Елена Налимова: В Саратове чем-то и зачем-то побелили 8 тысяч деревьев

22 мая 2018 - 07:37
В Саратове чем-то и зачем-то побелили 8 тысяч деревьев

Все знают, что весной в Саратове белят деревья, но никто не знает зачем. А также, каким составом покрывают тысячи стволов в городе. Это стало привычным бессознательным – в мае сотни рабочих, как зомби, выходят на дело с ведрами и кистями. На официальном сайте администрации появляются цифры: побелено столько-то тысяч… Все это называется «месячником по благоустройству», но не дает ответа на вопрос – зачем?! Зато его дают биологи. Когда они объяснили мне, что побелка взрослых неплодовых деревьев – это бессмысленное занятие, я стала воспринимать «месячник», как массовое помешательство с элементами прямого вредительства. Судите сами.
Садоводы покрывают известью плодовые деревья, чтобы насекомые не уничтожили будущий урожай. Но на осинах, тополях и вязах Саратова никакого урожая быть не может!
Ландшафтники при высадке молодых деревьев иногда покрывают стволы известью, чтобы молодую кору не обожгло весеннее солнце, особенно опасное ранней весной, когда лучи бликуют на белом снегу. Белый цвет побелки хорошо отражает солнце и покрывает ствол плотной коркой, которая защищает тонкую кору во время ночных и дневных перепадов температур. Именно поэтому молодые деревья белят в марте и апреле. А не в мае! Зайдите на любой сайт садоводов и убедитесь в этом.

Но в последнее время даже ландшафтные фирмы предпочитают более современные методы защиты молодых деревьев – их оборачивают специальной тканью или циновкой. Так защищают саженцы в Москве. В столице вы не встретите ни одного побеленного дерева.
А еще молодые плодовые деревья белят, чтобы закрыть «мелкие раны и трещины» на тонкой древесине. 

Гашеная известь после высыхания образуется прочную корку СаСО3 и защищает ствол. А теперь посмотрите на толстую кору саратовских тополей и ясеней – о каких трещинах может идти речь?
Кстати об извести. Рабочих с кистями, белящих деревья в Саратове, не раз ловили на том, что они орудуют вовсе не гашеной известью, а той же самой краской, которой красят бордюры (еще одно бессмысленное занятие «месячника благоустройства») – то есть водоэмульсионной краской, которая покрывает дерево не коркой, а полимерной пленкой и не только не несет пользы, но и вредит дереву.
С намерением выяснить, зачем каждый год мэрия посылает целую армию рабочих на бесполезную работу и во сколько эта бессмыслица обходится бюджету, я направила официальный журналистский запрос в администрацию.
Вот вопросы, которые были заданы. И на которые замглавы администрации по городскому хозяйству Роман Бусаргин предпочел ответить частично:


– Сколько всего деревьев было побелено в Саратове за март, апрель, начало мая 2018 года?
– Каким составом производилась побелка?
– Сколько средств было потрачено на состав, которым производилась побелка?
– Каковы источники финансирования этого мероприятия?
– Какие организации осуществляли побелку и на основании каких документов (муниципальных заказов)?
– С какой целью производится побелка деревьев в городе Саратове?

Как следует из официального ответа, к концу мая в Саратове было побелено 8 000 (!) деревьев. Это целый лес.
По поводу состава или краски Роман Бусаргин уклончиво ответил, что побелка производилась «специальным составом, безопасным для деревьев». Хотя, казалось бы, намного проще было написать «гашеной известью», если это была она. А «безопасным составом» можно назвать что угодно. Одним словом, следует признать, что даже замглавы города не знает, чем именно белили деревья в Саратове. Чем-то безопасным…
Далее Бусаргин снова повторяет, что это было сделано в рамках «месячника по благоустройству», а затем переходит к главному – целям мероприятия.
Оказывается, деревья в Саратове массово красят потому, что это «помимо эстетических целей выполняет множество РАЗНЫХ функций» (выделено мной). По версии администрации, основная задача побелки «защищать кору дерева от неблагоприятных условий окружающей среды».
«Кора дерева, – растекается Роман Бусаргин известью по дереву, – выполняет роль барьера, не позволяя вредителям, бактериям и инфекциям проникать к более глубоким и чувствительным тканям».
Становится тревожно, как же выживают деревья в лесу, где некому защитить их чувствительные ткани от бактерий. Да и эстетика в лесополосах сильно страдает… Но это лирика, а любые городские работы – это деньги. Однако на вопрос, во сколько обходится городу бесполезная побелка, замглавы администрации ответил коротко: средства из бюджета города не тратились. И это самый загадочный пункт в официальном ответе мэрии.
Целый месяц сотни рабочих (чье рабочее время стоит денег) с ведрами (которые стоят денег), наносили кистями (которые стоят денег) на тысячи деревьев некий белый раствор (который стоит денег). Но бюджету это ничего не стоило. Как такое возможно? Существует несколько вариантов ответа:
 

– В качестве рабочих использовали бесплатную рабочую силу – воспитателей, учителей студентов;
– Рабочих и все материалы предоставили в виде завуалированной взятки фирмы, заинтересованные в дальнейшем сотрудничестве с администрацией города и получении муниципальных подрядов;

О примерах таких взяток рассказал опальный застройщик Алексей Абасов, находясь под следствием. Как выяснилось, администрация не прочь использовать «внебюджетные источники». Согласно заявлению Абасова, чтобы получить землю для застройки он, например, покупал для города светильники.
Именно поэтому замглавы Роман Бусаргин предпочел не отвечать на вопрос, «какие организации осуществляли побелку и на основании каких документов (муниципальных заказов)?». Хотя ясно, как белый ствол дерева, что любые работы в городе должны проводиться через муниципальный заказ, все остальное – или благотворительность, или коррупция. В нашем случае вероятнее всего последнее.
Итак, каждый год в Саратове не напрямую из бюджета, но все же тратятся серьезные ресурсы на то, что сомнительно даже для дачных участков, а для городских ландшафтов не применяется уже давно. Зачем сотни человек покрывают неизвестно чем тысячи деревьев, не могут ответить даже чиновники, которые заказывают эти работы.
В то же время ждут рабочих рук тысячи реальных городских проблем – от открытых люков до затоптанных в пыль газонов. Но администрация работает просто и примитивно, подчиняется рефлексами, делает что-то и зачем-то. Да и сама она очень напоминает нечто.

Оставить комментарий