Главная / Культура / Взрослеющая "Леди Берд"

Взрослеющая "Леди Берд"

02 марта 2018 - 18:47

Была бы книга – сказал бы, что это роман воспитания. К таковым, например, относят "Подростка" Достоевского, "Над пропастью во ржи" Сэлинджера. С другой стороны – почему бы и про фильм так не сказать?

"Леди Бёрд", 2017, режиссер Грета Гервиг. В ролях: Сирша Ронан, Лори Меткалф, Одейя Раш, Кэтрин Ньютон, Тимоти Шаламе, Лукас Хеджес.

Еще одна оскарная вещица. 5 номинаций, между прочим. Весьма неплохой показатель. И хотя у "Формы воды" их 13, сомнительно, что творение дель Торо получит больше 3-4 статуэток.

"Леди Бёрд" уже удостоена двух премий "Золотой глобус". Неспешное повествование о жизни девочки-подростка. Кристин мечтает перебраться из скучного Сакраменто в Нью-Йорк, где жизнь кипит по-настоящему. Девчонка ненавидит свое имя и требует называть ее Леди Бёрд, причем с этим соглашаются не только родители, брат, но и преподаватели католической школы. Хотел бы я посмотреть на физиономии наших учителей и послушать, что бы они сказали старшекласснице, которая велела бы называть ее так!

Леди Бёрд знает, чего хочет, но еще не уверена в средствах, которые хороши для достижения цели. Методом проб и ошибок пытается разобраться в себе и окружающих, выбрать линию поведения, степень откровенности, и пр. Она даже в шутках своих не уверена.

Полчаса не покидает ощущение, что это просто история о взбалмошной американке, которую нам не понять. И переживания-то ее какие-то искусственные. Ее бы в российские реалии! Но потом Леди Бёрд начинает меняться. С этого момента зритель не может не симпатизировать ей.

История приспособленчества вдруг становится историей болезненного взросления. На наших глазах угловатая девочка, раздираемая противоречиями, превращается во взрослую женщину, осознающую свои истинные чувства и желания.

В фильме масса трогательных сцен, включая финальную, где Кристин наговаривает сообщение на автоответчик для своей матери. Но есть и смешные эпизоды, все-таки жанр фильма – трагикомедия.

Тренер футбольной команды, ставший по иронии судьбы режиссером мюзикла, напомнит вам персонаж Евгения Евстигнеева из "Берегись автомобиля". Тот, правда, другим футболом был одержим. Попытка эмоционально объяснить актерам, где они должны располагаться на сцене, кто куда обязан смотреть, и когда все начинают петь – это пять.

- Я хочу, чтобы ты стала самой лучшей версией себя, - говорит Леди Бёрд ее мама.

- А что если это и есть лучшая версия меня?

В фильме много диалогов, с помощью которых проговариваются довольно очевидные идеи. И все же тут больше вопросов, чем афоризмов.

"Некоторым людям не дано быть счастливыми", - говорит толстая подруга Леди Бёрд. Но уже через пару минут они вдвоем отправляются на бал, где веселятся и танцуют. Отменяет ли это выше сказанное? А черт его знает. Думайте сами.

Или вот – успешный человек не обязательно счастлив, потому что не деньги делают человека счастливым. Теоретически так и есть. Но в фильме только и говорят что о богатых домах, зарплатах и мечтах, которым не суждено было сбыться из-за безденежья. Любимое занятие мамы и Леди Бёрд – осматривать большие и классные дома, которые сдаются или продаются. Причем от прикосновения к богатству обе испытывают релакс.

Вместе с тем, безработный отец Кристин действительно страдает не от отсутствия денег, а от невостребованности.

Леди Бёрд отправляет заявки на поступление в лучшие колледжи, попадает в некий список ожидания. И это тоже воспринимаешь, как нечто символичное. Все мы в списках ожидания, просто ожидания у всех разные. Разве нет?

И все мы стремимся куда-то пробиться, вопрос только какой ценой. Да, жизнь состоит из шансов, но иногда испытание состоит не в том, чтоб урвать себе кусок чего-то материального, не в том, чтоб финишировать первым, а в том, чтоб остаться человеком, достойным уважения. Возможно, иногда нужно отступать на шаг назад и пропускать вперед того, кому успех нужнее.

Нет ничего зазорного в том, что кому-то хочется оказаться на более высокой ступеньке социальной лестницы. Но не обманом. Достижение цели с помощью обыкновенной лжи лишает удовольствия от триумфа. А главное – теряется самоуважение. Правда, для этого нужно иметь совесть.

Очень хороша исполнительница главной роли Сирша Ронан, понравился и Лукас Хеджес, который становится буквально нарасхват. В этом году он снялся еще в "Трех билбордах…", а в прошлом – в нашумевшем фильме "Манчестер у моря".

Ну и в завершение, предваряя очередную церемонию вручения "Оскара", скажу, что в номинации "Лучший фильм", по моему мнению, должна победить картина "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", этот же фильм должен взять главный приз за лучший сценарий. Еще из этого фильма надеюсь на победу Фрэнсис Макдорманд в номинации "Лучшая женская роль" и Сэма Рокуэлла ("Лучшая мужская роль второго плана"). За режиссуру отдаю "Оскара" Гильерме дель Торо ("Форма воды"). Лучшим оператором назвал бы чувака, снявшего "Дюнкерк". А если статуэтку отдадут другим, значит, американцы ничего не понимают в кино!

Говоря серьезно и вспоминая прошлый год, когда замечательный "Ла-ла-лэнд" уступил нуднейшему "Лунному свету", я ничему не удивлюсь. Это же американская премия, и столько там намешано политкорректности, когда они задумываются, кому вручить "Оскара", - нам не понять. В любом случае среди победителей должны быть афроамериканцы, только этим могу объяснить, что в разных номинациях представлен фильм "Прочь" – простой, как грецкий орех.