Госдума РФ приняла во втором и в третьем чтении поправки в закон «Об образовании», предоставляющие право выпускникам 9-х классов, не сдавшим государственную итоговую аттестацию, бесплатно освоить рабочую профессию. И вместе с этим подготовиться к сдаче ОГЭ. Раньше такие школьники были предоставлены сами себе ещё год до пересдачи. 29 ноября закон о профобучении подписал президент страны.
В 2026 году девятиклассники, не сдавшие ОГЭ по программам основного общего образования, смогут бесплатно пройти обучение по рабочим профессиям. Согласно поправкам, профессиональное обучение предусмотрено по программам подготовки рабочих профессий и должностей служащих. После его окончания подростки смогут сдать два экзамена: ОГЭ для получения аттестата. Или квалификационный экзамен — для присвоения разряда и получения свидетельства о профессии. Если выпускник успешно сдаст оба экзамена после профессионального обучения, то он получит не только квалификацию, но и аттестат.
По словам вице-спикера Госдумы Виктории Абрамченко (одного из авторов нового документа), ежегодно в стране около 100 тысяч детей не могут сдать ОГЭ. В Саратовской области в 2025 году 891 выпускник 9-го класса не сумел справиться с итоговой аттестацией. Такую информацию на депутатских слушаниях в облдуме в конце ноября озвучил министр образования региона Александр Пажитнев. В 2024 году аттестаты не сумели получить 909 школьников области (300 не были допущены к экзаменам, остальные не сдали ОГЭ).
Для выпускников школ, не сумевших пересдать ОГЭ, появляется реальная возможность получить профессиональное образование, считает Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина.
— Не все дети способны в нужном объёме освоить учебную программу, но у слабых учеников зачастую есть стремление к работе, — отмечает Андрей Георгиевич. — Многие мальчишки-двоечники с закрытыми глазами могут мотоцикл собрать, машину починить, настоящие таланты с золотыми руками. Ну не даётся им математика, пересдают предмет несколько раз, а толку? Думаю, что новые поправки помогут выпускникам не выпасть из образовательной системы, а перейти в её практическое русло, получив профессию автомеханика, сварщика, слесаря, повара. Я вижу в этом только плюсы. По мнению Сергея Харькова, директора средней школы села Камышки Александровогайского района для выпускников со слабой успеваемостью новые поправки в закон «Об образовании» — это выход из положения.
— Теперь девятиклассникам, не справившимся с ОГЭ, не придётся ждать год, чтобы пересдать экзамены, они сразу начнут осваивать программу профессионального обучения, — говорит Сергей Петрович. — Важно тщательно продумать механизм реализации закона, чтобы он не превратился в формальную «отсрочку» для галочки. Список профессий должен быть широким, включать в себя современные, востребованные рынком специальности.
Однако помочь неуспевающим ученикам можно было иначе, считает педагог.
На результаты ОГЭ и ЕГЭ влияет появление новых тем, которые школьникам бывает сложно освоить, и перегруженность учебников.
— Разработчики образовательных программ не учитывают, что мы обучаем поколение школьников, которые не расстаются со смартфонами, — поясняет Сергей Харьков. — Детям приходится обрабатывать огромное количество информации, происходит интеллектуально-новостная перегрузка, страдает память. Ученики с трудом запоминают длинные тексты. Даже у мотивированных школьников возникают сложности. Если немного понизить уровень требований и облегчить КИМы обязательной государственной аттестации, сдать итоговые экзамены будет проще.
Ирина Лихоман