Главная / Издания / Приключения «метротрама»

Приключения «метротрама»

Приключения «метротрама»
24 августа 2022

Автор: Станислав Орленко

Фото: Евгений Кузнецов

МК в Саратове

№35 (1304) 24.08.2022

В Саратове вместо метро появится скоростной трамвай 

Сообщение о том, что нашёлся инвестор, готовый вложить деньги в скоростной трамвай в областном центре, воскресило в памяти жителей города многократные обещания пустить по Саратову (или под ним, или над ним) метро. Такие проекты обсуждали в течение десятков лет, но ни один из них не осуществили. Неужели настало время материализации старинной мечты? Корреспондент «МК в Саратове» поинтересовался мнением экспертов по этому поводу.

Блогер и краевед Денис Жабкин: «Пускать четырёхвагонные поезда подземного метро, которые раз в 15-20 минут будут ездить, и закладывать в бюджет города на его поддержание сумму, равную этому бюджету, — утопия. Люди не поймут.

А вот лёгкое метро, он же скоростной трамвай, — идеальный общественный транспорт для такого города, как Саратов, при наших магистральных пассажиропотоках — он в десятки и даже сотни раз выгоднее для бюджета и удобнее для людей.  

Запустить его настолько просто, что смешно, что даже те, кто этим занимаются, уже 10 лет из пустого в порожнее переливают 

Они и так уже настолько упростили проект, что делать абсолютно ничего не надо нового, кроме обновления существующей инфраструктуры».

Архитектор Виталий Кудрявцев: «В советское время на строительство метрополитена мог претендовать город с населением больше миллиона человек. Сейчас такого условия нет, но есть другие факторы, в первую очередь экономические. В некоторых городах, например, в Казани, метрополитен построили давно, но запустили его относительно недавно, поскольку раньше это представлялось невыгодным. Вопрос целесообразности в наше время приобрёл иное звучание, чем 40-50 лет назад, когда в генеральных планах застройки Саратова шла речь о метро. 

Что касается скоростного трамвая, то его пуск тоже планировался очень давно. Он должен был ходить по специально выделенной, отгороженной от других видов транспорта полосе как раз по маршруту трамвая № 3, о чём и сейчас говорят. 

Интересной выглядела идея превратить в свое­образное открытое метро железную дорогу, проходящую через Саратов, соответственно, разгрузив её от поездов и заменив их скоростными электричками. Такой вид городского электротранспорта широко распространён в Германии и в других европейских странах. 

Тем более наша железная дорога удобно проходит через весь город по диагонали, поэтому «хоронить» идею не стоит. 

Городской электротранспорт в его разных ипостасях сейчас популярен во всём мире из-за своей экологичности, независимости от «пробок» в час пик, способности перевозить большое количество пассажиров. 

Волгоградцы гордятся своим “метротрамом”, как они его называют. Но ведь там лишь четыре станции под землёй, остальные наверху. Да и в Москве много наземных остановок. 

Подземное метро в Саратове я утопией не считаю. но его строительство требует очень серьёзных финансовых вложений. Если их найдут — многолетняя мечта саратовцев станет явью».

Разговоры о строительстве метро в Саратове начались ещё в конце 1970-х гг., причём планировалось даже провести тоннель под Волгой в Энгельс. Мешало осуществить планы, как всегда, отсутствие денег и опасения, что избыток грунтовых вод под Саратовом станет непреодолимой преградой. (Интересно, как же тогда возник метрополитен в Петербурге-Ленинграде, построенном на болоте?) 

В 1988 году в областной газете «Коммунист» появилась публикация о будущем саратовского транспорта, где предсказывалось, что метро в городе начнут строить в 1995 году. 

Тема вновь стала казаться актуальной в XXI веке. В 2009 году в социальной сети «В контакте» возникла группа, посвящённая строительству метрополитена в Саратове. В марте 2010 года инициативная группа «За строительство скоростного внеуличного транспорта в Саратове и Энгельсе» начала собирать подписи горожан под обращением к губернатору о строительстве в саратовской агломерации метрополитена.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий