Портал "Медуза" опубликовал подборку фактов из истории СССР 30-х годов, свидетельствующих об "охоте на свастики"; коллекция открывается случаем из жизни советских школьников Саратова, которые взялись распускать слухи о "тайных фашистских знаках" на платье одноклассницы.
Авторы "Медузы" излагают историю по скану документа, опубликованному в блоге историка Алексея Сергеева. В ноябре 1937 года ученица 10 класса Саша Коровина сказала своей однокласснице Любе Перервиной: "Люба, я как будто замечаю на твоем платье фашистские знаки". Вскоре по школе стали распространяться слухи о неких знаках на платье Перервиной. Их обсуждали на всевозможных собраниях, и закономерным итогом стал визит в учебное заведение сотрудников НКВД. Лейтенант Радин по итогам проверки указал в справке, что с платьем все в порядке: "Фланелевое платье Перервиной сшито из материала советской выработки, купленного ее родителями в Ершовском Райпотребсоюзе, а изображенные рисунки на платье не имели даже и отдаленного тождества с фашистским знаком-свастикой". Офицер отчитал учителей и учеников за то, что подняли суету и распространяли небылицы.
"Несмотря на это, - говорится в документе, - версия сходства рисунка с фашистским знаком в среде учащихся не только не прекратилась, но упорно культивируется до последнего времени и выражается действиями". Действия неизвестных хулиганов заключались в рисовании свастики - например, на шкафу с музыкальными инструментами.
В перечне исторических эпизодов, опубликованных "Медузой", оказались истории, закончившиеся трагически: советских художников Михаила Смородкина и Павла Малевича отправили в лагеря за то, что те якобы расположили микроскопические свастики на переработанных для обложек школьных тетрадей портретах Пушкина. Поиск свастик стал настоящей манией - их искали на пионерских значках и галстуках, на фотографиях "благонадежных" политических деятелей и т.д.
Напомним, 20 апреля 2015 года в Волжский районный суд Саратова признал журналиста Сергея Вилкова виновным в публичном демонстрировании нацистской символики и оштрафовал его на одну тысячу рублей. Журналист не раз подчеркивал, что придерживается антифашистских воззрений, и демонстрация фашистской символики в коллаже, который он опубликовал на своей странице, не является пропагандой соответствующей идеологии, но суд признал Вилкова виновным.