Елена Микиртичева: Александр Мирошин. Легендарный АКМ

24 июля 2019 - 08:10
Александр Мирошин. Легендарный АКМ

По большому счету, с Александром Мирошиным связаны самые яркие страницы политической жизни Саратовской области. Яркие, хулиганские, отвязные и веселые. Потому что Александр Константинович был (нынче он вполне себе респектабельный  адвокат) совершенно беспринципным политиком и добивался поставленных целей любыми способами, иногда находящимися за гранью добра и зла. Впрочем, когда Мирошин царил в политике Саратовской области, времена были вполне соответствующими.

 

Стремительный взлет

Александр Мирошин не коренной саратовец. Родился он 17 марта 1964 года в Туркмении, в Ашхабаде. Но первую свою специальность – слесарь по наладке станков – получил в Мончегорске, это Мурманская область, окончив соответствующее ПТУ. Случилось это в 1982 году. Год Александр работал слесарем на Мончегорском металлургическом комбинате «Североникель», а затем ушел в армию. Служил в рядах ВМФ на Черноморском флоте.

В 1989-м окончил следственно-криминалистический факультет Саратовского юридического института. Судя по всему, невероятная живость ума, непритязательность, работоспособность и масса других качеств, которые вовсю использовал Александр Константинович в дальнейшем, проявились еще на стадии обучения в юридическом институте. Возможно, в студенческие годы Мирошин был комсомольским активистом – студентов, отслуживших в армии, часто двигали по комсомольской линии. Так или иначе, но после окончания вуза Александр Константинович устроился заведующим отделом в Кировский районный комитет ВЛКСМ города Саратова.

Потом рухнул Союз. ВЛКСМ, как и КПСС, попал в опалу. А наиболее предприимчивые комсомольцы ушли в бизнес или во власть. Что и случилось, только в обратной последовательности, с Мирошиным. В 1990 году он учредил и возглавил фирму «Миком», занимавшуюся оборудованием кабельного телевидения. Почти сразу, в 1991-м окончил Первую международную школу бизнеса.

Но шило в одном месте, которое, собственно, способствовало карьерному росту Мирошина, уже тогда давало о себе знать. В 1995 году он баллотировался на пост депутата Государственной думы по одномандатному округу в Саратове, но занял лишь четвертое место.

Возможно, поэтому и попал в правительство Дмитрия Аяцкова, где сначала, с 1996-го по 1997 год работал начальником управления внешнеэкономических связей департамента по экономике и инвестиционной политике администрации Саратовской области. А потом возглавил Совет безопасности Саратовской области.

 

Второе крыло

Сам ли Мирошин убедил губернатора Дмитрия Аяцкова создать столь спорную структуру в составе правительства, или это посоветовал кто-то другой, это уже неважно. А важно то, что в какой-то момент Совет безопасности Саратовской области стал очень влиятельным органом. Хотя, по большому счету, не сильно легитимным. Точнее так – федеральным законодательством создание подобных структур в регионах не было запрещено, а что не запрещено, как известно, – разрешено.

Например, в 1998 году журналист Марина Бирюкова опубликовала  в газете «Саратов» статью «Задушевные письма Совбеза»: «Как мы уже сообщали, саратовский областной прокурор Николай Макаров обратился в областной суд с заявлением о признании недействительными некоторых пунктов Положения о Совете безопасности Саратовской области, утвержденного постановлением губернатора 21 января 1998 года. Прокурор считает, что Совбез, его аппарат, его секретарь Александр Мирошин превысили свои полномочия. Самые серьезные возражения прокурора вызвал пункт, включающий в функции Совета безопасности «Рассмотрение кандидатур на должности руководителей местных правоохранительных и судебных органов, подготовка соответствующих рекомендаций для федеральных и региональных органов исполнительной власти». А также пункт, дающий секретарю Совбеза полномочия «запрашивать у территориальных органов исполнительной власти… учреждений, организаций, должностных лиц любые материалы, необходимые для осуществления деятельности СБ и его аппарата».

Но это были далеко не все проделки Мирошина – он весело, с огоньком и выдумкой боролся с проституцией. Именно региональный Совбез был организатором первого антинаркотического форума, на который приезжал еще в статусе Секретаря федерального Совбеза сам Владимир Путин.

Мирошин нагнал такого страха на бизнес, власть, правоохранителей всех рангов, что его ненавидели все. Его обвиняли в связях с криминалитетом, в том, что он нашпиговал все здание правительства «жучками», что он, если надо, может подкинуть наркотики, и так далее. Но это только способствовало карьерному росту Александра Константиновича, которого уже тогда за глаза называли по аббревиатуре легендарного автомата Калашникова – АКМ.

И в начале 1999 года Александра Мирошина назначили вторым вице-губернатором Саратовской области. Дмитрий Аяцков назвал его вторым крылом – первым и невероятно влиятельным тогда был Вячеслав Володин, который занимался экономикой региона. Впрочем, Вячеслав Викторович очень скоро отбыл в столицу и Мирошин развернулся по полной. Впрочем, происходило это недолго. В 2001 году всемогущего хулигана АКМ отправили в отставку.

 

Жизнь после власти

Поначалу Мирошин метался – год работал заместителем директора ФГУП «Ростехинвентаризация», год заместителем мэра Саратова, ещё полтора года заместителем губернатора Брянской области. Потом полгода трудился консультантом кадрового департамента министерства юстиции РФ. Еще полгода заместителем главы администрации Саратова, тогда городом очень недолго руководил Сергей Тульский.

А потом Александр Константинович окончательно распрощался с властью и переквалифицировался в адвокаты. Судя по всему, адвокат Мирошин – профессиональный. Не зря ведь именно он защищал интересы Кристины Орбакайте, когда та отвоевывала свои права на сына Дени. После бракоразводного процесса сын «звезды» по решению Грозненского суда должен был проживать с отцом Русланом Байсаровым. Однако после того, как Мирошин подключился к делу, Верховный суд Чечни утвердил мировое соглашение: ребенок станет проживать с матерью, когда она находится в Москве. В качестве подарка за успешное решение дела Мирошин получил от звездной семьи крутой Hummer.

Последнее громкое дело Александра Мирошина в Саратовской области было связано с взысканием с бюджета областного центра субсидиарных долгов саратовских МУ ДЕЗов. Дело в том, что в соответствии с законодательством эти самые МУ ДЕЗы перед тем, как отдавать жилье в приватизацию, обязаны были капитально отремонтировать подведомственные дома. Но, конечно, этого не сделали. Правопреемники муниципальных учреждений – управляющие компании – подали на МУ ДЕЗы в суд и выиграли. Но самым примечательным во всем этом процессе был изобретенный способ взимания долгов – безакцептное списание средств со счета, на котором находились деньги саратовских бюджетных учреждений Саратова. Деньги уходили в пользу кредиторов, выигравших иски к горбюджету и имевших исполнительные листы. Просто обычно кредиторы идут в службу судебных приставов, а Мирошин изобрел нестандартный, зато действенный способ получения выигранных сумм. Шум поднялся изрядный, Мирошина обвиняли во всех смертных грехах, хотя, как говорят, он работал даже не за процент с взысканной суммы, а за те деньги, которые набегают за просрочку обязательного платежа.

Правдами и неправдами ситуацию отыграли назад, а Александр Константинович исчез из публичного пространства.

Сегодня, по слухам, Александр Мирошин – респектабельный человек, успешный адвокат, много путешествует и безумно любит и балует свою младшую дочь.

Оставить комментарий