Главная / Издания / Следствие длиннее СИЗО

Следствие длиннее СИЗО

Следствие длиннее СИЗО
14 сентября 2022

Автор: Станислав Орленко

фото автора

МК в Саратове

№38 (1307) 14.09.2022

На прошлой неделе долгожданную свободу обрели трое бывших чиновников городской администрации Саратова. Больше всех повезло экс-мэру Андрею Гнусину — его выпустили из камеры СИЗО, где он провёл год. Больше, по российскому законодательству, держать под стражей, то есть в камере, подследственного нельзя. Его предполагаемые подельники — сменивший Гнусина на том же посту Антон Корнеев и бывший председатель городского комитета по архитектуре Виталий Желанов, тоже получили смягчение меры пресечения: вместо домашнего ареста им теперь запрещено «совершать определённые действия». Напомним, всех троих год назад, в сентябре 2021 года, заподозрили в превышении должностных полномочий и в мошенничестве при оформлении земельных участков. Никто из обвиняемых своей вины не признал. Следствие за минувший год также не сумело её доказать. 

 

Защитник Андрея Гнусина, адвокат Тамази Барбакадзе в разговоре с корреспондентом «МК в Саратове» сказал: «Год человек просидел — больше сидеть нельзя. Следствие продолжается. Следователи считают, что за прошедший год они ничего не успели сделать, будут стараться что-то сделать дальше. Теперь они могут выйти с ходатайством об изменении меры пресечения на подписку о невыезде. Вновь закрывать в СИЗО моего подзащитного больше не имеют права — до приговора суда. А когда будет этот суд и будет ли вообще, сейчас никто не знает. Подобные уголовные дела иногда тянутся долгие годы».

На вопрос, какое место занимает данное уголовное дело в борьбе с коррупцией в Саратове, адвокат ответил, что, по его мнению, никакого, поскольку оно «абсолютно высосано из пальца». Даже материалы уголовного дела до сих пор не предъявлены стороне защиты для ознакомления. Тамази Отарович считает: если бы было, что предъявить, ситуация складывалась бы по-другому. 

Следует заметить, что изменение, а, по существу, серьёзное смягчение меры пресечения для обвиняемого, с юридической точки зрения, никак не связано с его дальнейшей судьбой в суде (если дело дойдёт до суда). Приговор может быть как обвинительным, так и оправдательным. На мягкость или жёсткость будущего приговора сегодняшние события тоже никакого влияния не имеют.

Что касается компенсации за длительное пребывание в камере СИЗО, то право на это может быть разъяснено нынешнему обвиняемому следователем в случае прекращения дела по реабилитирующим обстоятельствам или судьёй в случае вынесения оправдательного приговора. 

В истории саратовского правосудия известны случаи, когда после оправдания в суде бывшие узники следственного изолятора добивались восстановления себя в должности, выплаты причитающейся им за период досудебной «отсидки» зарплаты, а также компенсации за моральный ущерб. Чаще всего это касалось сотрудников правоохранительных органов. Надо заметить, что единой практики здесь нет, поэтому размер компенсации, как и тот, кто её должен выплачивать, определяются судом в каждом конкретном случае. 

Саратовцам памятны случаи, когда срок пребывания обвиняемого в СИЗО превышал реальный срок лишения свободы, назначенный по приговору суда. Ситуация разрешалась в зависимости от юридической грамотности попавшего в такое положение и от способностей его адвокатов. 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий