Главная / Издания / ЗАКРУТИТЬ БАРАНКУ

ЗАКРУТИТЬ БАРАНКУ

ЗАКРУТИТЬ БАРАНКУ
24 декабря 2025

Ирина Лихоман

Александр Лёгкий

МК в Саратове

№52 (1477) 24.12.2025

В России создадут реестр грузовых перевозчиков. Такой законопроект Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях 16 декабря. Ко второму чтению в документ было внесено более 20 поправок, однако окончательный вариант реестра перевозчики считают «сырым» и ущемляющим права бизнеса. Учитывая кризис на рынке грузоперевозок, сложившийся из-за роста цен на горючее, удорожания обслуживания машин и, как следствие, снижения рентабельности доставок, «выпадение» из реестра поставит крест на работе отдельных перевозчиков. Чем меньше компаний на рынке, тем выше цены на доставку и товары для конечного потребителя.
На тормозах

Новый закон устанавливает правила для рынка грузоперевозок и призван бороться с «серыми» перевозчиками, незаконно занимающимися коммерческой деятельностью. Об этом сказано в пояснительной записке к документу. Компании и ИП будут обязаны зарегистрироваться в реестре, иначе работать не смогут.
Однако с октября 2025 года в России наблюдается дефицит перевозчиков, сообщили «Известиям» в профильной ассоциации «АвтоГрузЭкс» и компании ПЭК. По данным компании Rusprofile, в стране около 6,7 тыс. юрлиц, занимающихся грузовыми транспортными перевозками, находятся в процессе ликвидации или банкротства. Транспортные компании вынуждены уходить с рынка из-за роста себестоимости и резкого снижения рентабельности доставки. Оставшихся ждут изменения.
— К сожалению, сообщества перевозчиков редко привлекают к разработке тех или иных законодательных инициатив, — говорит Юрий Хилюк, председатель комитета по транспорту и экспедированию ТПП Саратовской области, член организации «Объединение перевозчиков России». — Не совсем понимаю, зачем нужен специальный реестр. Обелить рынок грузовых перевозок? Но есть контролирующие службы: Ространснадзор, налоговая инспекция, которые могут проводить совместные проверки. Реестр, на мой взгляд, лишь усложнит жизнь участников рынка и станет дополнительной административной нагрузкой на бизнес. А любая нагрузка на предпринимателя в итоге отражается на кошельке конечного потребителя.
Эксперт рассказал, что в новый реестр постоянно вносились поправки. В предпоследней версии был пункт: если перевозчик имеет неоплаченные штрафы, то его исключат из реестра. Но финансовые ситуации бывают разные, как и суммы штрафов, которые доходят до 600 тыс. рублей (за перевес или превышение габаритов). Хилюк задаётся вопросом: если у перевозчика на данный момент нет возможности оплатить задолженность, его исключают из реестра, как в этом случае отрабатывать долги? Получается замкнутый круг.
Неподъёмный груз
Тем не менее, в последней версии законопроекта убрали дублирующие нормы, отмечает эксперт. Но вопросов осталось много. Так, 5-й пункт статьи 4-й прописывает, что реестр должен содержать сведения, в числе которых данные об автотранспортных средствах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на праве собственности или ином законном основании. Но — за исключением владения на основании договора аренды транспортного средства с экипажем, используемым для перевозки груза,
— Этот пункт ущемляет права предпринимателей, — поясняет Юрий Алексеевич. — Как перевозчик я могу иметь собственный автопарк или взять его в аренду у другого предпринимателя вместе с экипажем (водителями). Бывает сезонная работа, в остальное время автопарк простаивает. Грузоперевозчику-владельцу предлагают отдать машины в аренду с экипажем — водитель числится за машиной, следит за её техническим состоянием. Теперь этого сделать будет нельзя. Ещё одна сомнительная норма: «включение в реестр сведений о владении одним и тем же автотранспортным средством двумя и более лицами не допускается». Но в бизнесе есть соучредители: скажем, мы с товарищем сложились и купили грузовик. Супруги могут владеть транспортным средством. Считаю, что принятый законопроект «сырой», его нужно дорабатывать.

Цифра в тему: 80 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства работают в Саратовской области

Ирина Лихоман

Оставить комментарий