Главная / Издания / Палачи «красных зон»

Палачи «красных зон»

Палачи «красных зон»
13 октября 2021

Автор: Станислав Орленко

Фото из архива Общественной палаты Саратовской области

МК в Саратове

№42 (1259) 13.10.2021

Пытки в ОТБ-1 Саратовского УФСИН имеют давнюю историю в СМИ

Видео из ОТБ-1 УФСИН по Саратовской области взорвало не только российскую, но и мировую общественность. Кадры с изнасилованием заключенных шваброй с пометкой 18+ уже обошли телеканалы и интернет-сайты всей планеты, и, похоже, на этот раз история будет иметь последствия для тюремного руководства всех уровней. Сообщения о новых выявленных жертвах зверских пыток в туберкулёзной больнице появляются в медиапространстве чуть ли не каждый час. Уже возбуждён целый букет уголовных дел, и наверняка их число будет увеличиваться. В Саратове работают следователи центрального аппарата СК России и московские оперативники. Историю с пытками взял под личный контроль спикер Госдумы РФ саратовец Вячеслав Володин. Многое можно ещё добавить, но ясно одно: зверства в саратовской тюремной больнице признаны на всех этажах власти.

 

Зоны смерти над Волгой

Начать следует с того, что для правозащитников и адвокатов осуждённых в этих ужасных видео нет ничего нового и потрясающего. Давным-давно саратовские «красные зоны» и особенно ОТБ-1 стали притчей во языцех в околотюремных кругах. 

Ещё в мае 2012 года известный российский журналист Олег Лурье в своём блоге написал:

«Что значит слово “Саратов” для человека, приговорённого к лишению свободы? Это знает любой осуждённый, и при упоминании “саратовской управы” его бросает в дрожь, потому что это жесточайшие, нечеловеческие условия, пытки, штрафные изоляторы, избиения, унижения, смерть. Это печально знаменитые саратовские «красные зоны»

Дальше он делает вывод: «Внутри государства Российского в отдельно взятой Саратовской губернии сложилось подлинно средневековое государство — со своими палачами, пытками, смертями и полным бесправием», и призывает именитых правозащитников обратить свои взоры на берега Волги, над которыми раздаётся вой и стон уже не некрасовских бурлаков, а истязаемых зеков.

Не согласиться с Лурье можно только в одном. Вряд ли в саратовских местах лишениях свободы собралась какая-то особая компания б еспредельщиков-садистов, как осуждённых, так и начальников. Подобное происходит в зонах всей России. И громкие судебные процессы над «активистами из секций дисциплины и порядка», а также над тюремными руководителями вплоть начальников региональных управлений уже не раз проходили в разных российских регионах. Из последних можно вспомнить Ярославский УФСИН — там, кстати, тоже насиловали шваброй, видимо, это «фирменная» пытка Челябинский УФСИН (его, кстати, возглавлял выходец из Саратова), Иркутский… да мало ли кого ещё. 

У нас пока последовал целый ряд отставок, включая начальника УФСИН полковника Федотова, а начальника ОТБ-1 полковника Гаценко с несколькими его подчинёнными аж по отрицательным мотивам уволили. Не исключено, что и до уголовного преследования начальников разных уровней дело дойдёт. Хотя далеко не все из правозащитников в это верят. 

 

Уникально не явление, а огласка

Сначала это возмущало, поражало, теперь, как замечают правозащитники, разве что пугает людей, потому что сообщения о пытках в учреждениях за колючей проволокой стали абсолютно обыденным явлением. Даже нелепо и как-то издевательски звучит их официальное название «исправительные» — скорее уж «изнасилуемые» или «истязательные».

Неслучайно создатель сайта Gulagu.net Владимир Осечкин (признан иностранным агентом, заочно арестован, фактически находится «в бегах»), заваривший всю эту кашу с жутким видео, в своём интервью в эти дни сказал: 

«Локальное расследование на уровне Саратовского управления СКР не может нас устроить в принципе. Потому что такие прецеденты раньше были в других регионах России. Я хочу, чтобы на скамье подсудимых оказались те, кому везли флешки с записями пыток. Пускай это будут не те генералы определённых силовых структур, которые отдавали приказы из Москвы: до них не добраться. Но важно, чтобы в итоге судили хотя бы тех, кто эти флешки получал на местах». 

Осечкин, кстати, назвал верхушкой всей «пыточной иерархии» системы ФСИН России не Саратовское, а Иркутское управление с «главной пыточной» в тамошнем СИЗО. 

В случае с ОТБ-1 на окраине Саратова, по его словам, уникален не сам факт пыток с изнасилованием шваброй, а то, что это видео предано огласке на мировом уровне. Такого действительно не было нигде и никогда. Это стало возможно благодаря осечкинскому осведомителю, передавшему картинки из секретных архивов силовых структур за границу.

 

От отрицаловки до пресс-хаты

Что касается ситуации в самой ОТБ-1, то с этим учреждением для тех, кто в «тюремной теме», уже давно всё ясно, и никаких новых тайн они для себя не открыли. Тот же Осечкин напоминает: 

«Садистов из Саратовской ОТБ-1 мы вычислили ещё в начале года. Были возбуждены четыре уголовных дела по изнасилованиям и два — по вымогательствам. Вот только обвиняемых за это время так и не появилось».

Теперь они должны появиться. Можно напомнить, что «МК в Саратове» не раз описывал события в туберкулёзной больнице. Например, весной ещё 2019 года мы рассказали о серии странных смертей осуждённых со ссылками на их родственников и адвокатов. Причём схема везде была одна и та же — совершенно здоровый человек попадает в зону, там очень быстро превращается в тяжелобольного, его срочно переводят в ОТБ-1, и там он в кратчайшие сроки умирает. Впрочем, иногда таких обречённых в экстренном порядке освобождали решением суда, давая возможность умереть на руках у родственников, иногда даже в день освобождения. 

Старожилы саратовской уголовно-исполнительной системы вспоминают, что когда-то, в незапамятные теперь советские времена, туберкулёзная больница была, наоборот, центром «отрицаловки», там собирались заслуженные зеки — практически у всех из них был настоящий туберкулёз как результат многолетних отсидок — и чувствовали себя относительно вольготно. 

Потом, в силу ряда причин ситуация изменилась с точностью до наоборот и ОТБ-1 стала местом «трюмиловки», прессования или, попросту говоря, истязаний и ломки людей. Характерно, что перевести туда по подозрению на заболевание туберкулёзом или другой опасной болезнью могут кого угодно, причём не только из саратовских колоний. Так что это своего рода всероссийская «пресс-хата». 

Сообщения же об этом в прессе стали появляться лишь в последние десять лет, что, конечно, приличный срок. Случайно или нет, но это совпало с уходом от руководства уголовно-исполнительной системы России нашего земляка Юрия Калинина.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий