Главная / Издания / На выход с вещами

На выход с вещами

На выход с вещами
18 июля 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№30 (778) 18-25.07.2012

Саратовских должников лишат крыши над головой?

Скоро кредиторы смогут отбирать у должников жилье, даже если оно является их единственным домом. Конституционный суд РФ обязал законодателей внести соответствующие поправки, а это значит, что в ближайшее время в стране вырастет армия бомжей. В Саратовской области около 400 тысяч должников, кто из них лишится крыши над головой?

Квартиру за долги… недорого

Сегодня долги даже в несколько миллионов рублей не позволяют конфисковать у должника квартиру или дом, если они представляют его единственное жилье. На правовом языке это называется имущественным (исполнительским иммунитетом) и прописано в статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ. Но скоро ситуация может измениться.

На днях Конституционный суд РФ вынес решение ограничить предусмотренный законодательством имущественный иммунитет на единственное жилье должника и внести соответствующие изменения в законодательство. Правда, с некоторой оговоркой: если размер этого жилья превышает средний, а его стоимости хватит для оплаты долга. В Госдуме уже начали работу над поправками, и осенью документ планируется к рассмотрению. По словам законодателей, сейчас важно определить единую на всю страну социальную норму жилья, поскольку в каждом регионе она своя.

На практике же это получится так. Если должник имеет жилье больше установленных социальных норм, то его квартира или дом конфискуется, выставляется на торги и продается. Из вырученных за продажу недвижимости средств возвращается долг кредитору, оплачиваются судебные издержки, остаток же денег возвращается бывшему владельцу. Правда, здесь возникает вопрос: хватит ли этого остатка, чтобы купить новое жилье? Ведь если после продажи коттеджа и расчета с долгами у человека останутся средства хотя бы на «однушку» на окраине города, то после продажи той же «однушки», пусть даже в центре, денег может не хватить даже на комнату в коммуналке. И куда в этом случае деваться должникам?

Общественность, обсуждающая инициативу Конституционного суда, разделилась на два лагеря. Сторонники говорят, что поправки назрели давно, поскольку в стране немало случаев, когда мошенники, обманувшие население, или должники, имеющие миллионные долги перед банками, спокойно живут в пентхаусах или собственных особняках, конфисковать которые нельзя — ведь это единственное жилье. Противники решения утверждают, что новая норма поспособствует увеличению бомжей, поскольку от нововведения пострадают преимущественно те, кто по глупости набрал кредитов или накопил долгов по ЖКУ. К примеру, на сегодняшний день самый большой долг по ЖКУ в Саратовской области превышает 120 тысяч рублей.

Впрочем, Конституционный суд не первый, кто инициирует подобные решения. Несколько лет назад депутаты «Единой России» предложили продавать жилье неплательщиков на торгах для уплаты их долгов. Согласно данному законопроекту, который разработчики дважды вносили на рассмотрение Госдумы, уже с шестимесячной задолженностью по квартплате и коммунальным услугам можно лишиться квартиры. При этом законопроект не пояснял, куда будут выселять граждан, лишившихся своего жилья за долги по оплате ЖКХ.

Кредитная метка

Как говорят саратовские эксперты, не факт, что даже с принятием поправок состоятельные кредиторы добровольно откажутся от своего жилья. Тем более что существует немало способов избежать конфискации.

— Переписать свое имущество на другое лицо можно успеть даже после возбуждения исполнительного производства (на это отводится срок до 5 дней), — высказывает свое мнение юрист Александр Садченко. — То есть если у человека есть деньги и возможности, он постарается сделать все, чтобы сберечь свою недвижимость. Поэтому я вижу в подобной инициативе только минусы: пострадают неблагополучные семьи, которые имеют многолетние долги по жилищно-коммунальным услугам; должники, которые попали в долговую кабалу к банку по глупости или правовой безграмотности; а также жертвы мошенников.

Напомним, что Саратовская область прославилась на всю страну «деревнями миллионеров», чьи жители должны банкам огромные суммы денег. В селе Пригорки Перелюбского района едва ли не каждый второй оказался должен банку по полмиллиона рублей или выступил поручителем по кредиту. Пригорчане сообщили, что взять кредиты под угрозой увольнения, их вынудил председатель сельхозартели, объяснив, что деньги нужны для того, чтобы удержать хозяйство на плаву. Судебные приставы конфисковали у сельчан все наиболее ценное — телевизоры, холодильники, земельные паи. Больше брать у жителей маленького села оказалось нечего. Сегодня часть исков в перелюбском селе банк отозвал, но около 25 производств находятся на исполнении. В долговой кабале оказались и жители села Лопуховка, что в Аткарском районе. Кредиты на сумму от 100 тысяч до 2 миллионов рублей своих работников заставило взять руководство комбината хлебопродуктов. С 2007 года эти неподъемные суммы увеличились почти вдвое.

Но и без участия мошенников в Саратовской области хватает должников.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Владимир Моисеенко, главный специалист-эксперт группы по взаимодействию со СМИ Управления федеральной службы судебных приставов по Саратовской области:

— На сегодняшний день в Саратовской области свыше 400 тысяч должников, из которых 360 тысяч — физические лица. Если привести примерную разбивку по категориям исполнительных производств, то получится, что около 20 тысяч производств о взыскании задолженностей за ЖКУ; 23 тысячи — кредиты, о взыскании алиментов насчитывается немногим более 18 тысяч производств. Исполнительных производств о взыскании штрафов ГИБДД в настоящий момент 33 тысячи, но, как правило, это некрупные суммы. У саратовцев имеются и большие долги по 3-5 миллионов рублей, один из самых крупных на моей памяти — долг перед банком в пределах 15 миллионов рублей.

В этом отношении интересна инициатива бурятских судебных приставов, подписавших договор с местной епархией о трудоустройстве должников при монастырях. Работая при монастыре, человек будет получать официальную зарплату, из нее будет вычитаться 20-30% заработка, который пойдет на уплату задолженности. В среднем в монастыре работник невысокой квалификации получает 10-20 тысяч рублей в месяц. Квалификацией выше — 15-25 тысяч рублей. Например, рабочий-строитель в монастыре Оптина пустынь зарабатывает 12-16 тысяч рублей в месяц. К слову, это первый случай в России, когда православная церковь берется за трудоустройство мирян-должников в подведомственных ей организациях. От Саратовской епархии подобных предложений пока не поступало.

Пакуйте чемоданы

По мнению эксперта — юриста Вадима Зубова, идея конфискации единственного жилья не нова, поскольку каждому юристу известная ситуация, когда должник один проживает в «единственной для него» 3-комнатной квартире в центре города, но расплачиваться по долгам путем продажи данной квартиры или ее размена не желает. Хотя здравый смысл подсказывает: расплатись по долгам и живи спокойно. Эксперт также обращает внимание на то, что Конституционный суд обязал законодателя предусмотреть гарантии сохранения жилищных условий для должника и членов его семьи, необходимых для их нормального существования. Поэтому хочется верить, что семьи не будут выселять на улицу по долгам одного из родителей. Но тем не менее нововведение несет в себе один опасный момент.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Вадим ЗУБОВ, юрист фирмы «Зубов и партнеры»:

— Многие люди преклонного возраста проживают в одиночестве в двух-, трехкомнатных квартирах и имеют долги по коммунальным платежам, поскольку пенсии на их уплату банально не хватает. Но разменять свою квартиру пенсионеры не спешат, так как готовят их «для детей их внуков», хотя наследники далеко не всегда помогают своим родителям. Следовательно, здесь возможно массовое изъятие «лишней жилой площади» у тех, кто не справляется с ее обслуживанием.

С одной стороны, это логично, не можешь платить за коммуналку, не хватает сил и денег — уменьши размер квартиры до реального. Не уменьшил сам — помогут приставы. Однако можно представить, какой социальный бунт поднимется в обществе, если пенсионеры, малообеспеченные и многодетные семьи начнут терять собственное жилье.

Единственное, что может успокоить должников, — это дальнейшая судьба решения Конституционного суда РФ. Известно, что начиная с 2003 года Конституционный суд вынес семь (!) определений по 446 статье Гражданского процессуального кодекса, в которых обращался к законодателю, чтобы тот установил пределы обращения взыскания на жилье должника. Но никаких изменений так и не произошло.

— Да, действительно, Конституционный суд РФ принял такое решение, но само по себе оно не содержит процедуры его исполнения, поэтому фактически не может быть применено на практике, — высказывает свое мнение Дмитрий Комраков, член коллегии адвокатов Саратовской области «Адвокат». — Необходимо, чтобы законодатель принял закон, изменяющий нормы Гражданского процессуального кодекса, однако ничего подобного еще не было сделано. Не разработаны нормы жилой площади, в пределах которой не может быть обращено взыскание; не проработана процедура взыскания задолженности в пользу должника за счет недвижимого имущества; не определено разрешение иных вопросов, которых имеется огромное количество.

Как поясняют эксперты, судебные решения Конституционного суда не являются источником права. Судьи лишь постановляют, а законодатели уже будут вносить поправки и менять законодательство. Если, конечно, захотят. Пока должникам везло, а может быть, власть имущие не хотели нагнетать ситуацию в стране. Однако тот факт, что в Госдуме РФ уже начали работу над законопроектом, говорит о многом.

СПРАВКА МК.

Что нельзя конфисковать у должника

Табу на конфискацию представляет собой единственное жилье, а также земельный участок, на котором находится единственное жилье должника. Приставы не могут описать земельный участок, предназначенный для сельскохозработ, сельскохозяйственных племенных, рабочих и молочных животных, семена и корма, энергоресурсы для отопления жилья и ежедневного приготовления пищи. Судебные приставы не вправе наложить арест на транспорт и иные предметы, необходимые должнику-инвалиду. Закон запрещает описывать имущество, предназначенное для выполнения профессиональной деятельности должника (за исключением вещей, стоимость которых превышает 100 МРОТ). Помимо этого, у должника нельзя взыскать предметы домашней обстановки и обихода, обувь, одежду, за исключением предметов роскоши и драгоценностей; продукты питания на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий