Главная / Издания / Анатолий Меняйло: «Рекорды можно ставить, но должна быть отдача»

Анатолий Меняйло: «Рекорды можно ставить, но должна быть отдача»

Анатолий Меняйло:  «Рекорды можно ставить, но должна быть отдача»
23 августа 2023

Автор: Надежда Барсукова

фото автора

МК в Саратове

№35 (1356) 23.08.2023

Коллектив  хозяйства «Пушкинское» вновь заявляет о себе  высокими результатам и на хлебном поле
 
Когда мы побывали на уборке урожая в сельхозпредприятии «Пушкинское», валовый сбор на его полях на тот день составил уже 27 тыс. тонн зерна. Это лучший результат среди хозяйств Советского района, который в эти дни приблизился к 100-тысячному рубежу. 
 
Под жарким солнцем 
…Солнце ещё не поднялось в зенит, а в тени уже было за сорок градусов жары. С середины июля на полях «Пушкинского», как говорили местные хлеборобы, стоит настоящий солнцепёк. Выручают кондиционеры в кабинах тракторов и комбайнов. Люди стараются побыстрее убрать выращенный урожай. КамАЗы, гружённые зерном, уходят друг за другом в сторону мехтоков. 
К нашему приезду больше половины площадей в хозяйстве была уже убрана, работы шли параллельно по всем трём бригадам. Сельхозпредприятие «Пушкинское», которое вот уже 32 года возглавляет известный в нашей области руководитель Анатолий Меняйло, считается одним из самых крупных зернопроизводителей в регионе. Рекордным был 2017 год — 34 тыс. тонн зерна. Да и в этом году ожидается не менее 35 тыс. тонн зерна. Правда, здесь не торопятся с прогнозами. Сначала надо всё убрать.
Но, по словам Анатолия Михайловича, рекорды можно ставить, но должен быть смысл, должна быть отдача от работы хлеборобов.
Нам удалось поговорить во время выгрузки зерна с комбайнёром Иваном Василенко. По тому, как улыбался Иван, было видно, что настроение у него хорошее, урожай радовал — на этом поле озимая пшеница давала все 35 центнеров с гектара.
Судьба этого молодого человека схожа со многими. Окончил школу, ушёл в армию, вернулся домой, но решил попытать счастье на стороне. Был несколько лет даже на заработках в Москве. Но чувствовал, что странствия в поисках манны небесной — это не его путь. Вернулся в родное село.
— Устроился в хозяйство «Пушкинское», — рассказывал Иван Василенко. — Сначала на «уазике» работал на обслуге. Потом попросился на «Кировец», увидев, как работают механизаторы, а сейчас, в уборочную на комбайне «Акрос» хлеб убираю. Всё устраивает, коллектив у нас дружный, все большие профессионалы, если надо, обязательно подскажут, помогут. Особенно я благодарен своему наставнику Алексею Михайловичу Малютину. Рад, что наконец-то нашёл дело по душе, оказывается, лучшее всегда рядом с нами. А посмотрите, какая техника у нас работает: «Классы», «Акросы», «Джон Диры»…
Выгрузив зерно из бункера, комбайнёр направил свою машину в высокие колосья пшеницы и поспешил за своими товарищами. До конца дня Иван Василенко намолотит ещё не один бункер зерна и приумножит свой личный счёт убранного урожая.
Подъехал на «уазике» бригадир Сергей Толстокаров, поговорили с Анатолием Михайловичем об общей обстановке на полях. Конечно, в начале уборки сильно помешали кратковременные ливневые дожди, но сейчас уже месяц жатва не останавливается ни на час. Люди работают дружно. Да и расценки хорошие, зарплата у комбайнёров за день доходит до 10 тыс. руб., у водителей — до 8-9 тыс. руб. Все заинтересованы в быстрой уборке и чтобы без потерь. 
— Порадовала в этом году яровая пшеница, — говорит Сергей Борисович, — в среднем получили по 26 центнеров с гектара. Озимая пшеница на круг даёт 37-38 центнеров, но там, где дожди не помешали работам, урожайность была больше. Кто лидеры? Да в лидерах у нас практически каждый, можно весь коллектив комбайнёров перечислять. Но самые высокие намолоты — у Владимира Руденко, Игоря Петровского, Алексея Малютина, Александра Зайцева, Андрея Басамыкина, Владимира Шишкина. Молодые комбайнёры тоже не отстают,  например, Иван Василенко, Иван Шатохин… Да про каждого можно сказать много добрых слов. 
Сергей Толстокаров старался рассказать о каждом, и на самом деле — победители все, работая в единой команде. Вложено много труда в каждый килограмм зерна. Под пары надо вспахать, потом провести несколько культиваций, чтобы ни одной травинки не было. А перед посевом семена подготовить. Потом посеять и ухаживать за посевами — обрабатывать от болезней и вредителей, вносить разные подкормки... Хлопот много, но главное — соблюдать технологию, делать всё вовремя и с душой. Хлеб сам по себе не вырастет.
Цены на технику «кусаются»
…Едем в третью бригаду, но по пути делаем остановку. На краю поля стоит комбайн «Класс», здесь же — технический директор ЗАО «Пушкинское» Сергей Игнашенков. Оказывается, вышел из строя водяной насос. Среагировали быстро на поломку, механик уже купил запчасти в Саратове. Так что через полчаса, максимум час будет здесь.
— Конечно, к тому, что происходит сейчас с ценами, трудно подобрать слова. Не только комбайны, трактора и другие машины стоят дорого, но и на запчасти цены взлетели. В голове не укладывается. Обыкновенный ремень на комбайн купить — 50 тысяч рублей, — говорит в сердцах Сергей Анатольевич. — Сделать техническое обслуживание комбайна «Джон Дир» — заплати один миллион рублей. Обслуживание отечественной техники подешевле обходится, но если сравнить с сегодняшними ценами на зерно, даже сильные хозяйства вряд ли смогут позволить себе необходимое обновление техники, хотя Анатолий Михайлович всё делает, чтобы в хозяйстве была нужная техника. Наш руководитель заботится об условиях работы людей. Недавно новый КамАЗ купили, приобрели современную самоходную косилку «Мещёра». Купили новый трактор «Бюлер» за 18 миллионов рублей и к нему плуг, ряд почвообрабатывающих орудий. Обновили резину на всей колёсной технике, затратив на неё больше двух миллионов рублей. Поставили на комбайны «Классы» мусороотсекатели — отличный результат, продувать не надо. Затраты немаленькие, но наш директор прислушивается к мнению и предложениям механизаторов. И люди отзываются на заботу. Работают отлично. Посмотрите, какая пшеничка уродилась, подсолнечник хороший в этом году, нут радует своей урожайностью!
По мнению Сергея Игнашенкова, о людях, которые работают в коллективе ЗАО «Пушкинский», можно говорить до бесконечности. Механизаторы, водители — все очень опытные. Прозвучали фамилии Сергея Тартамашева, Виктора Петровского, Валерия Друца, Сергея Курьянова, Антона Петрова, Рената Кузахметова, Сергея Рящикова и его сына Александра. 
Здесь трудятся оптимисты 
Побывали мы и во второй бригаде, где расположены посевы нута. Этой культурой в хозяйстве «Пушкинское» занимаются давно. А начинали с небольшого участка с размножения семян сортов Краснокутской селекционной опытной станции. Вот и сегодня отличную урожайность показывает краснокутский сорт «Золотой юбилей», автором которого является учёный с мировым именем 
Надежда Ивановна Германцева. Анатолий Михайлович — частый гость на опытной станции и всю информацию о новых сортах получает из первых рук. 
На сегодняшний день скошен в валок весь нут, там, где подсыхает валок, уже работают комбайны. В первые дни намолотили 400 тонн нута. Урожайность — 18 центнеров с гектара. Главное — убрать без потерь, в нынешней ситуации пока только есть спрос на нут, да и цена приемлемая. 
Побывали мы и на одном из мехтоков хозяйства. Хочется радоваться, что все склады заполнены зерном, а это ни много ни мало с учётом прошлогодних запасов 35 тыс. тонн. Но оно лежит без движения, никто не покупает… С полей зерно идёт непрерывным потоком, разгружается пока на асфальтированные ленты (профиля) тут же, на току, и прикрывается пологами. Но не убрана до конца озимая пшеница, по подсчётам специалистов хозяйства, ожидается ещё не менее 10 тыс. тонн зерна. Такая ситуация практически у всех аграриев нашей области, где уродился неплохой урожай. 
Но в хозяйстве «Пушкинское» работают оптимисты, и люди надеются, что их продукция, выращенная с большим трудом, скоро будет востребована. 
Трудовая династия 
Вместе с Анатолием Меняйло в тот день на поле были его дочь Наталья и внук Кирилл. Можно только порадоваться за Анатолия Михайловича, что они тоже выбрали путь, по которому он идёт всю свою жизнь. Выбрали сельское хозяйство. Наталья Анатольевна скоро получит второе высшее образование, обучаясь в аграрном университете. Кирилл окончил сельскохозяйственный техникум и в этом году поступил на первый курс в Вавиловский университет — будет агрономом, как дедушка. Династия продолжается, как когда-то продолжил дело своего отца Анатолий Меняйло. Его отец Михаил Иванович после армии по комсомольской путёвке попал в саратовское Заволжье и поднимал целину на землях Фёдоровского района, где потом был создан совхоз Чернышевский. Сам Анатолий Меняйло после окончания Саратовского сельскохозяйственного института начинал работать в совхозе «Головной» Советского района бригадиром отделения. Вскоре стал управляющим отделением. В хозяйстве тогда было 4 тыс. гектаров орошаемых земель — выращивали овощи. Молодой специалист показал себя хорошим организатором, наладил производство на поливных землях, и вскоре его поставили на должность главного агронома. Так что кто-кто, а Анатолий Михайлович с азов знает, как работать на земле. А главное, у него огромный опыт работы с людьми, ему доверяют, его понимают, за ним идут… 
Теперь Анатолий Михайлович своим примером воспитывает своих детей, прививает внуку любовь к хлеборобному делу. И гордится, что Кирилл с малых лет старается быть с техникой на ты. 
— Кормить людей — это целая философия и очень важная, — говорит Анатолий Михайлович. — Сначала кажется, что человек приходит в сельское хозяйство лишь заработать деньги. Но с годами понимаешь, что не всё меряется деньгами. На первое место приходит понимание, что сельское хозяйство нечто большее, важное. Ты не только для себя что-то делаешь — для людей делаешь. Ты для своей страны выращиваешь хлеб. 
А я добавила бы, что Анатолий Меняйло имеет право не только на награды за свой труд, которых у него немало, но и на особое мнение о той ситуации, которая складывается на сегодняшний день в сельском хозяйстве.
Особое мнение
С каждым годом, несмотря на переменчивые погодные условия, хлеборобы Заволжья показывают не только высокий уровень профессионализма, но и умение управлять агротехнологиями. От этого зависит успех рационального использования каждого гектара и качество продукции. Однако ценовая политика рынка зерна бывает страшнее засухи и любого суховея. 
Об этом и многом другом зашёл разговор на краю поля с руководителем ЗАО «Пушкинское».
— Сейчас в нашем хозяйстве самый разгар уборки, — говорит Анатолий Михайлович. — Около 70 процентов озимой пшеницы убрали. Полностью убрали яровую твёрдую пшеницу. На семена. Она показала по качеству первый класс. Великолепное зерно! Приступаем к уборке нута. Всё организовано, все знают своё дело: специалисты, механизаторы, водители. Все работают с душой, с большой отдачей. Всё хорошо, но хотелось бы озвучить и проблемы, которые мы самостоятельно не в силах решить. Хотелось бы, чтобы была достойная цена на нашу продукцию. Все знают, что с прошлого года все элеваторы забиты прошлогодним зерном. Реализации сейчас особой нет. Цены закупочные на минимуме. За 5-й класс предлагают цену от 7 до 7,5 рубля. За 4-3-й классы — максимум от 10 до 12 рублей за килограмм. Но эти цены не отвечают тем затратам, которые мы вложили в пахотный гектар. Я сказал бы, что это до неприличия неприличная цена. Если вернуться назад года на четыре, то самая низкая цена пшеницы (с поля) стоила 15 рублей за килограмм, а техника, ГСМ, запчасти стоили на порядок ниже. Почему же сейчас наша власть не реагирует на вопросы ценообразования и не регулирует их хотя бы на ГСМ? Ведь рентабельность сельскохозяйственного производства резко снизилась. И уже есть случаи, когда фермеры закрывают свою деятельность, чтобы не попасть в банкротство.
Анатолий Меняйло вспомнил, что лет 20 назад сельское хозяйство называли «чёрной дырой». Года два назад сельское хозяйство, а об этом говорили на правительственном уровне, как налогоплательщик обогнало нефтяную отрасль. Люди, которые работают в сельском хозяйстве и живут на селе, смогли своим трудом вытащить отрасль из «чёрной дыры», накормить страну и создать все условия для продовольственной безопасности. Но после введения государственной пошлины в размере более 5 тыс. руб.  на каждую тонну пшеницы и в том числе на подсолнечник и другие культуры, рентабельность сельскохозяйственного производства оказалась близкой к нулю. У сельхозтоваропроизодителей резко снизилась покупательская способность. В результате не стали покупать технику, семена, удобрения, запасные части, горюче-смазочные материалы. Ответной реакцией стало повышение цен на ту же технику, запчасти, ГСМ. Причём в разы. И сегодняшняя ситуация с низкими ценами на нашу продукцию просто разорит сельское хозяйство и сделает его непривлекательным для инвестиций. 
— Но сейчас ситуация такова, — высказал своё мнение Анатолий Михайлович, — что низкие цены на нашу продукцию, которые якобы формирует рынок, могут снова загнать сельское хозяйство в «чёрную дыру». 10-11 августа я был на областном Дне поля, где была организована выставка сельскохозяйственной техники. «Кировец» обыкновенный стоит от 16 до 18 миллионов рублей. Отечественный комбайн «Акрос» — 30 миллионов, импортный комбайн «Класс» с жаткой, на которых в том числе мы работаем в хозяйстве, сегодня стоит 40 миллионов рублей . Мы являемся тем поколением, которое пережили перестройку и разгосударствление сельхозпредприятий, всей российской промышленности. Но выдержали, пережили. Сегодня наше поколение аграриев — как закалённый булат, и мы знаем что делать, мы научились преодолевать трудности. Но как быть молодым, которые приходят с желанием работать в сельском хозяйстве? Как они будут приобретать такую технику? Ведь чтобы начинать с нуля заниматься сельским хозяйством, необходимо для старта не меньше ста миллионов рублей, чтобы вспахать и посеять. А значит, нужны трактор, плуг, сеялки, комбайн, нужны помещения, чтобы хранить и перерабатывать зерно. Как они будут развиваться? Или опять будем зависеть от западных стран, как в 90-х, и закупать у них пшеницу и прочее продовольствие? 
— Мы сделали всё, что от нас, аграриев зависело, — подчёркивает Анатолий Меняйло. — Освоили технологии для максимального производства продукции. Научились производить качественную продукцию. И я хотел бы обратиться к федеральному и региональному правительствам с предложением, а, может, даже требованием: привести в соответствие цены на ГСМ и удобрения, которые крайне необходимы для получения качественной продукции. И самое главное — отменить госпошлины на сельскохозяйственную продукции. Теперь решение за властью. Хотелось бы, чтобы нас услышали.
 

Автор: Надежда Барсукова

Оставить комментарий