Главная / Издания / Границы беспредела

Границы беспредела

Границы беспредела
17 ноября 2021

Автор: Станислав Орленко

Фото: Евгений Кузнецов

МК в Саратове

№47 (1264) 17.11.2021

Пытки заключённых происходят не только в саратовской ОТБ-1

Истязания осуждённых в саратовских местах лишения свободы продолжают оставаться самой злободневной темой для нашего региона. По этому поводу высказываются политики, адвокаты и простые смертные. Пафос обсуждений всё больше переходит в стадию выяснения: кому и что за этот ужас будет? Корреспондент «МК в Саратове» поинтересовался мнением известных лиц. 

Событий, связанных с беспределом за колючей проволокой в Саратовской области, на минувшей неделе произошло несколько. Во-первых, на сайте Gulagu.net появились новые видео с картинами издевательств в ОТБ-1. Там же были названы имена садистов из числа актива «красной зоны» и начальников, их покрывающих и направляющих. 

Во-вторых, как выяснилось, прокурор Саратовской области Сергей Филипенко решил не оставаться в стороне от скандала с тюремными пытками и ещё в октябре подал жалобу на решение Октябрьского суда г. Саратова о заочном аресте Сергея Савельева, информатора, благодаря которому видео с издевательствами и изнасилованиями из тюремной больницы стали достоянием мировой общественности. Рассмотрение жалобы назначено на 16 ноября 2021 года. Ведущий правозащитного сайта Владимир Осечкин сообщил, что уголовное дело в отношении Савельева прекращено.  

В-третьих, МВД РФ объявило в розыск не кого-нибудь из пытавших, а самого основателя правозащитной организации Gulagu.net Владимира Валерьевича Осечкина, 1981 года рождения. Более подробной информации нет — сказано только, что он «переобъявлен в розыск», поскольку уже разыскивался раньше. 

Ну и в-четвёртых, международная организация «Репортёры без границ» выступила в защиту Сергея Савельева, призвав российские власти прекратить его преследование, а французские власти — дать ему политическое убежище.  

Наконец, в-пятых, в УФСИН по Саратовской области прибыла комиссия из Москвы, из центрального аппарата тюремного ведомства. Известно, что в её составе 38 высокопоставленных сотрудников. Возглавляет комиссию старший инспектор уголовно-исполнительной системы России полковник Александр Зубов. Как сказали корреспонденту «МК в Саратове» в пресс-службе регионального управления, эта комиссия внеплановая, при этом инспекторы проверяют все стороны деятельности исправительных учреждений. 

Налицо две противоборствующие тенденции. Общественники и правозащитники изо всех сил стараются поддерживать и подогревать внимание граждан к ситуации вокруг пыток осуждённых. Представители пенитенциарной системы же, хотя и вынуждены признать очевидные факты, тем более зафиксированные на видео, пытаются этот интерес если не погасить совсем, то максимально преуменьшить, представить дело как досадный эпизод, проявление чьей-то халатности и тому подобное. 

Я попросил высказаться на эту тему саратовского адвоката Азу Алиеву, защищающую интересы ряда осуждённых в нашем регионе. Она известна тем, что в середине октября выступила с видеообращением к генеральному прокурору России Игорю Краснову, пожаловавшись ему на бездействие саратовских прокуроров.

«Когда осуждённые направлялись в ОТБ, вне зависимости от того, из какой колонии, то всегда для людей, для их родственников это была трагедия. Потому что знали, что осуждённые, которые направляются в ОТБ, будут подвергнуты пыткам или физическому насилию», — пояснила Аза Алмановна.

В разговоре со мной адвокат Алиева сказала, что речь должна вестись, конечно же, не об отдельных нарушениях, а о сложившейся устойчивой системе, возглавляемой руководителями в погонах.

«Они не хотят терять свои погоны, поэтому стараются представить этот беспредел, как частный случай. Между тем в ОТБ-1 существовало чёткое разделение мер воздействия на осуждённых: кого просто избить, кого подвергнуть изощрённым издевательствам, а кого “опустить” путём сексуального насилия. Цель при этом преследовалась двоякая. Надо было сломить волю непокорных заключённых, заставить их пойти на сотрудничество с администрацией и добиться от них выкупа, то есть материальный интерес также присутствовал».

Самое главное, как считает защитник, пытки вовсе не совершаются в границах одного учреждения, будь то ОТБ-1 или любая другая колония. Это существует везде. Например, ей известно, что, не исключено, в колониях особого режима № 7 в Красноармейском районе и № 13 в Энгельсе осуждённых «прессуют» ещё жёстче, чем в туберкулёзной больнице. Один из её подопечных, написавших жалобу на пытки в ОТБ-1, был вынужден от неё отказаться, когда его перевели в ИК-13. Так что увиденное мировой общественностью видео — это только цветочки.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий