Главная / Издания / ВсЁ для фронта. ВсЁ для Победы!

ВсЁ для фронта. ВсЁ для Победы!

ВсЁ для фронта. ВсЁ для Победы!
06 мая 2025

Вера Шарабандова

МК в Саратове

№19 (1444) 7.05.2025

Вместе со всей страной железнодорожники готовятся отметить 80-летие Великой Победы. Для них, как и для миллионов жителей России, этот праздник приправлен пороховой горечью, подсвечен всполохами зарниц, пронизан воспоминаниями.
Вклад тысяч и тысяч работников железных дорог в общее дело победы переоценить просто невозможно. Жизнь железных дорог кардинально изменилась с первых же дней войны. Время поставило перед всеми работниками новые задачи. «Всё для фронта. Всё для Победы!» — этот лозунг непосредственно коснулся каждого: теперь в первую очередь необходимо было обеспечивать быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества единиц боевой техники, вооружения, живой военной силы. Для того чтобы успешно решить эти стратегические задачи, весь сложнейший железнодорожный комплекс пришлось перестраивать на военный график. А для начала — менять график поездов, переводить его на особый военный лад. Все понимали: приоритетом теперь станет продвижение воинских эшелонов. 
Историки утверждают: более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных Советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны, были подготовлены и проведены при непосредственной помощи железнодорожников.
Решение важных военных задач потребовало и перестройки работы профсоюзных организаций на железной дороге, изменения форм и методов профсоюзной деятельности.
— Профсоюз должен был принять участие в перестройке народного хозяйства на военный лад, оказывать всемерную помощь армии и фронту, укреплять тыл, — отметил на недавнем юбилейном пленарном заседании председатель Дорпрофжел Дмитрий Смирнов. — Именно профсоюз взял на себя задачу организации соревнования за скоростное продвижение воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту. 

 И в мирное время
Восстановление разрушенного железнодорожного хозяйства в первые послевоенные годы, строительство Байкало-Амурской магистрали, укрепление движения наставничества и поддержка отраслевых соревнований — во всем и всегда профсоюзы были на передовой. 
И сегодня нет такого направления в жизни железной дороги, в котором бы не принимали активное участие профсоюзные организации. 
И все-таки к памяти о ветеранах труда — земляках, прошедших невзгоды Великой Отечественной войны, у железнодорожников отношение всегда было и остается особым. И это не только благодарность потомков, это необходимо для будущего: для поддержки и развития связей между поколениями, для укрепления профессиональной преемственности и продолжения династий, для воспитания молодежи в духе уважения к труду, к старшему поколению.
Давно стали доброй традицией установка и сохранение памятных знаков, монументов, стел, обелисков, мемориальных досок, паровозов-памятников, братских могил участников Великой Отечественной войны. 
— Таких льгот и гарантий, какие предусмотрены для наших ветеранов Коллективным договором Приволжской железной дороги, нет больше ни в одной организации Российской Федерации, — уверена председатель Совета ветеранов Приволжской железной дороги Ольга Почевалова.
По словам Ольги Николаевны, ветераны по-прежнему не стареют душой и к юбилею Великой Победы с удовольствием соберутся в Волгограде, на торжественном мероприятии, подготовленном территориальным комитетом профсоюза. Впрочем, юбилейные торжества, на которых будут чествовать ветеранов и тружеников тыла, пройдут практически на всех узлах. Профсоюз заверяет: никто не будет забыт, никто не останется без внимания. Кроме того, всех виновников торжества ожидает сюрприз: все они получат праздничные выплаты.
Справедливости ради стоит сказать, что ветераны не остаются без внимания и в обычные дни, в рамках проекта «Вы не одни» им регулярно оказывается адресная помощь.
Двое из миллионов
К сожалению, с каждым годом людей, прошедших войну, остается все меньше и меньше. Тем бесценнее становится общение с ними, тем больше заботы и внимания уделяется каждому. 
— На сегодняшний день в живых у нас осталось всего лишь два труженика тыла, — рассказывает председатель первичной профсоюзной организации Саратовского регионального центра связи Наталия 
Перескоко, — Фаина Ивановна Богомолова 93 лет и Раиса Григорьевна Шманова 97 лет. Конечно, мы их очень бережем, считаем нашим «золотым запасом». У нас очень активный совет ветеранов, члены которого посещают наших героинь практически каждый месяц.
— Войну я встретила в 9 лет ученицей 4-го класса, — вспоминает Фаина Ивановна Богомолова. — В школе учились только зимой, все остальное время работали на полях, собирали колоски, огурцы, семечки подсолнечника. 
Раисе Григорьевне Шмановой в 1941 году едва исполнилось 14 лет:
— Рыла окопы, не отказывалась ни от какой работы, а в 16 лет начала свой трудовой путь телефонисткой, — рассказывает она.
Общий стаж работы в хозяйстве связи Приволжской  железной дороги у Фаины Богомоловой (электромеханик) — 41 год, у Раисы Шмановой (телефонист) — 35 лет. 
Обе женщины награждены медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «Труженик тыла».
Живут наши героини в окружении родных и близких людей, но без внимания проф­союза не остаются. Во время пандемии волонтеры помогали женщинам по хозяйству, мыли окна, ходили за продуктами в магазин. Сейчас навещают — по праздникам и просто так — больше для души, хотя с пустыми руками не заходят никогда. По словам Наталии, особенно радуются ветераны не подаркам, а цветам: 
— Девочки в душе остаются девочками в любом возрасте, видели бы вы, как загораются их глаза, когда они берут в руки букеты! 
Праздник начинается 
с гудка
Паровозный гудок предшествует одному из самых красочных событий на Приволжской железной дороге, приуроченных к Дню Победы. Словно возвращается вспять время, и как тогда, в сумасшедше прекрасном мае 1945 года, спешат люди встретить у платформы особый поезд — Эшелон Победы. Как и тогда блестят на глазах слезы радости, треплет весенний ветер букеты цветов и звучат песни военных лет.
Как будто возвращает в прошлое своих гостей и экспозиционно-выставочный комплекс на станции Покровск, созданный в 2019 году. Здесь можно ознакомиться с историей железной дороги и посетить выставочную площадку исторической техники, а также побывать на «Станции добра». Куратором которой является председатель Молодежного совета Дорпрофжел. 
— На Анисовском узле перед юбилеем победы была проведена масштабная работа по реконструкции мемориала «Они сражались за Родину», который в народе называют просто «Паровоз», — рассказала нам профсоюзный лидер. — Мемориал был открыт в память тех железнодорожников, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. И сегодня, помимо полной реконструкции, мы разместили на плитах дополнительные таблички с именами еще 137 участников. 
Открытие обновленного мемориала запланировано 8 мая, в канун Дня Победы. 
— Мы преклоняемся перед подвигом наших ветеранов, всех тех, кто внес свой вклад в дело Великой Победы, — подчеркивает Дмитрий Смирнов. — Недаром ведь маршал Георгий Константинович Жуков сказал: «Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки стратегических грузов и людей во время войны, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Думаю, что роль и значение этой отрасли в нашей победе практически еще далеко не полностью оценены по достоинству».

Вера Шарабандова

Оставить комментарий