Главная / Издания / Рука об руку с врачом

Рука об руку с врачом

Рука об руку с врачом
17 декабря 2025

Вера Шарабандова

МК в Саратове

№51 (1476) 17.12.2025

Внедрение ИИ в систему здравоохранения региона вызывает много вопросов читателей  «МК» в Саратове» и «Saratovnews». Выделив наиболее значимые из них, корреспондент изданий отправился за ответами к первоисточнику – в ГУЗ «МИАЦ».

На днях в ходе интервью телеканалу IndiaToday Президент России Владимир Путин высоко оценил потенциал искусственных технологий, которые буквально врываются во все сферы нашей жизни. «Тот, кто эти технологии освоит первым, будет применять их наиболее эффективно, получит колоссальные преимущества и в экономике, и в социальной сфере, и в сфере обороны тоже — везде: в сфере образования, в сфере науки, в медицине — везде», — отметил президент.

Год 2025-й стал во многом пилотным для системы здравоохранения Саратовской области в плане использования ИИ. Каковы первые результаты «совместных» проектов — об этом мы спросили у директора ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Алексея Зубрева.

— Искусственные интеллекты, которые были приобретены в 2023-2025 годах, достаточно успешно себя проявили в пилотных проектах, с хорошими показателями по определению патологий пациентов при их наличии, либо по отсутствию этих патологий. Что, в свою очередь, даёт отличный эффект по сокращению времени работы врача, за счёт чего он может описывать гораздо большее количество снимков.

Поэтому мы можем сказать, что ИИ однозначно приносит пользу в медицине. И не только врачам, но и пациентам.

— Какие пилотные проекты были реализованы в этом году?

— Достаточно интересные проекты касались, в частности, определения патологий сердечно-сосудистых заболеваний. Более того, мы — единственный регион в России, который опробовал на себе новую технологию. Главный внештатный кардиолог, заведующая кардиологической службой ГУЗ «ОККД» Татьяна Богданова уже дала свою положительную оценку. И сейчас на предстоящей встрече с министром здравоохранения Владимиром Дудаковым будут определены перспективы развития проекта в 2026 году. Достоверно одно: эта система предупреждает врачей о назревающей патологии пациента, ИИ сравнивает не просто медкарты, но и все рентгенологические снимки и даёт свои прогнозы на развитие заболевания.

На текущий момент существует ИИ и по расшифровке ЭКГ, но они ещё не настолько развиты, чтобы можно было охватить достаточно полный спектр заболеваний, которые данное исследование может показать. Мы ожидаем дальнейшего развития данного искусственного интеллекта, чтобы его можно было бы уже применять. Михаил Мурашко говорит о том, что эти технологии возникают, да, они показывают первые положительные результаты, но в связи с дефицитом в регионе денежных средств мы должны выбирать приоритетные направления, а не просто проводить эксперименты, которые пока не дадут должного эффекта.

Также достаточно успешно мы работаем с МосМедИИ — платформой для анализа лучевых исследований. Московский регион предоставил нам прекрасную возможность пользоваться этим бесплатно, и часть исследований отправляется в искусственный интеллект, что находится в Москве. А оттуда уже с минимальной задержкой до 3-5 минут возвращается готовый результат и сразу же становится доступен врачу.

Таких искусственных интеллектов в нашем регионе используется пять. Первый — это флюорография, маммография, КТ грудной клетки, практически вся рентгенография. Мы действуем в рамках планов Минздрава РФ, исполняем все заданные показатели, и рассматриваем перспективы развития. Привлекаются внештатные специалисты, проводится пилотирование, да, не все проекты проходят гладко, но на то они и пилоты. Выбираются только лучшие из лучших.

— Какие ещё пилотные проекты реализованы в этом году?

— У нас ещё было заключено соглашение на пилотирование проекта «Электронно-клинический фармаколог». Но, к сожалению, успешно провести его не удалось в силу технических ограничений. То есть там требовались обязательные затраты на интеграционные профили между ИИ и информационной системой, которые мы в связи с дефицитом бюджета осуществить не могли. Проект решили отложить на 2026 год.

А проект представляет собой следующее. Все мы знаем об остром дефиците кадров в медучреждениях, и далеко не в каждом из них есть фармаколог, который должен определять правильность назначений врача в рамках заболевания, сравнивать их с клиническим рекомендациями, проверять совместимость препаратов и т.д. «Электронно-клинический фармаколог» как раз и переназначен для того, чтобы указывать врачу на возможные ошибки, касающиеся аллергии на те или иные препараты или несовместимость их с ранее назначенными.

Плюс ко всему — и это тоже озвучивалось Михаилом Мурашко — внедрение этого ИИ в других регионах показывает ещё и высокую экономическую эффективность. За счёт того, что он занимается и подбором препаратов — как рекомендации врачу, — в том числе и из имеющихся на складе. Что приводит к серьёзному экономическому эффекту до 30 процентов без потери качества оказываемой помощи. При этом, насколько я знаю, «Электронно-клинический фармаколог», изначально предназначенный для стационаров, должны были адаптировать и под амбулаторное звено. А значит, был бы охвачен и такой проблемный для региона сегмент, как льготное лекарственное обеспечение.

— Это могло бы стать решением проблемы…

— На самом деле губернатор Роман Бусаргин уже дал соответствующие распоряжения привести в порядок как информационную систему, так и организационную составляющую. На недавнем совещании им было озвучено стопроцентное финансирование данного направления. Дело теперь за нами: необходимо навести порядок и исполнить все поручения главы региона. Да, это будет очень непросто, но мы созданы для людей и должны работать для людей.

Если вернуться к пилотам, реализуемым в этом году, необходимо сказать о таком проекте, как «Телемедицинские консультации». Тестировали его мы на базе Саратовкой городской поликлиники №6 в области травматологии. Врачи прошли соответствующее обучение, были приобретены лицензии, отобраны пациенты. Суть же проекта заключалась в том, что после первичного обращения  и получения больничного листа для его продления пациенту не надо снова приходить в медучреждение. Практика показала, что если у больного каких-либо дополнительных жалоб нет, телемедицинской консультации вполне достаточно, больничный лист продлевается автоматически.

Повторюсь, система показала себя очень хорошо, и выбрана была не случайно, она эффективно использовалась в нашем регионе во время ковида, и сейчас закупается на весь регион. Что касается выбора направлений, эту прерогативу мы оставляем за главными врачами.

Очень важным я считаю процесс интеграции с MAX, который осуществляется в настоящее время. Совсем скоро, буквально к концу этого года, при помощи данного приложения можно будет проводить те же телемедицинские консультации, записываться на приём к врачу и прочее.

Есть ещё один показатель, который должен заработать до конца года, — это дистанционный мониторинг. То есть применение персональных медицинских помощников. Как вы помните, мы уже говорили об этом в рамках проекта «Цифровой ФАП», сейчас МИАЦ уже заключён ряд соглашений с вендорами — производителями этих персональных помощников, для того чтобы мы могли дорабатывать продукт, все исключительные права на который принадлежат региональному минздраву. Мы этим очень гордимся, и все участники, которые занимались разработкой этого продукта, получили на него патент.

В настоящее время ведётся доработка системы по подключению различных медицинских помощников, в медучреждения закупается необходимое оборудование, все процессы будут автоматизироваться. Опыт в этом вопросе у нас уже есть, единственное, необходимо будет доработать достаточно большой ряд вопросов. И в первую очередь — вопросы технической поддержки большого количества потребителей, которые станут пользоваться этим сервисом. Со стороны МИАЦ, в частности, рассматривается развертывание своего колл-центра для жителей региона. В любом случае, у нас есть цели, есть задачи, которые мы решаем по мере их поступления.

Добавлю ещё, что данный проект будет развиваться до 2030 года и, по плану, наблюдаться в рамках его реализации будут свыше 600 тысяч человек. Понятно, что объём поступающей информации просто колоссальный, и перед МИАЦ стоит задача продумать процесс обработки этой информации, и при этом не перегрузить врачей. По данному направлению мы плотно работаем с СГМУ и ЦНИИОИЗ Минздрава России.

— Чего, на Ваш взгляд, не хватает сегодня нашему региону для того, чтобы дальше продвигать все эти прогрессивные направления?

— На самом деле регион потратил и продолжает тратить колоссальные средства на информатизацию, цифровизацию, спасибо огромное нашему губернатору за то, что он уделяет особое внимание данному направлению. Я считаю, что настала пора переходить к оптимизации происходящих процессов. Проверить, проводятся ли соответствующие организационные мероприятия, что можно оптимизировать, что можно автоматизировать. Ресурсов у нас сейчас достаточно, но, к сожалению, они либо не полностью могут эксплуатироваться, либо для эксплуатации в полной мере требуется доработка системы. Например, для того, чтобы медицинская организация ушла от бумаги и перешла в информационную систему, необходимо потратить очень много бумаги для написания всевозможных писем и прочего. То есть ещё проще: для того, чтобы сэкономить, нам надо потратить. Пора всё это оптимизировать и приводить в порядок. Чтобы привести всё к единому вводу документа, как требует от нас Минздрав совместно с Правительством РФ и Минцифры России. И такие проекты сейчас предлагаются.

— Кстати, о бумагах. Было уже несколько обращений читателей по поводу того, что они получают медицинские документы, хотя не проходили диспансеризации и дополнительных обследований. Как так получается?

— На самом деле человек может просто посетить медучреждение по случаю того или иного заболевания, а врач назначает более расширенное исследование: УЗИ, ЭКГ, детальный анализ крови и так далее. И делает это намеренно, чтобы впоследствии не надо было отдельно проходить узких специалистов и ряд обследований. И естественно, через какое-то время пациенту приходят соответствующие документы. Это не должно вызывать возмущения, можно просто спокойно задать вопрос вашему врачу. А ещё лучше самому предложить ему выписать вам направление на прохождение всех мероприятий в рамках диспансеризации. Ведь речь идёт о нашем здоровье.

— Что бы Вы попросили у Деда Мороза, если бы писали ему письмо?

— Всегда очень сложно сбываются те мечты, которые завязаны либо на событиях, либо на людях. Но, тем не менее, у меня действительно есть мечта. Чтобы цифровые технологии в здравоохранении достигли такого уровня, что люди не просто с комфортом пользовались ими, но и полностью доверяли нашей медицине. И, со своей стороны, делились своими идеями и предложениями, помогая развивать эти технологии.

Вера Шарабандова

Оставить комментарий