Кто может стать донором? Какие противопоказания для этого существуют и какие преференции полагаются? Эти и другие вопросы читателей корреспондент «МК» в Саратове» и «Saratovnews» переадресовал руководству регионального Центра крови.
На XVII Всероссийском форуме службы крови, проходившем в национальном центре «Россия» в Москве, Саратовская область была признана лидером донорского движения.
Награда, которой был удостоен регион, расположилась на почётном месте в центральном зале приёма доноров Модуля службы крови: взметнувшаяся вверх чёрная стела бережно поддерживает алое сердце.
За что же была дана столь высокая оценка донорскому движению Саратовской области? С этим вопросом мы обратились к главному врачу Центра, заслуженному врачу РФ, доктору медицинских наук, профессору Алексею Данилову.
— Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, должен заметить, что сегодня служба крови — это одна из динамично развивающихся отраслей здравоохранения в нашей стране. И сейчас вся наша служба переходит на автоматизированные рельсы, и мы готовим высокотехнологичные, инновационные компоненты крови. Это не просто кровь, как было лет тридцать назад, сейчас цельную кровь врачи практически никому не переливают, только, как я уже сказал, высокотехнологичные компоненты.
А награда, наверное, в первую очередь за показатели деятельности. Только в 2025 году (а он ещё не закончился!) мы уже приняли порядка 16 тысяч доноров, в то время как за весь прошлый год их было чуть более 14 тысяч. То есть прогресс вовлечения людей в донорское движение налицо: из вышеназванного количества 3 тысячи человек — это первичные доноры, те, кто впервые переступил порог нашего Центра.
Ещё один значимый показатель: крови заготовили почти на 40 процентов больше, чем в 2024 году. В различные лечебные учреждения региона было передано более 80 тысяч доз различных компонентов крови.
Что, собственно, увидели эксперты Федерального медико-биологического агентства, при поддержке которого проходил Всероссийский форум службы крови? Прежде всего, они увидели положительную динамику, причём серьёзную, не на 2-3 процента.
Кроме того, мы сегодня активно работаем по заготовке изоиммунной плазмы. Поясню в чём суть вопроса. Резус-конфликт — грозное состояние, которое возникает, когда иммунная система матери начинает вырабатывать антитела против плода. Как остановить этот конфликт? Женщине вводится специальный антирезусный иммуноглобулин, чтобы недопустить осложнений в родах и предотвратить прерывание беременности. А также для того, чтобы не возникло негативных последствий у новорождённого.
А как готовится иммуноглобулин? Из плазмы — как раз в том числе тех женщин, которые уже перенесли этот резус-конфликт. И вот с этого года мы начали заготавливать эту изоиммунную плазму. И мы очень благодарны тем женщинам, с которыми нам удалось договориться, — а вы понимаете, что не каждая из тех, кого мы отыскали, согласилась стать донором. Вот такое новое направление работы появилось у нас в 2025 году.
— Правильно ли я поняла, что наш регион стал пилотным по данному направлению?
— На самом деле нет, задача поставлена перед всеми субъектами.
— Уверена, это не единственное новое направление для нашего региона.
— Совершенно верно. Жители региона теперь могут войти в регистр доноров костного мозга на территории Саратовской области.
Это тоже новое направление деятельности нашего Центра, при этом на сегодняшний день уже более 400 человек (жителей Саратовской области) внесены в Регистр костного мозга. Работа продолжается, и мы очень рады чётко выверенной гражданской позиции наших доноров.
А если уж вообще говорить о крови, то это ведь абсолютно стратегическое направление, это вопросы национальной безопасности. Особенно с учётом того факта, что ни в одной стране мира на сегодняшний день нет ни одного медицинского препарата, который мог бы полностью заменить кровь. Соответственно, источником крови остаётся только живой человек, наш донор. Ничего другого не придумали, и в ближайшее время, я думаю, этого не произойдёт. Так что заменить кровь нечем.
— Насколько активно используются современные технологии в работе службы крови?
— Как я уже говорил в начале нашего интервью, к счастью, российская служба крови — это одна из самых передовых отраслей здравоохранения, и цифровизация началась здесь гораздо раньше, чем где-либо. Поэтому сегодня мы полностью защищены, существует Автоматизированная информационная система трансфузиологии «АИСТ», которая включает в себя информацию и о донорах, и о компонентах крови и их использовании в клиниках по всей России.
Главным координатором службы крови Российской Федерации является Федеральное медико-биологическое агентство РФ, которое возглавляет Вероника Игоревна Скворцова.
— С чего начнётся год 2026-й для службы крови?
— На самом деле в нашей работе нет праздников и выходных, кровь нужна постоянно, и в субботу, и в воскресенье, и в новогоднюю ночь. В праздники особенно. Поэтому только в декабре мы организовали четыре выездные акции: в том числе на предприятия «Корпус» и «Алмаз», а также в областную клиническую больницу. В ОКБ это будет уже второй выезд за год, и мы очень благодарны главному врачу Елене Юрьевне Стифоровой и всем нашим коллегам за такую активную позицию. Врачам не надо объяснять важность подобных акций, они видят каждый день, куда идёт эта кровь.
Почему эти акции пришлись именно на декабрь, очевидно: нам необходимо заготовить кровь на предстоящие праздничные дни. Это важно, особенно с учётом того, что потребление высокотехнологичных компонентов крови лечебными учреждениями в настоявшее время заметно выросло.
Так что и первого января нас ждёт всё та же системная планомерная работа. Ну и, естественно, какие-то новеллы. Жизнь не стоит на месте, и сейчас у нас на экспертизе находится проект по закупке нового оборудования. Мы открываем ещё одно направление, которым никогда ранее не занимались — будем проводить рентгеновское облучение компонентов крови. Это опять-таки работа на перспективу. Поскольку в следующем году в регионе планируют заняться пересадкой костного мозга, а во всех показаниях чётко указано: все компоненты, которые будут пересаживаться или переливаться реципиенту, кроме всех уже известных на сегодня процедур очистки и патогенредукции должны ещё подвергаться гамма-облучению. Это вопросы безопасности реципиента.
— Какова готовность Центра к работе по новому направлению?
— Поскольку речь идёт об ионизирующем излучении, необходим был специальный проект, экспертиза которого уже завершена. Сейчас стоит вопрос приобретения оборудования.
— А насколько успешно решается кадровый вопрос?
— Ещё совсем недавно у нас был огромный дефицит медицинских кадров. Благодаря тому вниманию, которое уделяется кадровому вопросу в регионе губернатором Романом Викторовичем Бусаргиным, ситуация с медицинским персоналом в Центре крови значительно улучшилась. Не будем забывать, что трансфузиология — не самое популярное направление, это, можно сказать, штучные специалисты. И их надо готовить. Тем более что у нас речь идёт о производственной трансфузиологии.
Конечно, мы ещё не можем сказать, что полностью закрыли потребность в кадрах, однако работа в данном направлении проводится. Причём касается это и наших филиалов в Энгельсе, Балакове, Вольске и Балашове. В этом году три врача-стажёра приняты на работу в Центр крови, и надеемся, что специальность «трансфузиология» станет для них такой же близкой, как и для других врачей в нашем учреждении.
Конечно, мы не останавливаемся, у нас уже есть определённые договорённости, и мы готовим этих специалистов. При этом у нас теперь есть большой плюс — мы стали клиническим центром. А это означает тесное сотрудничество с Саратовским медицинским университетом.
Также мы являемся базой Саратовского государственного медицинского университета и Саратовского областного медколледжа, и будущие молодые специалисты проходят здесь практику и изучают лабораторную диагностику и медсестринское дело. А у нас уж есть свои приёмы, как с ними работать, чтобы потом все они возвратились к нам.
Так что начало положено, и мы с оптимизмом смотрим в будущее. Но уже сегодня те задачи, которые стоят перед Центром крови, нашим коллективом выполняются в полном объёме.
Что касается профориентации, то в Центре довольно часто проходят экскурсии, мы обо всём рассказываем ребятам, показываем уникальные вещи. Они проходят у нас и донатационный зал, и в музей, созданный руками наших сотрудников. Экспонатами которого являются, в том числе, письма бойцов с фронтов Великой Отечественной с тёплыми словами в адрес нашим донорам. И благодарственная телеграмма Сталина, связанная с тем, что саратовские доноры собрали деньги и купили для фронта самолёт.
Мы пошли дальше, и сегодня готовим программу, рассчитанную на аудиторию детского сада. Чтобы детки уже с дошкольного возраста думали о донорстве, понимали важность этого движения. Подобная программа сегодня разрабатывается и на федеральном уровне.
— Кто сегодня может стать донором?
— Любой гражданин РФ, достигший 18 лет. Один из наших земляков, кстати, в возрасте 21 года был занесён в Книгу рекордов России как самым молодой Почётный донор РФ. Напомню, для того, чтобы стать Почётным донором, необходимо сдать кровь 40 раз.
— Что человек получает за то, что стал донором?
— Каждый донор получает денежную выплату в рамках мер социальной поддержки, установленной для доноров Саратовской области, и компенсацию на питание. Каждого из наших доноров мы обязательно предварительно угостим чаем с печеньками, и каждому из них полагается два выходных дня после сдачи крови.
Несомненным плюсом является и тот факт, что люди здесь узнают свои группу и резус -фактор, бесплатно получают на руки результаты развёрнутого анализа крови, в том числе на ВИЧ, гепатиты В и С и сифилис.
Те, кто становятся Почётным донором России, раз в год до конца жизни получают денежную выплату. Также Почётные доноры имеют право получения приоритетной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, могут пойти в отпуск в то время года, когда хочется, а не по предписанию руководства. Ну, а кроме того, безусловно, пользуются почётом и уважением.
В настоящее время на территории Саратовской области проживают порядка 8 тысяч почётных доноров СССР и РФ. Ежегодно удостоверения получают порядка 300 человек.
Вера Шарабандова