Главная / Издания / Курсы кройки и житья

Курсы кройки и житья

Курсы кройки и житья
23 августа 2023

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Игорь Чижов

МК в Саратове

№35 (1356) 23.08.2023

Саратовских школьников обяжут мыть полы и дежурить в классах

В новом учебном году к обязанностям учащихся могут добавиться уборка класса, высадка клумб на школьном дворе и другой «общественно полезный труд». Согласие родителей на привлечение детей к таким работам теперь не потребуется — данную норму закрепили на законодательном уровне. 

Инициативу о возрождении трудового воспитания в школах поддержали депутаты Госдумы РФ всех фракций. В конце июля законопроект с поправками в закон «Об образовании» был принят в третьем чтении, 4 августа его подписал Президент страны Владимир Путин. Один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, напомнила, что сейчас трудовое воспитание в школе ограничено уроками технологии, однако детям нужны и бытовые навыки. С 1 сентября 2023 года школьников начнут привлекать к общественно полезному труду.

Мнения педагогов разделились. Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург в интервью «Российской газете» рассказал, что в его школе дети никогда не отказываются от труда в разных его вариантах, поэтому он поддерживает инициативу, дабы «не вырастить из детей белоручек». Главное, чтобы труд не был отупляющим, подчеркнул Ямбург. Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в свою очередь сообщил «Ведомостям» что инициатива носит скорее идеологический характер. «В СССР за этим стояла другая социально-экономическая реальность. Были заводы и фабрики, на которых все работали, государство было заинтересовано в рабочей силе», — объяснил он. По его словам, сейчас такая работа будет или бессмысленной, или странной.

Саратовский эксперт обращает внимание на важные нюансы, которые не были упомянуты во время обсуждения трудового воспитания в школах. 

— Важно не перегрузить школьных педагогов, учебный процесс и сохранить здоровье детей, — говорит экс-председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве области Владимир Чернобровкин. — У старшеклассников сегодня по 7-8 уроков плюс домашнее задание. Где найти время на трудовое обучение и воспитание? Какой предмет необходимо урезать, сократить количество учебных часов, чтобы найти дополнительное время в расписании? Написать методичку и разослать её по школам несложно, вопрос — кто будет её составлять? Практик или чиновник, далёкий от жизни общеобразовательных учреждений? На мой взгляд, не хватает дискуссионной площадки, которая вместила бы педагогов, родителей и авторов данной инициативы, чтобы каждая сторона высказала своё мнение, поделилась сомнениями или предложениями. Более того, трудовое школьное воспитание можно было внедрить на один год в пилотных регионах, затем посмотреть результаты и оценить их уже во всероссийском масштабе. Но к сожалению, у нас всё идёт не от потребности педагога и родителя, а от инициативы сверху. Один придумал, все загорелись этой идеей, донесли до министерства образования, дальше до депутатов — и пошло. 

Эксперт напоминает: в каждом российском регионе своя, индивидуальная специфика трудового воспитания. Даже в городских и сельских школах детям требуется привить разные бытовые навыки. 

— Нельзя все школы выстроить в одну линейку, прока от этого не будет, — высказывает своё мнение Владимир Сергеевич. — К примеру, в Ханты-Мансийске одна специфика: там нефтяники и оленеводы. В Красноярском крае — добыча полезных ископаемых. Грубо говоря, в одном регионе нужно научить детей штопать меховую одежду, а в другом — просто вязать носки, но иголки-то разные! Ещё один немаловажный момент: кто, помимо директора школы, будет нести персональную ответственность в случае, если с ребёнком во время уборки класса, мытья окон или прополки клумбы случится травма? Об этом тоже не стоит забывать.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий