Главная / Издания / Уроки на миллион

Уроки на миллион

Уроки на миллион
19 апреля 2023

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Игорь Чижов

МК в Саратове

№17 (1338) 19.04.2023

В Саратовской области ищут «земских учителей»

В этом году регион вновь принял участие в федеральной программе «Земский учитель». Победителям конкурсного отбора, которые переедут на работу в село и малые города с населением до 50 тысяч человек, будет выплачен 1 млн рублей в качестве подъёмных средств.

Образовательный стимул

Приём документов на вакантные должности в школах продлится до 28 апреля, главное условие для выплаты миллиона рублей — трудо­устройство и работа в сельской школе не менее пяти лет с объёмом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за одну ставку. Принять участие в программе «Земский учитель» могут педагоги в возрасте до 55 лет. В конкурсный отбор программы на 2023 год включены востребованные вакантные должности учителей истории, обществознания, математики, физики, химии, биологии, русского языка и литературы, иностранных языков.

Как обстоит ситуация с педагогическими кадрами в школах, «МК в Саратове» поинтересовался в областном профсоюзе работников образования.

— В начале этого учебного года из школ региона ушли 1307 учителей, из них 509 отправились на пенсию, 200 уехали из области, — рассказывает Николай Тимофеев, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. — А прибыли на замену всего 810 педагогов. Из этого количества молодых специалистов — 243 человека. При этом свободных вакансий в сентябре было 637. Но затем в школы пригласили студентов-старшекурсников, распределили нагрузку по учителям и ситуация на время стабилизировалась. Однако наш последний мониторинг в марте 2023 года показал, что свободных вакансий в школах Саратовской области опять более 500. Это очень много, с кадрами в общеобразовательных учреждениях плохо. Что касается проекта «Земский учитель», то в какой-то степени он поможет. Правда, в прошлом году нашему региону выделили 28 вакансий земского учителя, а в этом — 16. Но в любом случае это подспорье школам. Другой вопрос: откуда педагоги придут в проект? Если приедут к нам из других регионов и тут закрепятся, то это большое благо. А если из одной деревни в Саратовской области просто переедут в другую, то это мало что даст. 

Педагогическая дилемма

По словам главы проф­союза, молодёжь не горит желанием ехать в село, поскольку деревеньки постепенно умирают, из них уезжают люди. Не всегда есть инфраструктура, отсутствует жильё для педагогов. Некоторые едут год-два поработать, но не закрепиться. 

— Престиж учительской профессии низкий, зарплата подросла, но за счёт больших перегрузок: некоторые работают на 1,5-2 ставки, — говорит Николай Николаевич. — Конечно, льгот для молодых специалистов на селе много, но молодёжь хочет не только трудиться, но и иметь время на отдых, что вполне логично. Если бы школьный учитель работал, как воспитатель детского сада — на одну ставку, то у него было бы время лучше подготовиться к урокам, поработать дополнительно с учениками, отдохнуть. А когда некоторые педагоги по восемь уроков в день ведут, о каком творческом подходе к работе можно говорить? Школьным учителям нужна достойная заработная плата. Мы уже несколько лет повторяем о необходимости изменить устаревшую систему оплаты за ученико-час, которая по сей день действует в нашей области. Большинство регионов давно перешли на окладную систему, что позволило разгрузить педагогов. Нельзя говорить, что молодые учителя не закрепляются в школах. Многие остаются, но их всё равно не хватает, поскольку пожилые педагоги уходят на пенсию. Остаются в школе, как правило, те, кто всегда мечтал о профессии учителя, любит и понимает детей. И даже если высокая нагрузка, но профессия нравится, учитель будет преподавать. Не зря сейчас уделяется особое внимание отбору: целевые направления, открытие педагогических классов, которые готовят будущих учителей. В какой-то мере это решение кадрового вопроса, поскольку позволит отсечь случайных людей, которые пришли в педагогический вуз ради получения диплома. 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий