Главная / Издания / Свой счет

Свой счет

Свой счет
07 декабря 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№51 (746) 7-14.12.2011

Школьные библиотеки губернии не в состоянии обеспечить всех учащихся современными учебниками. И хотя на эти нужды выделяются неплохие средства из областного бюджета, далеко не все муниципалитеты считают закупку учебников делом первостепенной важности.

В результате, в библиотеках остаются только устаревшие учебные пособия, а родители школьников вынуждены каждый год тратить по 2-3 тысячи рублей на покупку книг.

Страна невыученных уроков

На прошедшем в сентябре этого года V Всероссийском форуме школьных библиотекарей России было объявлено, что 69% библиотечных фондов городских школ изношены, а в сельских эта цифра достигает 90%. Педагоги школ Саратовской губернии подтверждают, что художественной литературы в школьных библиотеках становится все меньше, а вот с учебниками ситуация обстоит получше.

Как сообщили в министерстве образования Саратовской области, на сегодняшний день обеспеченность учебниками за счет средств бюджета составляет в среднем 80%. Но несложно догадаться, что это «средняя температура по больнице». Иначе откуда тогда взялись бы такие громадные очереди в книжных магазинах в преддверии Дня знаний?

Как объяснил Михаил ОРЛОВ, заместитель министра, начальник управления общего образования министерства, лучше всего школы обеспечивают учебниками детишек с 1-го по 4-й класс (93%). По основной школе, то есть 5-9 класс, ситуация немного иная — школьные библиотеки могут обеспечить учебниками 78% учеников. А вот в старшей школе (10-11 классы) проблему сложно решить из-за профильного обучения: ведь учебник не всегда удается передать «по наследству», поскольку не факт, что школьник выберет именно этот профиль. В результате обеспечение учебниками старшеклассников составляет всего 68%. И это опять же средние цифры.
Саратовчанка Елена Петрова, мама девятиклассницы, обучающейся в одной из престижных школ Заводского района, в этом году покупала на собственные деньги половину от всех необходимых учебников. Некоторые приходилось заказывать через интернет, поскольку в саратовских книжных магазинах нужную литературу найти не удалось. Покупка «онлайн» увеличила стоимость учебника на треть за счет пересылки. Так, вместо 240 рублей Елене пришлось выложить за учебник по английскому языку 330 рублей. В результате покупка одних только книг встала в 3,5 тысячи рублей, не считая тетрадей и других необходимых для школы канцтоваров.

Еще одна родительница, Екатерина Новицкая, рассказала, что в двух школах Ленинского района администрация учебного заведения придумала свой вариант обновления школьного библиотечного фонда: в конце года ученик приносил в школьную библиотеку купленные на деньги родителей книги и вместо них получал учебники на новый учебный год. В Октябрьском районе мамочки из родительского комитета просто устроили «аукцион»: немного потрепанные учебники продавались и покупались в два раза ниже первоначальной цены.

Впрочем, поверить в то, что почти все первоклашки области оказались полностью обеспечены учебниками, довольно сложно. Несколько крупных саратовских родительских форумов буквально забиты сообщениями молодых мамочек, вынужденных этим летом покупать учебники для первоклашек и второклашек самостоятельно. Как оказалось, по программе «Школа 2100», нынче очень популярной в лицеях и гимназиях области, довольно трудно найти полный комплект учебников и пособий. Каждый учебник продается отдельно, и в поисках книг родителям приходилось объезжать все книжные магазины города. Легче всего комплект было заказать в интернете, но за 3 тысячи рублей, в отличие от магазинных 1800-2300.

ОБЖ — за свои «кровные»

Так кто же виноват в том, что в школьных библиотеках не хватает учебных пособий на всех учеников? В минобразования кивают на муниципалитеты.

На обеспечение учебного процесса областной бюджет ежегодно выделяет 84,7 млн рублей, из которых 63,6 млн рублей — на замену учебников. Понятно, что за один год эту проблему не решить, посему четыре года назад областное министерство поставило муниципалитетам задачу постепенно обновлять школьный библиотечный фонд. Сначала обновили 1-4 классы, затем 5-9, теперь стоит задача закупить учебники для старшеклассников, что затрудняет, как было сказано выше, профильное обучение. Однако здесь существует одно «но». Получив деньги из областного бюджета, муниципалитеты имеют право самостоятельно решать, направить деньги на закупку учебников или же на другие расходы по обеспечению учебного процесса.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Михаил ОРЛОВ, заместитель министра, начальник управления общего образования министерства образования Саратовской области:

— В области картина обеспечения учебниками довольно пестрая. Есть районы, которые выбрали для себя приоритет по закупке учебников: Балашов, Вольск, Новоузенск практически на 100% закрыли проблему с учебниками. Или маленькая Екатериновка — там учебниками обеспечены 98% школьников. Но есть районы, которые значительно отстают. В Духовницком районе процент охвата школьников бесплатными учебниками составляет 67%, в Питерском — 60%, Федоровском — 68%, Самойловском — 70%. Поэтому если родителям, особенно учащихся с 1 по 9 класс, предлагают купить учебники за свой счет, то это, прежде всего, вопрос к местной власти, деньги областью на эти цели были выделены. Это вопрос выбора местной властью приоритетов в расходовании средств областного бюджета.  

По факту же получается, что найти виновного в ежегодных родительских «школьных» тратах невозможно. Поскольку, хотя область и выделяет денежные средства, муниципальная власть всегда может сказать, что покупка тех же методических пособий гораздо важнее приобретения книг.

В самих районах области ситуация с учебниками, действительно, «пестрая». Как рассказала Татьяна БЕСПАЛОВА, библиотекарь средней общеобразовательной школы села Памятка Романовского района, 100% обеспечения школьников учебниками на ее памяти не было. Сегодня примерно большая часть детей (около 70%) получили книги в библиотеке, но почти постоянно приходится покупать на свои средства биологию, географию, экологию, ОБЖ, физкультуру и еще несколько предметов.

Слова замминистра подтверждают в городе Вольске. В средней общеобразовательной школе № 11 города Вольска все школьники получили бесплатные учебники.

— Все средства, которые идут на обеспечение учебного процесса, мы тратим на закупку учебников, — рассказала директор школы Наталья Шведова. — Зато от родителей никаких претензий и все довольны.

В школе села Борисоглебовка Федоровского района оснащенность учебниками всего 68%. Как поясняет директор школы Инна Николаева, ученики младших классов, с 1-го по 4-й, полностью укомплектованы учебной литературой, а вот старшим классам приходится покупать немало учебной литературы, в числе которых обновленные учебники по русскому языку, изобразительному искусству, труду и другим предметам. Оснащенность 5—9 классов — 63%.

Но в следующем году федеральные чиновники от образования обещают ввести в пилотных регионах школьные электронные учебники, представляющие собой устройство подобие «ридера» — технического средства для чтения книг. Планшет будет вмещать в себя все необходимые учебники, его ориентировочная цена составит 12-14 тысяч рублей. Закупка будет осуществляться из бюджетных денег. Правда, многие саратовские учителя не понимают необходимости таких трат, поскольку в крупных лицеях и гимназиях некоторые ученики давно ходят на уроки с ноутбуком и при желании могут получить материалы по теме урока в электронном виде.

История с географией

Немаловажный момент: если раньше все школы страны учились по единой программе и стандартным учебникам, то теперь от их многообразия буквально идет кругом голова. Иногда создается впечатление, что авторы школьной литературы соревнуются друг с другом, кто чаще переиздастся и больше напишет. Причем, как отмечают саратовские родители, книги одного автора по одному и тому же предмету, но изданные в разные годы, могут отличаться друг от друга по содержанию. К примеру, одинаковые задачи находятся на разных страницах.

Относительный порядок навели несколько лет назад, когда был составлен федеральный перечень учебников, допущенных Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в школах. К примеру, на учебный 2011-2012 год в перечне 1872 учебника (рекомендованных и допущенных). Как говорится, есть из чего выбрать. Но дабы школы не захлебнулись в этом обилии учебной литературы, в Саратовской области был составлен свой, региональный перечень учебников, в котором книг на порядок меньше. И местные школы могут выбрать из него либо учебно-методический комплект, который рассчитан сразу на обучение в начальной школе (1-4 класс), или основной (5-9 класс), либо отдельные учебники.

Тем не менее, несмотря на огромное количество авторов и учебных пособий, которые переиздаются едва ли не ежегодно, преподаватели вузов считают, что некоторые учебники быстро устаревают.

— С экономической географией часто бывают нестыковки, — говорит Марина Кудрявцева, заместитель декана по учебной работе географического факультета СГУ. — Экономика у нас меняется довольно часто, в ней много нюансов, поэтому составители учебников просто не успевают отслеживать ситуацию. Новые знания вчерашние абитуриенты получают уже у нас.

Кстати, об учебниках географии не так давно резко высказались в МГУ, указав, что именно в географии существует самый большой разрыв между современными представлениями о науке и тем, как она преподается в школе. По словам преподавателей столичного вуза, практически ни в одном учебном пособии нет ни слова о современных технологиях изучения земли, хотя эти знания активно используются в геохимии, гидрологии, климатологии.

Но вместо того чтобы дорабатывать те учебные дисциплины и учебные пособия, которые имеются на сегодняшний день, в школах вводятся новые курсы. Со следующего года во всех регионах России, в том числе и Саратовской области, начинается преподавание «Основ религиозных культур и светской этики». Как сообщили в минобразования области, учебные пособия для этого курса будут целиком и полностью закуплены на бюджетные деньги, поэтому родителям не стоит беспокоиться о новых затратах.

В вузах же до сих пор не могут понять, почему одни предметы исчезают из школьной программы навсегда, а другие появляются там с непонятными целями. Взять, к примеру, ту же астрономию, которая на сегодняшний день окончательно ушла из школьной программы.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Михаил БОГДАНОВ, доктор физико-математических наук, профессор кафедры метеорологии и климатологии географического факультета СГУ им. Чернышевского:

— Нам приходится читать первокурсникам курс астрономии, то есть фактически объяснять школьную программу. Поскольку знаний по этому предмету нет вовсе, ведь астрономию в школах перестали преподавать. Хотя это очень важная наука, и когда ее убирали из курса школы, то обещали, что вопросы астрономии будут рассматриваться в курсе физики и математики, но ничего этого так и не произошло.

Зато чиновники от образования без устали придумывают новые школьные предметы, благо теперь волю фантазии можно дать в рамках новых федеральных стандартов образования. Какие только предметы за последний год не предлагались! «Политическая социология», «Россия в мире», «Русская словесность» и другие. Предметов и учебников становится все больше, вот только отразится ли это на качестве знаний школьников — большой вопрос.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий