Главная / Издания / В рабочем порядке

В рабочем порядке

В рабочем порядке
05 июня 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№24 (825) 5-12.06.2013

В Саратовской области упраздняют ПТУ: что придет им на смену?

С нового учебного года такое понятие, как «профессиональное техническое училище»,  перестанет существовать. Федеральный закон «Об образовании» отменил начальное профессиональное образование как отдельную ступень, и теперь учебные учреждения продолжат работу в ином статусе и с новым названием. Насколько болезненными окажутся перемены и поменяется ли в училищах что-либо помимо вывески, выяснял «МК» в Саратове».

Заложники реформ

Серьезные перемены, в скором времени ожидающие систему профессионального образования, обещают стать для одних училищ  шансом подняться на ступеньку вверх, а для других — так и остаться учебным учреждением, выполняющим социальные функции. Соответствующий закон, который вступает в силу с 1 сентября 2013 г., предполагает постепенное преобразование учреждений, выпускающих специалистов с начальным уровнем профобразования.

Но уже сейчас некоторые российские регионы, ссылаясь на новый федеральный закон «Об образовании», планируют закрыть часть профессиональных училищ. Так происходит, к примеру, в Башкирии, где власти объявили о том, что под сокращение попадут сельские училища, не дающие необходимых знаний для получения профессии и выпускающие специалистов, потребность в которых в регионе не слишком высока.

В Пермском крае к 2014 г. вообще не останется ПТУ, о чем сообщила заместитель правительства Пермского края по социальной политике Надежда Кочурова. Она рассказала, что «все профтехучилища постепенно сойдут на нет. Дети будут учиться в рамках среднего специального образования, и этот процесс планируется провести в течение 2013 г., который является переходным. К 1 января 2014 года у нас останется только система среднего профессионального образования», — отметила вице-премьер, ссылаясь все на тот же документ.

В Саратовской губернии, на удивление, все спокойно. Чиновники клятвенно заверяют, что для самих ПТУ ничего не изменится и никаких сокращений и оптимизации не будет. Чем объяснить это явление: в различных регионах по-разному трактуют федеральный закон или местные чиновники от образования просто не желают сейчас поднимать волну народного гнева?

Сегодня в Саратовской губернии работает 32 государственных учреждения начального профессионального образования, а также 42 учреждения среднего профессионального образования. В профессиональных училищах обучаются 12,5 тыс. человек, в техникумах — 43,5 тыс. учащихся.

В Минобразования успокаивают: уходит старый тип учебных учреждений, но программа начального профессионального образования остается и будет реализовываться двухступенчатой системой. То есть возможность получить рабочую специальность после девяти классов останется, но, проучившись два года, будущий слесарь или монтажник может остаться в том же учебном заведении и доучиться на второй ступени, получив среднее специальное образование. Для этого ему не надо будет заново поступать в техникум: двухступенчатая система должна быть реализована в каждом бывшем ПТУ.

Но на самом деле все обстоит не совсем так. Не каждое профессиональное училище сможет стать «два в одном» и вести программы как начального, так и среднего специального образования. Получается, что те, кто не смогут дотянуться и перестроиться, будут закрыты? Областные чиновники опровергают эту версию.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Олег Афонин, заместитель министра образования Саратовской области, начальник управления учреждений профессионального образования:

— Неверно говорить, что система профессионального начального образования разрушается, это не так. Она, в соответствии с требованиями времени, переживает необходимый ребрендинг, вливаясь в систему среднего профессионального образования. В результате чего выпускники новых учреждений, которые теперь получат название «профессиональные образовательные организации», смогут получить не только профессиональные навыки, но и диплом о среднем профессиональном образовании. Но это, конечно, только в том случае, если вчерашние профессиональные училища пройдут процедуру лицензирования. Если нет — они будут работать по-старому, как и работали, только под новой вывеской. Никаких закрытий ПТУ не будет, в планах на этот год единственная ликвидация филиала профессионального лицея в селе Красный Яр. Все учащиеся из него будут переведены в головное учреждение в Марксе.

Вот только получить лицензию, дабы давать учащимся еще и среднее профессиональное образование, не так-то просто. Основные требования, на первый взгляд, незатейливы: сильные педагогические кадры и современная учебно-производственная база. Понятно, что в крупных городах, где многие ПТУ уже превратились в техникумы, выполнение данных требований не станет большой проблемой. Не сейчас, так через год-два городские училища изыщут возможность обновить базу и набрать квалифицированных, сильных преподавателей. А вот что делать училищам, расположенным в отдаленных районных центрах губернии или селах? Как посетовала директор одного из ПУ, попросившая не называть ее фамилии («Мне не нужны проблемы с министерством образования»), материально-техническая база училища не менялась с конца 80-х годов и сейчас фактически дышит на ладан. Денег на ее обновление практически не выделяется, а найти спонсоров в маленьком селе нет никакой возможности, и даже письма местным депутатам не помогают.

— Думаю, что такие учебные учреждения, как у нас, рано или поздно будут сокращены, ибо перейти на двухступенчатую систему мы не в состоянии — не пройдем процедуру лицензирования с такой базой и нашими предпенсионными кадрами, — высказывает свое мнение директор. — И никто не посмотрит на то, что мы несем очень важную социальную функцию: в нашем учреждении учатся дети-сироты, дети-инвалиды, ребята из неблагополучных семей, и если бы не учеба, они бы давно пополнили ряды малолетних правонарушителей. Кто-то из федеральных чиновников однажды прямо сказал: ПТУ не должны заниматься «благотворительностью», не для этого они были созданы, их цель — готовить рабочие кадры. Под благотворительностью, как я понимаю, имеется в виду наша социальная функция.

Действительно, бедным сельским училищам не то что новый трактор купить — старенький станок починить не на что. А ведь большинство профессиональных училищ губернии находятся именно в отдаленных селах и поселках. Как чиновники рассчитывают преобразовывать их? И рассчитывают ли вообще?

На тему будущего реформирования директора училищ говорят крайне неохотно, отделываясь фразами «пока еще неизвестно, что будет», «вот придет осень, тогда и посмотрим». Удивительное спокойствие, но вполне объяснимое тем, что процедуру лицензирования нужно будет проходить в минобразования, посему высказывать что-то против воли чиновников — себе дороже. Правда, некоторые все же эмоционально восклицают: «Начальное профессиональное образование из закона убрали, вы что же думаете, лучше от этого кому-нибудь станет?!»

Вернись, рабочий класс!

Но некоторые директора ПУ смотрят в будущее с оптимизмом. По крайней мере, на словах. Надеются на приток учащихся и, возможно, дополнительное финансирование (которого пока никто не обещал, но мечтать, как говорится, не вредно). В профессиональном училище № 68, расположенном в поселке Горный Краснопартизанского района, обучают на сварщика-автомеханика, повара-кондитера и парикмахера. По словам директора училища Ирины Попенко, хотелось бы, чтобы в училище было побольше ребят, поскольку сегодня учебное заведение хотя и выполняет план по набору, но работает не на все 100%.

— Чтобы давать среднее специальное образование, конечно, требуется обновление учебно-производственной базы, и мы это делаем, правда, своими силами, за счет внебюджетных средств, — рассказывает Ирина Алексеевна. — Выкручиваемся, изыскиваем возможности, а как же иначе? Может быть, после реформирования улучшится финансирование, по крайней мере, очень хочется надеяться на это.

Но одно дело — закупить производственную базу для парикмахеров-универсалов, и другое — приобрести современные станки или сельскохозяйственную технику. Тем не менее в училищах надеются, что новый статус привлечет к ним больше молодежи.

— Главный плюс реформирования — повышение статуса учебного учреждения, — говорит Дмитрий Жулидов, директор училища № 69, расположенного в Турках. — До сих пор нам было сложно конкурировать с учреждениями среднего профессионального образования, молодежь уезжала в Балашов, Саратов, чтобы поступить в техникум и получить среднее специальное образование. И если у нас будет лицензия, а готовимся мы к этому давно, то учащиеся смогут оставаться на учебу у нас.

 Некоторые директора утверждают: система начального профессионального образования в том виде, в котором она сохранилась еще с советских времен, изжила себя. И от рабочего требуются не только навыки, но и хорошие знания.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Антонина Фоломьева, директор Марксовского электротехнического колледжа:

— Большинство рабочих должны иметь среднее специальное образование, поскольку современное оборудование  требует не только навыка, но и знаний. Взять те же станки с числовым программным управлением или в сельскохозяйственной отрасли — новейшие комбайны, там требуется умная голова специалиста. Конечно, пока многие работодатели эксплуатируют старое оборудование, выжимая из него все возможное, но совсем скоро придет время, когда потребуется закупать новое. И где мы тогда возьмем квалифицированные рабочие кадры?

Аттестат — и никаких ЕГЭ!

Профессиональное училище № 2 города Саратова (единственное полиграфическое учреждение начального профессионального образования в области) в этом году будет объединено с профессиональным лицеем № 35. Правда, непонятно, по какому признаку, ибо лицей готовит машинистов локомотива, проводников на железнодорожном транспорте, слесарей по обслуживанию и ремонту подвижного состава, что совсем далеко от полиграфических специальностей. Тем не менее и. о. директора училища № 2 настроен позитивно:

— Считаю, что время реформы профессионального образования давно пришло, поскольку молодежь ставит своей целью вуз, а рабочие специальности популярностью не пользуются, — высказывает свое мнение Александр Шапкин. — Хотя рабочих требуется немало. Главное, что для поступающих остается та же система, что и была: приходи с аттестатом и поступай. Никаких экзаменов, собеседований. Нет, если, конечно, число желающих будет больше, чем учебное учреждение может принять, придется организовывать конкурс.

Чиновники пообещали, что никаких препон для поступления не будет: нужен только аттестат — и больше ничего. И заверили, что любого молодого человека  в новой профессиональной образовательной организации встретят с распростертыми объятиями. Насколько это будет соответствовать действительности, станет ясно уже совсем скоро. Впрочем, не исключено, что для будущих электрогазосварщиков, плотников, операторов связи и правда откроются все двери: в прошлом году президент Владимир Путин сказал, что стране нужно 25 млн рабочих мест до 2020 г. Хотя, по статистике, лишь 15% выпускников ПТУ устраиваются на работу по специальности. Может быть, через пару лет ситуация изменится?

Вообще нужно признать, что профессиональным училищам все-таки дали какой-никакой шанс. Ибо первоначальные планы Министерства образования и науки РФ в отношении реформирования профессионального образования были совсем иными. Несколько лет назад «МК» в Саратове» писал о том, что новая инициатива тогда еще президента Дмитрия Медведева была простой и незамысловатой: сильные училища должны были стать техникумами, слабые — филиалами техникумов, что грозило распадом начальной системы профобразования (статья «Абитура пролетариата», № 17 от 20 апреля 2011 г.). Слава богу, чиновники взялись за ум и поняли, что подобное реформирование к добру не приведет: техникумы просто «съедят» свои филиалы и ПТУ со слабой материальной базой исчезнут с лица земли. Благодарить за такое «послабление» власть имущих или погодить? Это будет известно уже осенью.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий