Главная / Издания / Луганские истории

Луганские истории

Луганские истории
30 марта 2022

Автор: Станислав Орленко

фото автора

МК в Саратове

№14 (1283) 30.03.2022

Беженцы из Донбасса под Саратовом: тоска по дому и планы на жизнь в России

Временные переселенцы с Юго-Востока Украины, приехавшие в Саратов, уже больше месяца находятся не в горячей точке.

Корреспондент «МК в Саратове» встретился с приезжими из Луганской области в социально-оздоровительном центре «Ударник» в селе Шумейка Энгельсского района. 

Первое, что бросается в глаза в корпусах «Ударника», — множество детей. 

По словам заместителя директора центра Елены Токаревой, на момент нашего посещения из 125 временно проживающих детей было больше половины — 63. Ещё 10 человек находились в больнице — дети везде болеют, особенно при внезапных переездах за сотни километров от дома. 

Всего из Донбасса в Саратовскую область приехали 200 детей. Большинство из них — свыше 170 — младше тринадцати лет, причём десяти ещё не исполнилось года. 

Мужчин среди временно размещённых почти нет, они остались дома. По словам беженцев, когда ехали в Россию, рассчитывали через неделю-другую вернуться назад. Теперь многие думают о том, чтобы здесь остаться — беспокоит будущее детей, молодёжь хочет получать образование и строить свою жизнь под мирным небом. 

Елена Решетняк, старшая по корпусу, мама двух дочерей — 7 и 9 лет, рассказала, как попала с детьми в Саратов: «С середины февраля начали обстреливать сначала окраины нашего города Кировска в Луганской Народной Республике, потом и центр. Начались «прилёты» (специфическое выражение жителей зоны боевых действий, означает близкое попадание снаряда или мины. — Авт.), стало очень страшно. Объявили эвакуацию, мы с сестрой, у неё тоже двое детей, взяли, что было под рукой. Потом оказалось, что половину необходимых вещей не захватили».

Елена сказала — о том, что она с детьми едет в Саратов, узнала только в поезде, он вышел со станции Лихая в Ростовской области: «Сначала говорили, что разместят в Ростове, потом — в Астрахани, в Волгограде. В итоге привезли в Саратов. Поэтому поехали по свободной ветке железной дороги».

Решетняк попросила от имени всех приехавших с ней передать спасибо саратовцам, очень хорошо их встретившим, бытовые удобства в санатории «Ударник» всех устраивают: «Мы уже больше месяца здесь, с 22 февраля. Домой пока не собираемся, там ещё очень горячо. Хотя некоторые вынуждены возвращаться. В соседней с нами комнате жила женщина с двумя детьми. Её муж после обстрела попал в больницу с тяжёлым сердечным приступом, остался там, и теперь они поехали назад, к нему».

Моя собеседница сказала, что думает о том, чтобы остаться в России. Тем более ей, школьному учителю словесности, уже удалось найти работу по специальности: «Здесь, в санатории буду заниматься с детьми дополнительно русским языком, делать с ними домашние задания — наши дети ходят в школу села Шумейка. У нас все приехавшие сейчас будут рады любой работе. К нам приезжают из Центра занятости, предлагают вакансии, некоторые уже устроились на работу».

Инна Жук жила в центре Луганска, в Саратов приехала с двумя сыновьями, старшему — семь лет, младшему пять: «Мы уехали после того, как в Луганске начались взрывы газопроводов. Очень громко, очень страшно, огненное зарево. Дети стали пугаться. Решили, что надо уезжать из-за них. Мои родители и старенькая бабушка остались там. Бабушка сказала: я в 41-м ребёнком войну пережила и теперь никуда не поеду».

Луганчанка добавила, что её сыновья в силу своего возраста не до конца осознали ужас происходящего. Хуже тем, у кого дети-подростки, для их психики обстрелы и взрывы стали тяжёлым испытанием, многим нужна психологическая помощь. 

Замдиректора «Ударника» Елена Токарева пояснила, что с психологическими проблемами беженцев в санатории справляются успешно, хотя есть и исключения: «Был один агрессивный мальчик, обижал других детей. Но его семья уже отправилась назад. Одну девушку 21 года нам пришлось отправить в психбольницу, до сих пор она там находится. Пережитое дало о себе знать, начались неврозы, бессонница, беспокойство. Надеемся, что врачи ей помогут».

Возвращение к нормальной жизни — непростой вопрос для беженцев. 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий