Денис Жабкин: Причина транспортных проблем Саратова – в низкой зарплате водителей

12 октября 2018 - 15:18
Причина транспортных проблем Саратова – в низкой зарплате водителей

Саратовскую «бензиновую» транспортную инфраструктуру ожидают большие перемены и, возможно, к лучшему. На днях работа функционирующих в городе автотранспортных предприятий была признана незаконной решением суда. При этом суд обязал администрацию Саратова провести конкурс перевозчиков, чтобы городские маршруты заняли не аффилированные монополисты, а соответствующие критериям качества предприниматели. Однако еще больше на ситуацию может повлиять возвращение обязательного лицензирования автобусных перевозок, инициированное Госдумой.

В рамках лицензирования на всех автобусах весом более 3,5 тонн и вместимостью более восьми сидячих мест предполагается устанавливать тахографы – специальные устройства для измерения «режима труда водителей», в том числе регистрирующих скорость. Вместе с этим прорабатывается возможность введения регулярных рейдовых проверок автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов под руководством органа госнадзора.

Техническую сторону инициированных Госдумой нововведений SaratovNews разобрал вместе с известным блогером и экспертом по проблемам общественного транспорта Денисом Жабкиным:

– Я полагаю, что лицензирование автоперевозок обязательно, как и в любой другой сфере, связанной с безопасностью жизни россиян. К предпринимателям будут выдвинуты необходимые требования, и они будут вынуждены им соответствовать. Весьма вероятно, что в качестве обязательного требования будет фигурировать оснащение подвижного состава специальными устройствами – видеорегистраторами, навигаторами и тахографами. Последние являются вещью совершенно необходимой. Не секрет, что самый страшная беда для наших водителей – переработка. Порой рабочая «смена» может длиться с 6 утра и до полуночи. Конечно, нормам Трудового кодекса это противоречит, но по-настоящему пока это нарушение никто не отслеживает. А если нет контроля, работодателю трудно удержаться от соблазна сэкономить: доплатить одному водителю за переработку вместо того, чтобы нанять двух водителей с полноценной зарплатой.

Понятно, что бизнес всегда будет стремиться к максимальному сокращению издержек, но экономия в таком деле может обернуться самыми трагическими последствиями. Недавно на Мясницкой улице маршрутка врезалась в припаркованный впереди на обочине «КамАЗ», потому что ее водитель уснул за рулем, и несколько пассажиров оказались на больничной койке. Соблюдение режима сна и отдыха водителей очень серьезно контролируется у автоперевозчиков Европы, и у наших, к примеру, авиаперевозчиков. Но вот к нашим водителям эти требования пока применяются слабо, а в результате страдаем мы с вами.

А вот что касается культуры поведения, то я бы не стал возлагать на тахографы таких уж больших надежд. Проблема заключается не в отсутствии контроля, а в низкой заработной плате водителей и в невысоком престиже этой профессии. Раньше зарплата водителя составляла примерно 30, а в лучшие моменты – и до 40 тысяч рублей. После нововведений в лицензировании она гарантированно упадет, и в профессию придет еще больше «ненужного» контингента – курильщиков, грубиянов и так далее. Автоперевозчики уже и сейчас рады бы избавиться от таких работников, но кто придет им на смену? И придет ли вообще? Это раньше шофер априори был человек образованный, интеллигентный и благонадежный, а сейчас? Для того, чтобы стать водителем, достаточно иметь права соответствующей категории, и все – как говорится, ни ума, ни фантазии.

А помнится, еще в 80-е годы прошлого века водители автобусов были людьми, весьма уважаемыми в обществе: они носили специальную форму, знали в лицо постоянных пассажиров, были вежливы со всеми, соревновались друг с другом за производственные показатели и в культуре обслуживания, имели систему квалификационных разрядов и возможность продвигаться по карьерной лестнице. Все это сейчас поросло, увы, быльем. Профессия водителя стала такой же непрестижной, как, например, дворника или грузчика. В нее водители идут или временно перекантоваться, или потому, что никуда больше не берут. Это не работа для интеллигентного, вежливого человека, так что стоит ли удивляться постоянным скандалам пассажиров с водителями автобусов? Однако государство должно об этом задуматься, ведь общественный транспорт – лицо самого общества.

Теперь о том, что при лицензировании планируется проверять качество всей транспортной инфраструктуры – остановок, автостанций, автовокзалов и прочего. Дело, конечно, хорошее и нужное, но стоит задуматься – а имеют ли к этому отношение перевозчики? На сегодня все, например, остановки общественного транспорта содержатся за счет городской и районных администраций, которые и должны изыскивать средства на их строительство, ремонт и обновление (часть средств поступает от городского центра размещения рекламы, что ситуацию меняет очень мало). А теперь окиньте мысленным взором наши автобусные остановки, особенно на окраинах города – многие из них построены еще при советской власти, и с тех пор к ним не прикасалась рука ремонтника. Да и новые стеклянные павильоны бьются с завидной регулярностью. Городские власти, конечно, еще получат с этой подлежащей лицензированию транспортной инфраструктурой ряд новых проблем, однако пассажиры общественного транспорта тут совершенно не при чем и не должны пострадать.

  

Павел Плотников

Оставить комментарий