Конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» прошел на базе насосной станции № 2 Саратовского оросительно-обводнительного канала в минувший четверг. В мероприятии приняли участие работники всех филиалов Управления: конкурсанты приехали из Пензенской области и Республики Мордовия, Ульяновской и Самарской областей и, конечно же, со всех уголков Саратовского региона.
Впервые в этом году лучшие из лучших вышли на состязания, чтобы проявить себя в пяти номинациях: «Машинист автомобильного крана», «Машинист экскаватора», «Водитель грузового автомобиля», «Водитель легкового автомобиля», «Машинист трактора».
Руководитель Управления «Саратовмелиоводхоз» Дмитрий Полулях неоднократно обращал внимание на то, что подобные мероприятия способствуют развитию профессиональных навыков работников филиалов, настраивают на совершенствование компетенций. А также, несомненно, способствуют популяризации рабочих профессий, в представителях которых в последнее время страна испытывает такой недостаток.
«Практика без теории слепа»
Полностью разделяя мнение великого русского полководца Александра Суворова, прежде чем разместить участников за штурвалами современных машин, организаторы уделили внимание теоретической части.
Перед началом соревнований ведущий инженер Саратовского обводнительного канала Павел Вага провел с участниками краткий инструктаж по технике безопасности.
— Все эти требования каждый из присутствующих знает назубок, — признает Павел Викторович, — ведь в обычной жизни, каждый рабочий день, они все соблюдают эти правила, чтобы не возникало никаких форс-мажорных обстоятельств. Но, как говорится, повторенье — мать ученья.
С ведущим специалистом сложно не согласиться, тем более что сразу после инструктажа конкурсантов ждал теоретический этап, в ходе которого необходимо было ответить на несколько вопросов, касающихся охраны труда, техники безопасности, правил дорожного движения (в зависимости от специальности). При оценке этого этапа конкурсное жюри учитывало не только правильность ответов, но и скорость заполнения тестов.
Также, по сложившейся традиции, участникам предлагалось освежить в памяти навыки оказания первой помощи. Что вполне объяснимо. Гидромелиоративные объекты являются в основном территорией повышенной опасности, так что умение всех работников оказать доврачебную помощь в случае возникновения нештатной ситуации — требование далеко не лишнее.
Сложнее с каждым разом
Казалось бы, ну что можно придумать нового в конкурсе на звание лучшего водителя грузового автомобиля, например? Во время практического этапа и водителям, и машинистам трактора необходимо было проехать полигон по схеме, не сбив при этом ни одной покрышки, пройти все так называемые «елочки», въехать в гараж и вернуться на исходную точку. И при этом постараться показать наилучший по времени результат.
Конечно, не все и не у всех получилось блестяще. Однако члены конкурсной комиссии вновь единогласно отметили общий высокий уровень подготовки участников.
— Недаром ведь здесь собрались лучшие из лучших, им никакие задания не страшны, ни «змейки», ни «восьмерки», самое важное — чувствовать, как идет тележка, — выразил уверенность главный специалист Управления «Саратовмелиоводхоз» Александр Шпаков. — А в жизни, кстати, бывает намного сложнее этих заданий. К примеру, просто на компактной территории базы припарковать телегу так, чтобы не зацепить соседние тележки. А проехать по узкой плотине так, чтобы не слететь в воду?!
А ошибки простительны — они от волнения, от нежелания ударить в грязь лицом перед болельщиками. И хоть за каждую из них снижается общее количество набранных баллов, помарки и недочеты на конкурсе заставляют собраться и на практике в реальной жизни сделать все идеально.
Вот уже третий год, как на конкурсных трассах к коллегам на «КамАЗах» и тракторах присоединились водители легковых автомобилей. Участникам этой номинации необходимо было заменить колесо, не задев разметки, проехать замысловатые «восьмерки» задним ходом, присоединить прицеп и заехать с ним опять же задним ходом в один из боксов гаража и не теряя секунды подъехать к финишной черте.
— Особых изменений в задания мы не вносили, но кое-какие нюансы поменяли, чтобы у участников, многие из которых выходят на старт уже не в первый раз, не вырабатывался автоматизм действий, — поясняет начальник материально-технического отдела Управления «Саратовмелиоводхоз» Николай Дудин.
И здесь необходимо отметить, что мастерству водителей в Управлении уделяется особое внимание. Поэтому, к примеру, каждый из них, за рулем какого бы транспортного средства он ни работал, в обязательном порядке проходит ежегодное обучение по 20-часовой программе.
И пусть в реальной жизни встречаются далеко не все конкурсные ситуации, сложно представить, как водитель одного из филиалов ежедневно проходит все те же «восьмерки» и «змейки». Однако, как рассказали нам сами участники, частенько приходится решать производственные задачки потруднее конкурсных.
И водички налить, и гвоздь забить
По традиции, самыми зрелищными были соревнования машинистов экскаватора и автомобильного крана. Что только не вытворяли умные машины под умелым руководством профессионалов! Пронести при помощи крана коромысло с двумя ведрами, полными до краев, — легко! Подцепить зубцами ковша баскетбольный мяч и забросить его в корзину — пожалуйста! Легким движением все того же ковша забить огромный гвоздь — готово!
— Техника у нас сегодня практически вся новая, современная, так что мы можем себе позволить производить и такие «ювелирные» работы, — прокомментировал происходившее заместитель руководителя Управления «Саратовмелиоводхоз»
Василий Гордиенко. — Но, соответственно, и нашим работникам необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, повышать квалификацию. Такие мероприятия как раз позволяют перенять опыт, поделиться знаниями и секретами мастерства. А в итоге все это приводит к повышению производительности труда — на благо всей нашей отрасли.
Полюбоваться на виртуозное мастерство владения техникой собрались все — и участники, и руководители. И не было здесь конкурентов и соперников, были только друзья, за которых искренне болели и желали победы.
— Для меня сложного в принципе ничего не было, — делится впечатлениями машинист экскаватора из Республики Мордовия Алексей Лунин, — я вообще-то работаю на еще большем экскаваторе. Это тем, у кого машина поменьше или управление другое, наверное, было не так просто.
Полностью согласен со своим коллегой и машинист автомобильного крана из Балаковского филиала Василий Кузнецов: со всем, что нужно было сделать в рамках конкурсного задания, приходится сталкиваться в ежедневной работе.
— Самое сложное — это справиться с волнением, переживаниями, — признается Василий Николаевич.
— Сегодня в конкурсе от нашего филиала принимают участие тракторист Анатолий Ткачёв, водитель самосвала Александр Стаценко и экскаваторщик Василий Колесов, которые из года в год занимают только призовые места, — рассказал нам директор Приволжского филиала Денис Логачёв. — Так что и в этот раз надеемся на победу, на высокие показатели.
Напомним, что Приволжский филиал, расположенный на территории Марксовского района Саратовской области, обслуживает Приволжскую и Комсомольскую оросительные системы. Как рассказал Денис Владимирович, в последнее время была проведена реконструкция систем, в рамках которой насосные агрегаты были заменены на более современные, обновлено электро- и гидрооборудование, проведены строительные работы.
— В настоящее время у нас есть определенный запас прочности, который позволяет проводить бесперебойную гарантированную подачу воды для полива сельскохозяйственных культур, — выразил уверенность руководитель филиала.
Уникальны и универсальны
Уже не в первый раз мелиоративные объекты Саратовского оросительно-обводнительного канала становятся площадкой для проведения профессионального конкурса. И совершенно не случайно. Ведь на протяжении всей своей истории филиал является примером высочайшей производственной ответственности.
— Саратовский обводнительный канал был пущен в эксплуатацию в 1972 году, работает уже более полувека, и сегодня это уникальное гидромелиоративное сооружение поставляет волжскую воду для жизненных нужд засушливых районов Левобережья, — рассказал нам начальник филиала Андрей Лабыкин. — Именно благодаря строительству канала в свое время люди перестали покидать эти места и сегодня продолжают жить и работать здесь. За три года, прошедших после 50-летия Саратовского оросительно-
обводнительного канала, было сделано немало: проводятся необходимые ремонтные работы и по реконструкции, обновляется парк техники. Порядка 400 миллионов кубометров волжской воды было перекачано на Левый берег.
На славных страницах истории канала особо остановился в своем выступлении и заместитель руководителя Управления
«Саратовмелиоводхоз» Василий Гордиенко:
— Насосная станция, на территории которой мы сегодня находимся, обеспечивает подачу воды в 12 засушливых левобережных районов Саратовской области, где проживает порядка 350 тысяч человек. При помощи каскада из пяти насосных станций мы поднимаем воду на высоту 96 метров и подаем в три большие реки: Большой и Малый Узень и Еруслан.
Работа насосных станций очень энергозатратна, подчеркнул Василий Гордиенко, и для подачи полутора миллионов кубометров воды в сутки необходимо затратить электроэнергии примерно на три миллиона рублей. Однако при этом всегда нужно помнить: вода Саратовского оросительного канала необходима для поддержания жизни людей и обводнения 1,5 миллиона гектаров Заволжья.
Особые слова благодарности были произнесены в адрес строителей гидросооружения и работников разных лет за то, что сохранили уникальный объект в рабочем состоянии.
— Здесь и сегодня работают универсальные специалисты, — подчеркнул Василий Викторович, — всего один человек в смену обслуживает четырехэтажную насосную станцию, успевает следить за работой оборудования, а также отвечает за поддержание порядка на обширной прилегающей территории.
Награды нашли героев
Но вот остались позади конкурсные волнения, стих рев моторов, улеглась пыль, поднятая на полигоне «КамАЗами» и тракторами. И сразу стало слышно, как заливаются птицы, радуясь солнечному летнему дню, как бурлит волжская вода, направляемая мощными агрегатами в самое сердце заволжской степи. Пока члены конкурсной комиссии совещались и подводили итоги, участники и болельщики наслаждались тишиной и любовались бескрайними просторами. И это еще одно неоспоримое преимущество конкурса: возможность общения, знакомства с особенностями работы других филиалов — вот так, непосредственно на местах. И если для саратовских мелиораторов пейзаж был привычен, для некоторых коллег из недавно присоединившихся филиалов, казалось, в новинку было все: и бескрайняя ширь степи, в какую сторону ни посмотри, и мощь рукотворного водного потока.
Но закончилась короткая передышка, настало время подведения итогов и награждения победителей. Итак, героями первого этапа конкурса профессионального мастерства стали: в номинации «Водитель грузового автомобиля» первое место занял Алексей Лопатин (Ершовский филиал), второе — Александр Стаценко (Приволжский филиал), третье — Вячеслав Данилов (ФСМО).
В номинации «Водитель легкового автомобиля» призовые места распределились следующим образом: Сергей Долгих (Самарский филиал) занял первое место, Дмитрий Глухов (Калининский филиал) — второе и Дмитрий Райденко (Ершовский филиал). Лучшими машинистами экскаватора были признаны Алексей Лунин (Республика Мордовия), Александр Гончев (Ульяновский филиал) и Сергей Кувшинов (Энгельсский филиал). Между этими работниками распределились первое, второе и третье места соответственно. Лучше всех в номинации «Машинист автомобильного крана» со всеми сложными заданиями справились Василий Кузнецов (первое место, Балаковский филиал), Сергей Юров (второе место, Энгельсский филиал) и Александр Ларченков (третье место, Калининский филиал). Высший профессиональный пилотаж в номинации «Машинист трактора» показали Дмитрий Русаков (первое место, Саратовский оросительно-обводнительный канал), Сергей Егоров (второе место, Ершовский филиал) и Михаил Заикин (третье место, Балаковский филиал).
Победители получили денежные призы, а все участники — памятные подарки.
— Я уже второй раз принимаю участие в конкурсе «Лучший по профессии», — рассказывает машинист автомобильного крана Василий Кузнецов (Балаковский филиал), — в прошлом году занял второе место, а вот сегодня завоевал высшую награду. Волнение всегда есть, самое главное — побороть его. Очень важно то, что мы друг друга поддерживаем, стараемся успокоить, иногда даже в чем-то помочь.
— А я даже не помню, в который раз участвую в конкурсе, наверное, раз в шестой, — признается машинист трактора Дмитрий Русаков (Саратовский оросительно-обводнительный канал), — а самым сложным, пожалуй, был теоретический этап. Но это тоже важно, потому что за годы работы действия отрабатываются до автоматизма, а такие конкурсы заставляют подтянуть теорию, вспомнить правила.
— Это уже далеко не первый мой конкурс, — присоединяется к коллегам-«старожилам» водитель самосвала Алексей Лопатин (Ершовский филиал), — дважды до того занимал первые места и один раз второе. Соглашусь с ребятами, что ничего особо сложного здесь нет: просто надо спокойно делать свое дело, ни на что не обращая внимания.
Алексей очень рад, что пообщался с коллегами из других филиалов, второй раз побывал на Саратовском обводнительном канале.
Существенный рывок удалось сделать машинисту экскаватора Алексею Лунину (Республика Мордовия). В прошлом году, второй раз принимая участие в конкурсе, он занял третье место, а сегодня — высшая ступень пьедестала почета.
Итак, первый этап конкурса профессионального мастерства завершен. Названы победители, вручены призы. Нам осталось присоединиться к поздравлениям и договориться о новой встрече. А она не за горами, буквально через пару месяцев пройдут профессиональные состязания газоэлектросварщиков, слесарей электро- и гидрооборудования и машинистов насосных станций.
В тему: Производительность одного агрегата Саратовского оросительно-обводнительного канала составляет 17 кубометров воды в секунду, общая производительность — 54 кубометра.
Вера Шарабандова