Главная / Издания / Сальдо для первоклассника

Сальдо для первоклассника

Сальдо для первоклассника
11 июня 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№25 (826) 12-19.06.2013

Саратовских школьников ожидает новый учебный предмет?

Эксперименты в системе образования продолжаются. Чиновникам показалось мало введения дополнительного урока физкультуры и предмета «Основы мировых религиозных культур», и они решили внедрить в школы новый предмет — уроки финансовой грамотности. Учебные пособия по новой дисциплине уже готовятся, и с 1 сентября этого года предмет начнут преподавать в нескольких  российских регионах. Если он будет признан удачным, курс финансовой грамотности появится в общеобразовательной программе. В плюсах и минусах нововведения разбирался «МК» в Саратове».

Азбука финансов

Удивительно, но в этот раз авторами образовательных инициатив стало не Министерство образования и науки РФ, а Минфин. Чиновники из Министерства финансов озаботились тем, чтобы россияне фактически с пеленок научились распоряжаться доходами, планировать крупные расходы, создавать накопления, делать разумные вложения денег, брать кредиты. Конечно, все это очень актуально, особенно для учеников начальной школы. Начнут с копилок и ведения семейного бюджета, а закончат созданием бизнес-плана, почему бы и нет? Глядишь, из половины школяров к пятому-шестому классу вырастут настоящие «бизнесмены», которые будут продавать результаты контрольных соседям по парте со скидками и льготами или кредитовать одноклассников.

Шутки шутками, но ясно одно: азы финансовой грамотности лучше всего закладывать в юном возрасте, и тогда есть шанс, что к тридцати годам взрослые дяди и тети сумеют рассчитать процентную ставку кредита, смогут разобраться в договоре, подписанном с банком. И возможно, тогда должников-неплательщиков станет меньше, а граждан, вынужденных прятаться от судебных приставов, не останется вовсе. Но это в идеале, пока же все зависит от того, насколько профессионально будут составлены учебники для детей и найдутся ли преподаватели, которые не просто прочитают методическое пособие, а сумеют заинтересовать школьников.

Эксперты говорят: уровень финансовой грамотности населения крайне низок. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), сегодня почти половина россиян не имеют доступа к финансовым услугам и не ведут учета своих доходов и расходов, а более 73% граждан не имеет никаких сбережений. В последние годы лишь 37% граждан пользовались кредитами, а 62% даже не знают, что это такое. Согласно опросам НАФИ, самой популярной банковской услугой до сих пор остается пластиковая карта для снятия зарплаты при помощи банкомата, а также оплата услуг ЖКХ и другие обязательные платежи. Современные депозитные, кредитные и платежные продукты следуют за ними с большим отставанием. Услугами интернет-банкинга пользуется только 3% от опрошенных респондентов, и это учитывая тот факт, что уровень использования интернета в России один из самых высоких в Европе.

В этом свете инициатива об уроках финансовой грамотности в школах вполне оправданна.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Гульнара Муфтахетдинова, первый заместитель начальника ГУ Банка России по Саратовской области:

— Эта идея подсказана самим временем. Дети с раннего возраста умеют пользоваться мобильными телефонами, планшетами, интернетом, пластиковыми картами, электронными деньгами. Поэтому изучение школьниками с младших классов дисциплины, посвященной финансовой грамотности, позволит им обдуманно и взвешенно подходить к принятию финансовых решений, предостережет их от финансовых рисков. В сентябре прошлого года мы совместно с представителями кредитных организаций провели уроки финансовой грамотности в 139 школах губернии. И по окончании уроков услышали как от учеников, так и от преподавателей положительные отклики. Однако этот предмет необходимо вводить в школьную программу аккуратно, не нанося вред другим дисциплинам и, самое главное, разумно увеличивая нагрузку на детей, с учетом мнения врачей и психологов.

Школьная экономика

Пилотный проект по внедрению нового предмета стартует с этого учебного года в нескольких российских регионах, среди которых Волгоградская, Ростовская, Калининградская область. Саратовской губернии пока в этом списке нет, но местные учителя уже начинают бить тревогу. Причину волнений понять можно: любой новый предмет необходимо размещать в учебном плане. А это означает не только повышение нагрузки на детей, но и сокращение часов преподавания других предметов. К примеру, в прошлом году в некоторых саратовских школах благодаря введению курса «Основы православной культуры» были уменьшены учебные часы по русскому языку. И это несмотря на то, что ЕГЭ по русскому языку является обязательным государственным экзаменом. Правда, в этом году ситуация выправилась, потерянные часы вернулись на свое место, но тем не менее такой оказалась плата за введение новой дисциплины. Что будет, если уроки финансовой грамотности включат в общеобразовательную программу, пока сложно даже представить.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Светлана Паршина, директор школы № 51 города Саратова:

— Идея неплохая, но вот ее воплощение в жизнь может столкнуться с некоторыми трудностями. Первый вопрос — учебный план. За счет каких часов будет введена новая дисциплина: станет меньше уроков химии, физики, русского языка? Ведь просто так поместить в учебный план новый предмет довольно сложно, для этого придется что-то убирать, пусть и временно. Второй вопрос: кто будет преподавать? Это будут делать школьные учителя или нам придется приглашать преподавателей-экономистов из вузов? Кроме того, сегодня у учащихся 10-11 классов, обучающихся в профильных классах социально-экономической направленности, уже есть уроки экономики. Конечно, основы финансовой грамотности должны знать все дети, но курс нужно вводить так, чтобы от этого не пострадали другие предметы.

Директор другой саратовской школы № 9 Лариса Калашникова настроена более оптимистично.

— В связи с тем, что мы живем в эпоху рыночной экономики, наши дети должны быть социализированы, и мы обязаны им в этом помочь, — высказывает свое мнение Лариса Валерьевна. — Поэтому предмет по финансовой грамотности придется как нельзя кстати. В отношении «лишнего урока» могу сказать, что в учебных планах есть так называемый региональный компонент — то есть часы, которые мы можем выделить без ущерба для других предметов.

Так-то оно так, но вот только региональный компонент во многих школах давно распределен на более важные и актуальные для школьников предметы. Причем это касается не только Саратовской области. По мнению преподавателей из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), существует ряд проблем, которые могут возникнуть при реализации инициативы. Так, в старших классах школьники уже представляют свой дальнейший путь и к урокам финансовой грамотности могут отнестись спустя рукава, уделяя внимание только тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз. А при отсутствии мотивации теряется смысл всей инициативы. Не ясно также, как новый предмет будет вписан в образовательный стандарт, за счет чего будут выделяться дополнительные часы и как оплачиваться. Но Минфин, как всегда, обещает золотые горы.

Образовательная дилемма

Что касается преподавания предмета, то, как сообщила координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности Минфина Анна Зеленцова, планируется, что в реализации курса примут участие как школьные учителя (за это, по утверждению госпожи Зеленцовой, они получат надбавку от Минобрнауки), так и тьюторы, чья работа будет оплачена из федерального и регионального бюджетов.

Однако стоит отметить: готовых профессиональных тьюторов (в переводе с английского «педагог-наставник») в России единицы, поэтому школам, видимо, придется прибегнуть к услугам вузовских преподавателей. Вот только потянет ли дефицитный региональный бюджет оплату труда такого количества преподавателей, особенно если вспомнить, что предмет начнется с 1-го класса?

— Думаю, что в этой инициативе есть рациональное зерно, ведь финансы — это составляющая часть экономики и ее азы нужно знать с юного возраста, — считает Владимир Титаев, заслуженный экономист РФ. — Конечно, все будет зависеть от методик преподавания. Думаю, что читать курс должны не только экономисты, но и бизнесмены, а также успешные домохозяйки, которые смогут рассказать детям, как правильно планировать семейный бюджет. Мне кажется, здесь необходим разносторонний подход, главное, чтобы школьников удалось заинтересовать.

Но многие вузовские преподаватели относятся к новой образовательной инициативе с долей иронии и считают, что средней школе нужно делать упор на базовые предметы.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей Воротников, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической и политической истории России Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г. В. Плеханова:

— В наших школах обычной грамотности не учат, о какой финансовой грамотности может идти речь?! Студенты пишут с ошибками, не знают обычной школьной программы. Я как-то спросил своих студентов: расскажите, какую последнюю книгу вы прочитали? Сидят, молчат. И мне уже начинает казаться, что некоторые кроме букваря вообще никаких книг в своей жизни не видели. Поэтому я за то, чтобы в школах детей более качественно и профессионально учили базовым предметам, а потом уже вводили новые дисциплины.

К слову, наши страны-соседи также планируют преподавать школярам финансовую грамотность. Правда, на Украине это вводится наименее безболезненным способом — предметы «Основы налоговых знаний» и «Финансовая грамотность» будут факультативными. Более того, изучаться они станут лишь в старших классах (с 9-го по 11-й), их цель — научить детей ориентироваться во взрослой жизни: уметь распределить бюджет, знать, в каком размере они должны платить налоги и на что идут эти деньги. Преподавать курс будут исключительно экономисты, учебные пособия для которых уже разрабатываются.

А вот скоропалительная идея Минфина наталкивает на мысль, что из школьников готовят новых вкладчиков для спасения экономики страны. Так сказать, «правильных заемщиков», которые будут вовремя расплачиваться с кредитами, а все накопленные и заработанные средства не хранить в кубышке, а относить в банк. Ведь концепция национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения, разработанная Правительством РФ еще в 2009 г., была направлена, в том числе, и на «улучшение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений». Эксперты ожидали, что успешная реализация задуманной программы обеспечит финансовой системе страны около 14 млрд руб. за счет повышения активности граждан к накоплению денег на банковских счетах. Но грянул кризис — и накопления граждан растаяли как сон. Те крохи, что остались, люди предпочитают хранить дома, поскольку не доверяют банкам. Удастся ли Минфину изменить ментальность граждан, обучая их азам финансовой грамотности с самого юного возраста, или громкий образовательный курс окажется профанацией — покажет время.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий