Главная / Издания / ШКОЛЬНЫЙ АГРОНТИ - конкурс ключевых технологий

ШКОЛЬНЫЙ АГРОНТИ - конкурс ключевых технологий

ШКОЛЬНЫЙ АГРОНТИ - конкурс ключевых технологий
22 декабря 2021

Автор: Вера Шарабандова

фото автора

МК в Саратове

№52 (1269) 22.12.2021

Благодаря конкурсу сельским школьникам стали доступны инновационные методы ведения сельского хозяйства

Уходящий год выдался богатым на события для Саратовского государственного аграрного университета. Но нам сегодня хотелось бы рассказать об одном из них. 

 

Попробовать свои силы

Речь идёт о Всероссийском конкурсе для учащихся сельских школ АгроНТИ. Как известно, конкурс проводится Фондом содействия инновациям совместно с некоммерческой организацией «Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства» при поддержке Министерства просвещения и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Более 62 тысяч школьников 5-11 классов из всех регионов Российской Федерации приняли участие в конкурсе в этом году. Девятнадцать вузов — членов некоммерческой организации «Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства» — стали площадками для проведения конкурсных мероприятий. 

Третий год подряд Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова выступает региональной площадкой для проведения первого этапа конкурса. И у саратовских учёных своя статистика. В этом году на площадке университета зарегистрировано почти 2000 человек: учащихся 5-10 классов школ нашего региона, а также школьников из Пензенской, Воронежской и Тамбовской областей. Для сравнения скажем, что в 2019-м, в первый год проведения конкурса, мероприятие собрало на площадке около 1000 школьников из сельских поселений и малых городов Саратовской области.

Приветствуя участников конкурса, ректор Саратовского государственного аграрного университета, доктор технических наук Дмитрий Соловьёв особо подчеркнул, что «за биотехнологиями и агробизнесом будущее сельского хозяйства». Для тех же, кто, попробовав свои силы в конкурсных заданиях, понял, что его профессия будет связана с сельским хозяйством, всегда открыты двери аграрного университета. Тем более в 2020-2021 учебном году конкурс АгроНТИ включён в перечень конкурсных мероприятий, рекомендуемых Министерством просвещения РФ (приказ Минпросвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 715). Так, в Саратовском ГАУ при поступлении победители регионального этапа конкурса получали дополнительно к результатам ЕГЭ 8 баллов, финалисты — 10 баллов.

 

На новом этапе 

Необходимо отметить, что в этом году Саратовский государственный аграрный университет перешёл на новый этап взаимодействия с Фондом содействия инновациям, став одним из победителей грантового конкурса «Обеспечение проведения региональных и финальных этапов Всероссийского конкурса АгроНТИ-2021 по направлению АгроБио». 

Данное направление в вузе разрабатывается уже не первый год и имеет свою историю. Так, в 2019 году в тестовом режиме университет осуществлял организацию номинации «АгроЗащита», в 2020-м аналогично проводились конкурсные соревнования по направлению «Био». 

Проект вуза был поддержан партнёрами университета: ООО «ИнфоБиС», АО «Биоамид». Кроме того, университету поручено было укомплектовать 19 конкурсных площадок оборудованием, инвентарём и расходными материалами для проведения очных этапов конкурса, а также обеспечить методическое, организационное и информационное сопровождение региональных мероприятий.

— В этом году Фонд содействия инновациям впервые доверил вузам самостоятельную реализацию проектов, — рассказывает Дмитрий Соловьёв. — Так, СГАУ вместе с Новосибирским аграрным университетом разработал и реализовал в рамках конкурса проект «АгроБио».

Именно об этом проекте нам хотелось бы рассказать подробнее.

— Для нас сегодня особо важна та часть конкурса, которая связана с подготовкой овощеводов и освоением современных методов биологической защиты сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей, — говорит доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой защиты растений и плодоовощеводства Иван Еськов. — И наша главная задача сегодня — привлечь сельских школьников к обучению нашим профессиям.

И действительно, многие думают, что вырастить растение — это довольно просто. Однако даже те, кто знаком с овощеводством на уровне дачных грядок, знают: это не только продолжительный — многолетники, к примеру, могут расти не один год — но и достаточно трудоёмкий процесс, полный скрытых опасностей и подводных камней.

— Мы едим то, что осталось от других — так, полушутя, определяет положение человека в «пищевой цепочке» Иван Еськов. 

И поясняет: на любое растение, едва проклюнувшееся из земли, набрасывается несметное число вредителей, атакует такое же количество сорняков. И если человек не встанет на защиту этого растения, хорошего урожая не жди. Поэтому в последние годы человечество пришло к осознанию необходимости перехода к органическому земледелию. 

— О полном переводе сельского хозяйства на органические удобрения и средства зашиты растений пока, к сожалению, и речи быть не может, но то, что экологически чистая продукция может стоить дороже,  многие из нас уже к этому готовы. Данный факт, несомненно, будет стимулировать сельхозтоваропроизводителей к развитию органического направления, — уверен Иван Еськов. 

По мнению Василия Нейфельда, кандидата географических наук, декана агрономического факультета, проект «АгроБио» как раз позволил ребятам убедиться в том, что агропродукцию можно выращивать и без применения химии. Участники знакомились с основами агротехнических приемов, видовым разнообразием и азами выращивания овощных культур в условиях тепличного хозяйства, с технологиями пикировки и прививки рассады. А также с биологическими методами защиты растений, которые предполагают использование различных живых организмов — энтомопатогенов, антагонистов и гиперпаразитов, энтомофагов и гербифагов.

В рамках конкурной программы школьники смогли проявить свои знания о семенах овощей, правильно подготовить их к посеву и, собственно, его провести. 

   Конкурсные мероприятия были разделены на две части. Соревнование «Защита растений» было организовано Новосибирским ГАУ, координация соревнования «Сити-фермер» осуществлялась Саратовским ГАУ. Серьёзные наработки по биопрепаратам есть и в нашей областной биолаборатории, однако, по словам Ивана Еськова, там пока не развёрнуты большие линии по наработке энтомофагов.

Такой «пробел» подтолкнул саратовских учёных СГАУ к организации собственной биолаборатории. Тем более что университет обладает собственными технологиями, позволяющими разрабатывать энтомофагов.

Магистры СГАУ в настоящее время проходят практику на нескольких крупных овощеводческих предприятиях, использующих в производстве данные живые организмы. И они уже сегодня готовы предоставить специалистам университета небольшую партию энтомофагов, воспитание которой можно было бы продолжить в университетских лабораториях. 

Цели, которые ставят перед собой учёные СГАУ, тем более достижимы, поскольку особенность энтомофагов позволяет на небольшой площади, в условиях учебного заведения создать биолабораторию и снабжать для начала хотя бы собственный учхоз необходимыми для защиты растений живыми организмами.

Пока речь идёт только о защищённом грунте, поскольку здесь угрозу растениям представляют один-два вида вредителей. В будущем же практика из теплиц может распространиться на сады, а в конечном итоге, и на многогектарные поля под открытым небом. 

Удивительная тема для многих из нас, взрослых, для ребят — участников проекта «АгроБио» — стала просто открытием. 

— Мы приобрели небольшие теплицы, в которых возделывали растения. Так что дети сами увидели впервые живые существа, с помощью которых можно регулировать численность вредных организмов, — вспоминает Иван Еськов. — И поверьте, им было на что посмотреть. 

Всё вышесказанное более чем убеждает: за биотехнологиями — будущее. Более того, по мнению Василия Нейфельда, основа профессии агронома как раз базируется именно на этой номинации: современные агроспециалисты обязаны знать, как правильно реализовать перечень действий для получения хорошего урожая достойного качества. 

Причём слова «хорошее качество» являются ключевыми. Сейчас ответственных руководителей сельхозпредприятий не интересуют высокие показатели урожайности той или иной агрокультуры, достигнутые при помощи использования большого количества химических веществ. Так вот, своей задачей номер один учёные аграрного университета считают разработку технологий, позволяющих вырастить наиболее чистую в экологическом плане продукцию. 

— Да, сегодня мы знаем, что некоторые агротехнологии находятся на грани допустимого, — признаёт Дмитрий Соловьёв, — такие, как использование ГМО и передозировка различных химических препаратов. Задача нашего вуза — объяснить, что удобрения можно и нужно применять, но во всём нужна мера. Как человеческий организм не может нормально функционировать и развиваться без витаминов, так и растения нуждаются в определённом наборе полезных веществ.

Однако при этом мы все понимаем, что существуют различные уровни тех же удобрений. И наряду с органическими комплексами на полях сегодня не менее широко применяются и химические. И не обязательно химические будут отнесены к неполезным. Именно разумный подход к агрономической деятельности как раз и заложен в номинации «АгроБио».

Более того, учёные аграрного университета, осознавая важность решения поставленных перед аграрным комплексом задач, предложили для конкурса ещё ряд номинаций — таких как «АгроЛаб», «АгроВетРоботы», конкурс-квест«АгроЛес», «АгроСкаут». Исходя даже из названий, становится понятно, что данные номинации будут направлять школьников на углублённое изучение вопроса.

 

Кадры решают всё

Хотелось бы особо отметить, что сегодня мы говорим не столько о подготовке школьников к поступлению в один из лучших аграрных вузов страны. И не о том, как важно овладеть современными инновационными агротехнологиями. Речь идёт не о науке ради науки. Конечной целью преподаватели СГАУ ставят прежде всего подготовку профессионалов-практиков. Тех специалистов, в чьих руках завтра окажется агрокомплекс. А значит, это именно им — сегодняшним школьникам, в ближайшем будущем предстоит решать вопросы продовольственной безопасности нашей страны.

— Почти все руководители сельхозпредприятий — от скромного фермерского хозяйства до крупнейшего агрохолдинга — говорят сегодня об острой нехватке кадров, — рассказывает Дмитрий Соловьёв. — И за квалифицированный труд готовы платить достойную заработную плату, готовы создавать условия, продвигать молодёжь.

Итак, в цепочке подготовки профессионалов — школа, изучение и выбор профессии, адаптация, поступление в вуз, через практику и взаимодействие с агропредприятиями дальнейшее трудоустройство — аграрному университету как раз отводится ключевая роль.

К слову, как региональная площадка, вуз предложил расширить рамки конкурса АгроНТИ и вовлекать в него не только школьников, но и студентов техникумов и колледжей аграрного профиля. То есть задействовано будет и среднее профессиональное образование. Перспективы у которого сегодня не хуже, чем у высшего, уверен Дмитрий Соловьёв.

 

Следуя славным традициям

Технологии, о которых рассказывают учёные СГАУ, ещё вчера казались бы нам научной фантастикой. А между тем в том что они были разработаны и предложены именно специалистами аграрного университета, нет ничего удивительного.

— Аграрный университет — один из старейших в стране, основан он был в 1913 году, — обращает наше внимание заместитель декана агрономического факультета, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры защиты растений и плодоовощеводства Никита Рязанцев. — И работа учёных, как и более ста лет назад, очень актуальна для большого аграрного региона с очень сложными климатическими условиями.

В то же время, по мнению Никиты Валерьевича, в последние годы, вооружившись технологически и используя в работе последние достижения химической промышленности, сельское хозяйство «забыло» своё предназначение. 

— Сельхозтоваропроизводители начали «давать валовку» и забыли о сохранении плодородия почвы, про экологию, — констатирует Никита Рязанцев. — И двадцать лет такого интенсивного насаждения сельского хозяйства серьёзно отразились и на качестве продукции, и на экологии, и, конечно, на здоровье населения. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо возвращаться к науке, к передовым достижениям, возможно недостаточно рентабельным в краткосрочный период, но, бесспорно, здоровьесберегающим, безопасным и социально эффективным в отдалённой перспективе. 

Очень важно при этом, уверен наш собеседник, привлекать к этому процессу молодёжь. Поскольку специалистам, много лет проработавшим на предприятии, намного сложнее перестроиться на новые «рельсы». 

— Сейчас необходимо сделать так, чтобы лет через десять можно было уверенно осваивать новые технологии, — настаивает Никита Рязанцев. — И это вопрос воспитания нового поколения агрономов, технологов аграрного производства.

Сложно не согласиться с Никитой Валерьевичем в том, что время накладывает свой отпечаток, и профессия того же агронома сегодня трансформировалась: помимо знаний чистой биологии культуры и почвенно-экологических факторов, теперь необходимо умение пользоваться различными электронными средствами, которые раньше воспринимались на уровне фантастики. Сегодня же, если специалист не умеет работать с программой «АгроСигнал», с данными метеостанции, с почвенными датчиками, он не может ничего.

— И молодёжь необходимо привлекать не по остаточному принципу, — уверен Никита Рязанцев, — поскольку агрокомплекс по-прежнему остаётся для нашей страны одной из ведущих отраслей. Сейчас нет времени говорить о новых технологиях — на них надо переходить. И воспитывать новое поколение работников и руководителей, готовых работать по-новому. 

 

Будем продолжать!

Итак, как мы видим, конкурс состоялся, несмотря на ограничительные меры, и значимость его очевидна.

— Хотелось бы выразить слова благодарности ассоциации «Агрообразование», возглавляемой доктором технических наук, профессором Виктором Егоровичем Бердышевым, а также Фонду содействия инновациям, основателем которого является Иван Михайлович Бортник. Благодаря этим людям несколько лет назад нам удалось сдвинуть с «мёртвой точки» работу с сельскими школами, — говорит Дмитрий Соловьёв.

При этом руководитель вуза подчёркивает, что для СГАУ такое направление работы очень важно, поскольку большая часть сельских школьников сегодня мотивирована именно на аграрные вузы.

В самих названиях номинаций конкурса — таких, как «АгроКоптеры» «АгроКосмос», «АгроРоботы», «АгроМетео», «АгроБио», «зашиты» инновации, что, по мнению Дмитрия Соловьёва, во-первых, способствует популяризации мероприятия, а, во-вторых, создаёт возможность для школьников принять участие в творческих конкурсах и пройти теоретические этапы непосредственно в условиях сельских школ.

И, как следствие этого, в учебных заведениях «кипит работа» на различных обучающих площадках — таких, например, как «Точки роста», — а значит, укрепляется методическая база учебных заведений.

Кроме того, школьники ближе знакомятся с современной ситуацией в агропромышленном комплексе. Не посредством интернета или других «отстранённых» источников информации, а лично участвуя в тех или иных процессах, связанных с сельскохозяйственным производством. 

О том, что руководитель вуза не ошибается в своей оценке значимости конкурса, свидетельствует и тот факт, что количество его участников, как мы уже говорили, за три года выросло в два раза.

— Нам необходимо трансформировать вуз, и за основу мы берём принципы, заложенные в АгроНТИ, — делится планами Дмитрий Соловьёв.

Поясним: речь идёт о развитии сети Вавиловских агроклассов. И если сегодня проект реализуется только в 64 школах, в ближайшем будущем агроклассы должны появиться во всех муниципальных районах Саратовской области. Планируется даже выйти на Приволжский федеральный округ: саратовские учёные уже сегодня готовы распространить свой опыт в качестве пилотного проекта на площадках Ульяновского, Самарского и Пензенского аграрных университетов, а также Чувашского ГАУ. 

— Мы хотим, чтобы у нас была системная работа и по подготовке сельских школьников к профильным ЕГЭ, и по обучению их профессиональным навыкам, — поясняет Дмитрий Соловьёв. — Для этого мы интегрируем в процесс обучения принципы АгроНТИ. Предоставляя тем самым каждому сельскому школьнику возможность на платформе агроклассов получать базовые знания и принимать участие в конкурсах и различных пилотных проектах.

Такие масштабные задачи ставят перед собой сегодня учёные аграрного университета. И они уверены, что цели эти будут достигнуты.

Автор: Вера Шарабандова

Оставить комментарий