Главная / Издания / Пытки узаконят

Пытки узаконят

Пытки узаконят
22 декабря 2021

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№52 (1269) 22.12.2021

Издевательства над осуждёнными в ОТБ-1 под Саратовом привели к изменению российского законодательства

Пытки есть, а слова нет — примерно с такой ситуацией столкнулись члены Совета по правам человека и Общественной наблюдательной комиссии при президенте России, когда отправились проверять жалобы зеков в местах лишения свободы вокруг Саратова. Оказывается, в законах нашей страны не предусмотрено такое понятие, как «пытки». Поэтому обвинять тех, кто этим занимается, можно в чём угодно, но не в пытках. Теперь правовой вакуум решили заполнить. Появилась информация, что в Совете Федерации разработан законопроект, позволяющий называть вещи, то есть действия, своими именами. 

Общение с людьми, пережившими круги ада в областной туберкулёзной больнице № 1 УФСИН по Саратовской области, позволило корреспонденту «МК в Саратове» сделать определённые выводы, хотя лучше было бы их не делать. Самое главное, о чём говорили все мои собеседники, — пытки за колючей проволокой давно перестали быть чем-то исключительным, они превратились в систему, и наказание за них должно быть соответствующим, то есть самым серьёзным. Пытки не могут классифицироваться, как некие «злоупотребления» или «превышения». Садизм, особенно если он проявляется со стороны людей в погонах, призванных защищать законность и порядок, не имеет оправдания. Хотя надо заметить, что такие оправдания уже ищутся и, главное, находятся. Самым смехотворным из них выглядит вечный тезис о низкой заработной плате «силовиков»: дескать, платите нам больше, тогда мы перестанем истязать и насиловать людей, заведомо бесправных и беззащитных.  

Сведения о том, что в Госдуму внесён законопроект, «ужесточающий» наказание за применение пыток, восприняты в среде тех, кто знаком с тюремным миром не понаслышке, двояко, если не сказать противоречиво. Адвокат из Саратова Аза Алиева, специализирующаяся на защите осуждённых, чьи права нарушаются якобы из служебных соображений (как же заставить человека дать правдивые показания, если его пытать нельзя?), сказала, что появление нового законопроекта, конечно, вселяет надежду на лучшее, но сам по себе новый нормативный акт ещё ничего не значит:

— Нас пытаются убедить, что истязания и зверства становятся возможными лишь потому, что есть какие-то нехорошие люди и есть те, кто им позволяет совершать преступления, проявляет халатность. За годы работы с осуждёнными я убедилась, что попрание их прав происходит систематически, и дело не в хороших или плохих начальниках. Я даже сказала бы, что существующая ныне система калечит людей морально, заставляет их превращаться в садистов. Тех, кто приходит в уголовно-исполнительную систему с лучшими побуждениями, с верой в то, что наказания способны кого-то исправить, ждёт жестокое разочарование. Если не удастся полностью поменять систему, никакие законопроекты не помогут.

Бывшие осуждённые, с кем мне удалось поговорить, в большинстве своём настроены не слишком оптимистично. Они не видят в законе защиты для себя и для других.

— Когда я в первый раз попал «за забор», у меня ещё были шансы на спасение, — сказал Валерий Л., чей тюремный стаж превышает четверть века.  — Тогда я ещё мог как-то раскаиваться, тосковать о нормальной жизни. Но то, что я видел в зоне, никакого отношения к исправлению не имеет. Наоборот, людей стараются замазать, отрезать все пути к исправлению. Ведь ломают не только в ОТБ, «пресс-хат» всегда хватало. Думаю, пытки будут тщательнее скрывать, только и всего.

Напоминаем, что глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников подчеркнул: теперь за пытки с целью принуждения к даче показаний или запугивания можно получить до 12 лет лишения свободы.  Кроме того, в статью 302 «Принуждение к даче показаний» УК РФ вводится новый субъект преступления — сотрудник правоохранительного органа.

— Это позволит привлекать к ответственности за пытки, в том числе и сотрудников ФСИН России, а не только следователей или лиц, проводящих дознание, как это предусмотрено в нынешней редакции УК РФ, — сказал думский деятель журналистам. 

Что ж, хотелось бы верить в лучшее. Хотя признание пыток на законодательном уровне, скорее, переводит их в узаконенные явления, чем ставит им преграду.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий