Главная / Издания / Учебная неожиданность

Учебная неожиданность

Учебная  неожиданность
22 июня 2022

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове

№26 (1295) 22.06.2022

Саратовских школьников ожидают уроки трезвости

Когда сложно и затратно проводить реформы, можно заняться опытами. Народные избранники вновь озаботились здоровьем подрастающего поколения и выступили с образовательной инициативой: ввести в школах новый предмет — уроки трезвости и здоровья, которые помогут уберечь детей от пагубных привычек. Жаль, депутаты Госдумы РФ не разъяснили, как это сделать не в ущерб учебной программе. 

 

Ну, за ЗОЖ!

Народный артист, режиссёр, а ныне первый зампред Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев предложил ввести в российских школах уроки трезвости и здоровья, а в вузах — собриологии — науки об отрезвлении общества. Он аргументировал это тем, что смертность в России превышает рождаемость в два раза, и главная причина уничтожения народа — алкоголь и наркотики. По потреблению алкоголя на душу населения наша страна находится в двадцатке самых пьющих стран мира, отметил депутат. «Первая причина тотальной алкоголизации нашего народа — массовая ориентированность населения на потребление алкоголя через пример родителей, СМИ, кино, телевидение, рекламу, статьи, оправдывающие “умеренное культурное потребление”», — посетовал Бурляев и попросил депутатов поддержать его инициативу.

Похожих предложений за последние годы поступало немало. В 2010 году федеральное агентство по делам молодёжи предложило заменить уроки физкультуры в школах на преподавание навыков здорового образа жизни. Тогда эту инициативу депутаты не оценили (а зря, сколько денег удалось сэкономить бы на постройке и ремонте школьных спортзалов!). В 2016-м Минздрав РФ порекомендовал обучать школьников ЗОЖ вместо ОБЖ, в 2019 году об уроках трезвости заговорили в Минпросвещения России: мол, такой подход по профилактике алкоголизма необходим.

Родителей некоторых саратовских школьников инициатива депутата Бурляева возмутила. В социальных сетях и мессенджерах они поделились наболевшим: «Лучше бы литературу преподавали, а то удивляемся, почему дети книг не читают», «Опять будут сокращать часы по естественным наукам в пользу теории “трезвости”?», «Главная профилактика трезвости — семья, а не школьные уроки».

 

Будет им наука

Педагоги сообщили, что в школах давно проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

— В программе ОБЖ имеется раздел — основы здорового образа жизни, в него включена профилактика вредных привычек, — рассказывает Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 имени П. А. Столыпина города Балашова. — Помимо этого, для воспитательной работы в школе есть комплексная программа профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения. На основе этой программы каждый классный руководитель разрабатывает план работы на год и организует мероприятия. В нашей школе проводятся классные часы, конкурсы агитбригад и плакатов на тему здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. Ученики смотрят фильмы, видеоролики, мероприятия посещают врачи. Причём школьная комплексная программа начинается ещё в начальных классах: до 5-го класса детям рассказывают о здоровом образе жизни, с 5 по 11 класс присоединяется тема борьбы с алкоголизмом, наркоманией и табакокурением. Но без  изменения отношения всего общества к вредным привычкам и ЗОЖ работа школы не достигнет всех целей. 

Нужны ли дополнительные уроки в школах по этой тематике? По мнению директора школы, ввести их можно, другой вопрос — кто их будет преподавать, и вместо каких учебных часов?

— У нас есть учебный план, значит, в него потребуется внести корректировки, — говорит Андрей Рыжков. — Кроме того, существует СанПиН, в котором чётко прописана максимально допустимая нагрузка в академических часах для школьников. Поэтому добавить даже лишний час не получится. Убирать часы с других предметов? Это не вариант. Конечно, дополнительные уроки трезвости и здоровья можно ввести за счёт школьного компонента или в рамках предмета ОБЖ, но насколько это целесообразно? Ведь сегодня в школах и так ведётся работа в этом направлении. А её эффективность зависит не только от школы, но и социальной среды, в которой формируется ребёнок.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий