Главная / Издания / Стандарт первоклассника

Стандарт первоклассника

Стандарт первоклассника
15 февраля 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

Пока вся страна обсуждает новые образовательные стандарты для старшеклассников, почти 5 тысяч первоклашек из пилотных школ Саратовской губернии учатся по новой образовательной системе.

Семилетки проводят в классах по пять-шесть уроков, изучают компьютер, занимаются проектной деятельностью, слушают лекции по военно-патриотическому воспитанию и изо всех сил стараются соответствовать стандарту, под который их пытаются подогнать чиновники. Родители подопытных первоклассников в ужасе, учителя — в растерянности.

Урок компьютерной грамотности

В отличие от новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов) для средней и старшей школы, ставших главной темой обсуждения на прошлой неделе, стандарты для начальной школы прошли на удивление тихо. Видимо, еще не пришло время кричать «караул» — обязательными для всех без исключения учебных заведений они станут с 1 сентября  2011 года. Пока новая система прокатывается на пилотных школах: таких в России более двухсот, в Саратовской области в проекте участвуют 124 школы (22 — в Саратове) и более 5 тысяч первоклассников.

Что же представляют собой новые ФГОСы для начальной школы, о которых пока говорят только шепотом? На сайте Минобразования РФ — 30 страниц сухого текста, в жизни — полная ломка привычной образовательной системы. Единственное, что осталось прежним, — количество предметов и учебных часов. Все остальное меняется в корне. К примеру, многие учителя (да и родители) были уверены, что начальная школа должна научить ребенка считать, читать и писать. Оказывается, эти требования уже устарели, и теперь в той же области чтения главной задачей будет не скорость слов в минуту, а умение осознанно читать текст, анализировать его, искать в нем нужную информацию. Без ошибок придется писать не только привычные диктанты, но и электронные письма, а также SMS-сообщения.

В новых стандартах особое внимание уделено умению младшеклассников работать с компьютером и современными информационными носителями. К четвертому классу ученик должен овладеть иностранными языками, уметь набирать на компьютере текст не только на русском, но и на английском языке, делать компьютерные презентации, сканировать, заниматься компьютерным моделированием. Помимо всего прочего дети обязаны овладеть клавиатурным письмом — то есть «слепым» десятипальцевым набором текста. И это список «обязанностей», который требуется от детей 6-11 лет. Хороший размах, не правда ли?

Но от учителей теперь требуется еще больше — не только вбить в голову ребенка правила и формулы, но и научить использовать их в повседневной жизни.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Татьяна Зузлова, методист по начальным классам МУ «Городской методический центр»:

— Согласно новым стандартам, полученные ребенком знания не должны быть мертвым грузом: правило выучил, но ничего не понял. Школьника нужно научить свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их применять в жизни, искать новую информацию. То есть первоклас­сник должен не просто научиться считать, а знать, что такое число, сколько это — мало или много, где его можно применить, уметь правильно задавать вопросы. Невозможно от школьника, который несколько лет только зубрил, потребовать рассуждений и анализа, этому нужно учить с первого класса. Да, многим учителям придется перестраиваться, особенно тем, кто работает в школе давно и привык к старым образовательным стандартам.

Еще бы не трудно! Проще стукнуть указкой по парте, заставить детей пять или шесть раз повторить правило на уроке, а потом записать его в тетрадь — и дело сделано. Теперь придется объяснять учебный материал понятным для вчерашнего дошколенка языком, учить детей дискутировать, высказывать свое мнение. И с этой частью стандарта невозможно не согласиться: ведь если бы в начальной школе марьиванны вели преподавание на нужном уровне, не было бы столько абитуриентов, делающих примитивные орфографические ошибки в словах. К слову, на прошлой неделе в СГУ состоялся ученый совет, на котором декан одного из факультетов пожаловался, что первый семестр первокурсников уходит не на учебную программу, а на то, чтобы ликвидировать школьную безграмотность.

Однако пока никаких новых учебников, в которых детей учили бы писать диктанты не только ручкой, но и в электронном виде, нет. Максимум — многочисленные пособия и методички, на которые ориентируются учителя, работающие в пилотных школах. Может быть, что-то поменяется в системе высшего профессионального образования? И молодых педагогов с вузовской скамьи будут ориентировать на новые школьные стандарты?

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий Прохоров, доктор физико-математических наук, профессор, директор Саратовского педагогического института СГУ:

— Мы готовим учителей начальных классов по старым программам, и у нас ничего не изменилось в их подготовке. Конечно, новые программы обучения разрабатываются, и возможно, они вступят в силу уже осенью текущего года. Но ведь должно пройти время,  прежде чем мы выпустим этих молодых преподавателей. А до тех пор кто будет преподносить детям знания в новом формате? Молодых учителей, которые сообразительны, креативны и восприимчивы к новому, в наших школах крайне мало, большая часть школьных педагогов — пенсионеры. Поэтому я даже не представляю, как новые образовательные стандарты будут реализовываться не на бумаге, а в жизни.

Действительно, сложно представить шестидесятилетнюю педагогиню, с азартом объясняющую малышам способы поиска информации в интернете или обучающую их грамотному написанию SMS-сообщений.

Слабых — в резервации?

В новых образовательных стандартах есть еще один пробел, о котором разработчики даже не упомянули. Это разный подготовительный уровень первоклашек, часть из которых умеет бегло читать, а другая даже не знает букв. Большинство директоров саратовских школ, участвующих в эксперименте, стараются делать хорошую мину при плохой игре, заявляя, что все первоклассники в их школе сильные и талантливые уже с пеленок. Единицы честно признаются в существующих проблемах.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Светлана Рябцева, завуч МОУ СОШ № 7 города Саратова:

— Новые стандарты у нас тяжело, но приживаются. С учителями свои сложности — приходится ломать мышление педагогов, перестраивать их на новый лад, с детьми — свои. В эксперименте участвуют два первых класса, в одном детишки подготовленные, а в другом из 26 учащихся — 13 из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, есть малыши, живущие с опекунами. Как выкручиваемся из положения? Занимаемся с ними дополнительно, подтягиваем изо всех сил,  беседуем с родителями.

Школьные учителя, попавшие в «экспериментальный переплет», не стесняются в выражении своих чувств. Хотя просят не называть их фамилии во избежание неприятностей.

— Представляете, в этом учебном году из 22 моих первоклассников 9 человек не знают цвета, у 12 абсолютно не развита память, а семеро впервые услышали сказку про репку, — рассказывает Елена Ильина (фамилия изменена), учитель младших классов одной из саратовских школ. — Недавно мы учили стихотворение про зиму, из шести строк — большинство его вольно пересказали. И как с такими детьми работать по новым стандартам? Я понимаю, что часть малышей из неблагополучных семей, с ними никто не занимался, а первые книги они только в школе увидели. Но честно говоря, я не знаю, как сумею научить такого ребенка оценивать количественные и пространственные отношения, как того требует новый стандарт. И такая ситуация у многих моих коллег, особенно тех, кто работает на окраине, просто они не решаются ее озвучивать.

Действительно, разработчики стандартов почему-то не озаботились вопросом, насколько эффективными будут ФГОСы в тех учебных заведениях, где слабых первоклашек из неблагополучных семей большинство.Согласно свежим исследованиям Института развития образования Высшей школы экономики, примерно треть российских школ можно назвать проблемными. Еще 23% являются наиболее неблагополучными, а 6% находятся в крайне опасном положении. Это значит, что количество правонарушений в них в несколько раз выше среднего уровня, как и число учащихся, а средние баллы по ЕГЭ значительно ниже показателей по стране и региону. В неблагополучных школах учатся дети-сироты, ребятишки из неблагополучных семей, дети мигрантов. И по понятным причинам родители не могут обеспечить им даже отдельного места для занятий, не говоря уж о компьютере. Как считает Исаак Фрумин, директор Института развития образования Высшей школы экономики, необходимо срочно разработать программу поддержки слабых школ. Иначе они могут превратиться в «резервации», куда будут вытеснять детей из благополучных учебных заведений. Дабы не портить статистику и не мешать претворению в жизнь новых образовательных стандартов.

Драмкружок, кружок по фото….

Но больше всего вопросов вызывает вторая часть нового образовательного стандарта для начальной школы. Если обучение малышей компьютерной грамоте вызывает удивление, но вполне вписывается в современную жизнь (по данным института социологии РАН 79% российских школьников имеют дома компьютер), то так называемая «внеурочная работа», которой будут заниматься первоклашки под руководством все тех же многострадальных школьных педагогов, вводит в состояние ступора.

На первый взгляд, внеурочная нагрузка представляет собой обычную «продленку», совмещенную с кружками по интересам, и занимает 10 часов в неделю. Но чиновники из Минобразования сделали акцент: внеурочная деятельность является обязательной частью учебного процесса, то есть с 1 сентября 2011 года все первоклассники обязаны посещать эти занятия.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Михаил Орлов, заместитель министра образования, начальник управления общего образования Саратовской области:

— Внеурочная часть — это не просто кружки, а продолжение учебного процесса. С переходом на новые стандарты образования внеурочная работа станет обязательной, знания и умения школьников будут развиваться как в урочное, так и внеурочное время.

Проще говоря, к 20 учебным часам в неделю добавится еще 10, во время которых малыши-первоклашки будут обязаны «продолжать учебный процесс». Сегодня, согласно статистике, около 38% первоклассников имеют отклонения в здоровье. Что же будет, когда вчерашние дошколята станут проводить в школьных стенах еще больше времени? И куда смотрят российские педиатры, давшие добро на такую странную принудительную систему стандартов?

Министерством образования РФ даны несколько основных направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, воен­но-пат­риотическое, проектная деятельность и другие, но администрация школы имеет право добавить и свои предложения. Дети могут играть в шахматы, петь, танцевать, лепить или ходить на экскурсии. Но все это — после уроков и 45-минутного перерыва. И обязательного обеда, который пока оплачивается из кармана родителей.

Не в рублях счастье

Внеурочная часть вызывает массу вопросов как у родителей, так и у педагогов.

— Со следующего учебного года, когда образовательные стандарты вступят в силу, я не смогу водить свою дочь в детскую художественную школу, — рассказывает Ирина Мельникова, мама дочери-первоклассницы. — Потому что после шести уроков сделать это невозможно, ребенок придет домой только к вечеру, а отказаться от обязательных двухчасовых кружков в школе мы не сможем. Да, там тоже есть художественно-эстетический кружок рисования, но его ведет школьный учитель рисования. Видите разницу?

Получается, что деятельность секций, кружков и детских курсов полностью перейдет в ведение школы. Вот только пригласить для того же кружка рисования педагога из художественной школы администрация учебного заведения вряд ли согласится, поскольку в этом случае учителя сильно потеряют в зарплате. Ведь внеурочная работа, напоминаем, будет частью учебного процесса, а значит, станет входить в обязанности педагога.

Но главная издевка чиновников от образования заключается в том, что переход на новые образовательные стандарты никак не поспособствует увеличению зарплаты учителей младших классов. Им не дадут никаких прибавок, не увеличат оклад. Обязанностей и головной боли у педагогов прибавится, а денег — нет.

И можно ли после этого рассчитывать, что учителя с горящими глазами будут составлять конспект урока, готовить портфолио на каждого ученика (еще одно новшество стандартов), заполнять кипу бумаг и разрабатывать план проектной работы для первоклашек? А также любить наших детей, способствовать их познавательному и общекультурному развитию, как того велят новые стандарты?

Ирина Лихоман

Оставить комментарий