Главная / Издания / С латиницы на кириллицу

С латиницы на кириллицу

С  латиницы на кириллицу
14 июня 2023

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове

№25 (1346) 14.06.2023

С саратовских улиц хотят убрать вывески с иностранными буквами

В ближайшее время в Госдуму РФ будет внесён законопроект об очередных мерах защиты русского языка. Для этого депутаты собираются ввести табу на англицизмы и латиницу в вывесках. Регионам и сейчас дано право разработать местный документ, разрешающий использовать на вывесках только русский шрифт. На днях власти Краснодара приняли закон, обязывающий предпринимателей сменить вывески до 1 сентября 2023 года. Саратовская общественность взбудоражилась: в этот раз лавры первых достались Кубани. Значит, нужно срочно догонять.

На одном языке

7 июня местные депутаты подняли вопрос «О необходимости защиты русского языка при размещении вывесок» на заседании круглого стола в областной думе. Модераторы упирали на то, что в Саратове слишком много иностранных слов в вывесках, происходит практически «экспансия англицизмов», что противоречит духу времени. Для того, чтобы узнать, как этой самой «экспансии» противостоять, по видеосвязи связались с краснодарским архитектором, который заверил, что местный бизнес отнёсся к новшеству с пониманием.

Узнать точку зрения саратовских предпринимателей местные депутаты не смогли, потому что не пригласили бизнес на заседание. Правда, пообещали провести встречу в будущем. «МК в Саратове» поинтересовался у предпринимателей, что они думают о смене вывесок.

— На мой взгляд, эта тема раздута, — считает Андрей Табояков, владелец саратовской сети пабов «Papa`s Irish Pub», кондитерской «Peche Mignon». — В Саратове есть вывески не только на английском языке, но и на латинице. Главный смысл вывески — привлечь покупателей. А для людей важно понимать, в какое заведение они заходят: в кофейню или фототовары. И если слово «фото» написано латиницей, но покупатель его понимает — разве это не главное? Замечу, что зарубежные названия заведений можно было встретить и в дореволюционной России, и это никого не смущало. До 1917 года в Саратове было много названий на немецком языке, к ним не возникало вопросов даже во время Первой мировой войны. Опять же нужно понимать, что смена вывески — дополнительные расходы для бизнеса. Новая вывеска стоит от 70 до 250 тысяч рублей. Для предпринимателей это приличные деньги, особенно с учётом нестабильной покупательской способности. Но конечно, если новая норма будет принята на региональном или федеральном уровне — придётся исполнять. 

Не shop, а магазин?

Председатель Саратовского регионального отделения «Опоры России» Наталия Панферова отмечает, что за границей не видела вывесок на русском языке.

— Мода зародилась у нас в 90-х годах, когда полностью открылись границы и предприниматели захотели показать: мол, у нас тут тоже своя Италия, — говорит Наталия Владимировна. — Но это не значит, что нужно в срочном порядке переписывать вывески. Начать с того, что смена вывески небыстрый процесс. Сначала предпринимателю нужно разработать макет, затем согласовать его в комитете по архитектуре муниципального образования, потом изготовить. В идеале вместе с подобными новшествами должны быть прописаны механизмы, как убыстрить процессы согласования, но я сомневаюсь, что это будет сделано. Ещё один вопрос: как быть тем, кто работает по федеральной франшизе? Им придётся решать вопрос со своими франчайзером, а это может затянуться на полгода. Плюс дополнительные расходы для бизнеса. Вообще можно уйти далеко, меняя английские слова на русские. Как быть автосалонам, к примеру, Skoda? Вывеску они поменяют, но на авто останется значок с логотипом. Значит, нужно и с машин сбивать значки? 

Можно предположить, что изживание англицизмов и латиницы — очередной этап борьбы с вывесками, которая началась в Саратове в 2017 году. Тогда городские власти внезапно заразились идеей единого дизайн-кода и привлекли для этого КБ «Стрелка». Причём дизайн-код действовал довольно выборочно: коснулся местных предпринимателей, но фактически обошёл стороной федеральные сети. В итоге саратовский бизнес понёс убытки. 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий