Денис Жабкин: Причина транспортных проблем Саратова – в низкой зарплате водителей

12 октября 2018 - 15:18

 
Причина транспортных проблем Саратова – в низкой зарплате водителей

Саратовскую «бензиновую» транспортную инфраструктуру ожидают большие перемены и, возможно, к лучшему. На днях работа функционирующих в городе автотранспортных предприятий была признана незаконной решением суда. При этом суд обязал администрацию Саратова провести конкурс перевозчиков, чтобы городские маршруты заняли не аффилированные монополисты, а соответствующие критериям качества предприниматели. Однако еще больше на ситуацию может повлиять возвращение обязательного лицензирования автобусных перевозок, инициированное Госдумой.

В рамках лицензирования на всех автобусах весом более 3,5 тонн и вместимостью более восьми сидячих мест предполагается устанавливать тахографы – специальные устройства для измерения «режима труда водителей», в том числе регистрирующих скорость. Вместе с этим прорабатывается возможность введения регулярных рейдовых проверок автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов под руководством органа госнадзора.

Техническую сторону инициированных Госдумой нововведений SaratovNews разобрал вместе с известным блогером и экспертом по проблемам общественного транспорта Денисом Жабкиным:

– Я полагаю, что лицензирование автоперевозок обязательно, как и в любой другой сфере, связанной с безопасностью жизни россиян. К предпринимателям будут выдвинуты необходимые требования, и они будут вынуждены им соответствовать. Весьма вероятно, что в качестве обязательного требования будет фигурировать оснащение подвижного состава специальными устройствами – видеорегистраторами, навигаторами и тахографами. Последние являются вещью совершенно необходимой. Не секрет, что самый страшная беда для наших водителей – переработка. Порой рабочая «смена» может длиться с 6 утра и до полуночи. Конечно, нормам Трудового кодекса это противоречит, но по-настоящему пока это нарушение никто не отслеживает. А если нет контроля, работодателю трудно удержаться от соблазна сэкономить: доплатить одному водителю за переработку вместо того, чтобы нанять двух водителей с полноценной зарплатой.

Понятно, что бизнес всегда будет стремиться к максимальному сокращению издержек, но экономия в таком деле может обернуться самыми трагическими последствиями. Недавно на Мясницкой улице маршрутка врезалась в припаркованный впереди на обочине «КамАЗ», потому что ее водитель уснул за рулем, и несколько пассажиров оказались на больничной койке. Соблюдение режима сна и отдыха водителей очень серьезно контролируется у автоперевозчиков Европы, и у наших, к примеру, авиаперевозчиков. Но вот к нашим водителям эти требования пока применяются слабо, а в результате страдаем мы с вами.

А вот что касается культуры поведения, то я бы не стал возлагать на тахографы таких уж больших надежд. Проблема заключается не в отсутствии контроля, а в низкой заработной плате водителей и в невысоком престиже этой профессии. Раньше зарплата водителя составляла примерно 30, а в лучшие моменты – и до 40 тысяч рублей. После нововведений в лицензировании она гарантированно упадет, и в профессию придет еще больше «ненужного» контингента – курильщиков, грубиянов и так далее. Автоперевозчики уже и сейчас рады бы избавиться от таких работников, но кто придет им на смену? И придет ли вообще? Это раньше шофер априори был человек образованный, интеллигентный и благонадежный, а сейчас? Для того, чтобы стать водителем, достаточно иметь права соответствующей категории, и все – как говорится, ни ума, ни фантазии.

А помнится, еще в 80-е годы прошлого века водители автобусов были людьми, весьма уважаемыми в обществе: они носили специальную форму, знали в лицо постоянных пассажиров, были вежливы со всеми, соревновались друг с другом за производственные показатели и в культуре обслуживания, имели систему квалификационных разрядов и возможность продвигаться по карьерной лестнице. Все это сейчас поросло, увы, быльем. Профессия водителя стала такой же непрестижной, как, например, дворника или грузчика. В нее водители идут или временно перекантоваться, или потому, что никуда больше не берут. Это не работа для интеллигентного, вежливого человека, так что стоит ли удивляться постоянным скандалам пассажиров с водителями автобусов? Однако государство должно об этом задуматься, ведь общественный транспорт – лицо самого общества.

Теперь о том, что при лицензировании планируется проверять качество всей транспортной инфраструктуры – остановок, автостанций, автовокзалов и прочего. Дело, конечно, хорошее и нужное, но стоит задуматься – а имеют ли к этому отношение перевозчики? На сегодня все, например, остановки общественного транспорта содержатся за счет городской и районных администраций, которые и должны изыскивать средства на их строительство, ремонт и обновление (часть средств поступает от городского центра размещения рекламы, что ситуацию меняет очень мало). А теперь окиньте мысленным взором наши автобусные остановки, особенно на окраинах города – многие из них построены еще при советской власти, и с тех пор к ним не прикасалась рука ремонтника. Да и новые стеклянные павильоны бьются с завидной регулярностью. Городские власти, конечно, еще получат с этой подлежащей лицензированию транспортной инфраструктурой ряд новых проблем, однако пассажиры общественного транспорта тут совершенно не при чем и не должны пострадать.

  

Павел Плотников

Фото

МК в Саратове

  • 17 октября

    2 миллиарда - дефицит бюджета региона на 2019 год

    Саратовские чиновники готовы проесть свыше 5 миллиардов рублей Правительство области обнародовало проект бюджета губернии на будущий год. Общий объём доходов запланирован в сумме 86,7 млрд руб., расходов — на два миллиарда больше, соответственно и дефицит составляет эти самые два миллиарда.  Госдолг, по мнению составителей главного финансового документа, в следу

  • 17 октября

    Элитные чернорабочие

    Следы преступников ищут в грязи и мусоре Бывают ли неуловимые преступники? Возможно ли совершить убийство, изнасилование, теракт и не оставить никаких следов на месте злодейства? Если кто-то ещё верит в эти сказки, советуем обратиться с вопросом к криминалистам Следственного комитета России — они не оставят и следа (простите за повторение) от мифа о том, что бывают прес

  • 17 октября

    Хата с краю

    Саратовские семьи могут лишиться права покупать жильё за средства маткапитала Государственная поддержка родителям, имеющих двух и более ребятишек, становится всё более эфемерной. На днях Минтруда РФ представил новый законопроект, который ужесточает контроль за расходованием средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Если жильё будет признано непригодным для прожива

Saratovnews

  • 19 октября

    Кому нужна ложь о трагедии в Керчи?

    Журналист Филипп Гросс-Днепров в эфире радио «Вести ФМ» заявил, что совершивший вооруженное нападение на колледж в Керчи студент Владислав Росляков находился под влиянием несуществующей видеоигры «Дока 2», где можно покупать оружие, изготавливать бомбы

  • 16 октября

    Виктория Федорова: Врачи не против променять Саратов на глубинку

    В рамках реализации госпрограммы «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года» Минздрав продолжает агитировать студентов-медиков (и не только) за участие в проектах «Земский врач» и «Земский фельдшер», призванных решить проблему кадрового голода в поселковых больницах. Ученикам Саратовского областного базового медицинского колледжа напомнили, чт

  • 14 октября

    Диванный критик: Случай в «Квадрате»

    Год уж близится к концу, а я поймал себя на мысли, что мы еще не все оскарные ленты обсудили. Ну вот, например, шведский «Квадрат», который претендовал на получение статуэтки в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». И снова прихожу к выводу, что чуть ли не все картины из этого списка намного сильнее «Фантастической женщины», которая в итоге одержала п

Система Orphus