Главная / Издания / Село невыученных уроков

Село невыученных уроков

Село невыученных уроков
20 октября 2021

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№43 (1260) 20.10.2021

В каждой четвёртой школе Саратовской области детей плохо учат

Региональные власти сделали вид, что только сейчас заметили проблему «отстающих» школ, в которых педагоги-пенсионеры вынуждены вести несколько предметов, а ученики не могут сдать экзамены даже на тройку. И в итоге остаются без аттестата. 

Тем не менее «МК в Саратове» уже писал о менеджерах и агрономах, которые почему-то трудятся в сельских школах учителями, а также физруках, которые, не имея за плечами курсов повышения квалификации, преподают историю. Проблема с педагогическими кадрами и низким качеством образования давняя, но разговорами её не решить: тут требуются дополнительные бюджетные деньги на увеличение зарплат учителям.

 

Слабые кадры

На прошлой неделе в правительстве Саратовской области прошло заседание круглого стола, посвящённое развитию системы образования. Первые лица региона упомянули о том, что в области открываются новые образовательные центры, в школы поставляют компьютеры и проводится высокоскоростной интернет, но «существенных результатов в качестве образования» не видно. Федеральный Рособр­надзор включил 233 школы региона в список образовательных учреждений с низкими образовательными результатами. Получается, плохо учат в каждой четвёртой школе (всего в Саратовской области их насчитывается 912).

Это и неудивительно. К примеру, в прошлом году из школ региона ушли 800 учителей (согласно информации областного профсоюза работников образования), а на их место пришли лишь 500. Как оказалось, чиновники тоже знают о проблемах с кадрами. Выступивший на круглом столе и. о. министра образования Михаил Орлов сообщил, что в сельских школах два и более предмета зачастую ведёт один учитель. А председатель правительства Саратовской области Роман Бусаргин отметил, что в регионе есть учитель, который преподаёт сразу семь (!) предметов. Понятно, что не от хорошей жизни: нехватка педагогов, особенно в небольших сельских школах, очень серьёзная. Всё это приводит к тому, что даже выпускники-«отличники» из сельских школ с трудом поступают в вузы на бюджет. Присутствующая на заседании круглого стола Елена Елина, руководитель приоритетных проектов и программ СГУ имени Н. Г. Чернышевского, раскритиковала сельских абитуриентов и рассказала, что они «плохо читают, пишут и говорят», а на бюджетные места в этом году зачислены всего 216 учеников сельских школ региона, или 11% от общего числа абитуриентов. 

 

Окладная проблема

Да что говорить о поступлении в вузы, если большинство девятиклассников, не сумевших справиться с итоговой аттестацией или не допущенных до неё из-за двоек, — из сельских малокомплектных школ? Как сообщил на круглом столе Михаил Орлов, в нынешнем году 271 ученик остался без аттестата, из них 84% — учащиеся малокомплектных школ. Однако в защиту школ хотелось бы напомнить господину Орлову, что ситуация с двоечниками за последние годы в Саратовской области выправилась. К примеру, в 2016 году аттестаты не получили 430 учеников девятых классов, в 2017 году — 326, в 2018-м 364 человека.

— Я присутствовал на заседании круглого стола в правительстве области и могу отметить, что там были подняты проблемы, о которых мы давно говорим: увеличение оплаты труда, повышение престижа профессии школьного учителя, — комментирует ситуацию Николай Тимофеев, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. — Хочется надеяться, что региональные власти обострили эту тему осознанно, поэтому и упомянули о школах с низкими образовательными результатами, годами открытых образовательных вакансиях в сельских школах, педагогах, которые вынуждены вести сразу несколько предметов. Думаю, что с системы ученико-часа мы всё-таки уйдём, и вопросы с окладной системой учителей, а значит и с повышением зарплат, будут решены. Но, конечно, ситуация с педагогическими кадрами очень тяжёлая, особенно в сельских школах. Из-за высокой нагрузки учителя находятся в таком загнанном состоянии, что им просто некогда готовиться к урокам. Откуда взяться качеству образования? Если региональные власти не решат проблему с кадрами, школы на селе будут закрываться, потому что в них некому будет преподавать. И такие примеры, увы, уже есть.

Тем не менее кардинальные решения, которые могли бы поспособствовать притоку учительских кадров в школы, региональными чиновниками так и не были озвучены. Есть лишь расплывчатые формулировки, что «формат обучения должен поменяться» (школы станут филиалами?), требования «не допускать самодеятельности в вопросе зарплат педагогов», «ликвидации образовательного неравенства».

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий