведомлены (знали, в какой компании в другом городе были арендованы машины, знали некоторые имена), подчёркивали, что ни в чём нас не обвиняют, но машину и коптер осмотреть всё-таки хотели бы. В лютую метель по всему селу нас разыскивали люди из администрации, которых озадачили нашими съёмками возмущённые представители казачьего сообщества. А некоторым краеведам (не всем!) велено было не говорить об американской помощи. Мы можем похвастаться целой коллекцией отказов с самыми изощрёнными формулировками».

Далее автор фильма говорит об упакованных и запломбированных в связи с переездами музейных фондах, о внезапно ушедших в отпуск руководителях госучреждений, о том, что в некоторых музеях и исторических парках вдруг оказывался выходной день или отключалось электричество. О том, что к ним приставляли «специально обученных товарищей» для контроля за процессом съёмок, требовали официальные письма, согласовать которые в ближайшее время не находилось возможности…

Его очень удивило, зачем было уделять столько внимания съёмочной группе, занятой событиями 100-летней давности: «Неужели только потому, что мы собираемся рассказать о помощи и взаимодействии с американцами, английскими квакерами, миссией Нансена? Странно как-то».

Творческие люди редко бывают беспристрастными и объективными в своих суждениях. Тем более что ни с какими прямыми запретами Архангельский и его группа нигде не встречались. И фильм свой сняли.

Но всё же нам тоже странно. Почему о величайшей трагедии в российской истории так неохотно говорят на официальном уровне и как-то вскользь упоминают в школьных учебниках? Кому мешают эти напоминания о муках, пережитых предками?

 

Тема закрыта без запрета

Я спросил об этом известного саратовского краеведа Алексея Голицына, много работавшего в архивах по событиям тех лет. Вот что он сказал: 

— Начнём с того, что для наших граждан, сотрудничавших в начале 1920-х годов с иностранными миссиями по оказанию помощи голодающим, наступили последствия через десять лет, когда Поволжье посетила другая волна голода — уже в первой половине 1930-х. Почти все они, особенно те, кто сотрудничал с британской миссией, — это несколько десятков человек, оказались в лагерях «за шпионаж». 

В юбилейный год тема фактически оказалась закрыта. Я думаю, что это связано с общим отрицанием негатива в многострадальной истории нашего государства. То же самое с репрессиями, депортацией народов — по рассуждениям новоявленных популяризаторов истории в интернете, всё это то ли было, то ли нет, то ли требует глубокого переосмысления. 

При этом никакой официальной бумаги по поводу запрета нет и быть не может. Но и официальных сообщений о событиях того времени тоже нет. 

Что ж, с голодающими Поволжья всегда было нелегко разобраться. В школьных учебниках истории советского периода голод представляли, как одно из тяжких испытаний молодого народного государства. Виноваты, конечно, были враги — они и Гражданскую войну развязали, и интервенцию устроили, и хлеб в ямах гноили, и из обрезов стреляли. В годы перестройки и наступившие потом 1990-е вектор переменился на прямо противоположный. Тогда стали кричать, что всё умышленно сделали большевики, им надо было истощить крестьянство, сделать его послушным и запуганным, а потом уже загнать в колхозы. Тут ещё и Украина, только что осознавшая себя самостийной, объявила, что на её цветущей земле массового голода никогда не было, и только москали могли устроить этот акт геноцида (правда, речь шла о голоде 1930-х).

Теперь, видимо, решили не говорить совсем ничего. Так надёжнее. Незачем травмировать психику молодого поколения жуткими картинами каннибализма, трупоедства, вымирания целых уездов и прочими, вроде тех фактов, что были зафиксированы в Саратовском музее голода, просуществовавшем до 1937 года. И нервы детей целее будут, и не виноват никто, значит, толерантность победила. 

Только интересно, что было бы с тем, кто предложил бы евреям забыть о Холокосте, армянам — о геноциде 1915 года? Думаю, что таким толерантным историкам не поздоровилось бы. 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий