Главная / Издания / «Бурлаки» из Саратова

«Бурлаки» из Саратова

«Бурлаки»  из Саратова
11 сентября 2013

Татьяна Лисина

МК в Саратове

№38 (839) 11-18.09.2013

Сергей Рябов: «Мы ни разу не подвели свою страну»

21 сентября в помещении нового ТЮЗа визитная карточка Саратова — ансамбль «Кристалл-Балалайка» отмечает юбилей — 20-летие. О своем коллективе рассказывает его художественный руководитель заслуженный работник культуры РФ Сергей РЯБОВ.

— Вспомните, как и при каких обстоятельствах 20 лет тому назад у вас возникла мысль создать ансамбль и почему вы дали ему такое необычное название?

— У нас был оркестр русских народных инструментов «Кристалл». Ведь мы тогда работали во Дворце культуры «Кристалл» на 2-й Дачной. На гастролях на Кипре жена посла с восторгом снимала нашего балалаечника на видеокамеру, встав на колени. Нас это так тронуло, что мы тут же добавили балалайку к названию ансамбля. И стали ее пропагандировать в нашем городе, где тогда доминировала саратовская гармошка.

— Ансамбль сразу привлек к себе внимание слушателей или ему потребовалось определенное время, чтобы завоевать популярность?

— Мы искали свой творческий путь, как сейчас его ищет Россия. Выходили играть на проспект Кирова. Нам в ящик бросали деньги, на которые мы ездили на фестивали и покупали видеоаппаратуру, да и просто кормили свои семьи. Ведь тогда предприятия задерживали или даже не выплачивали зарплаты родителям наших совсем юных музыкантов. И именно они выручали семью. Нас стали приглашать на официальные концерты, мероприятия, и мы ушли с улицы. А было феноменально: мы могли за 5 минут собрать человек триста прохожих. Люди останавливались, им было интересно.

Самое лучшее мы видели на фестивалях. Мы стали брать пример с тех, кто мог приковать к себе внимание. Потом нас приглашали в Германию, другие страны, где выступали уже в концертных залах.

Помню поездку в Болгарию. Мы приехали по приглашению нашего друга Николая РАЧЕВА. Он говорит: просто отдыхайте, ешьте, плавайте. Но мы подумали: чем бы нашему другу помочь? Ведь у него русский ресторан, вокруг — большая конкуренция. Мы стали играть на улице, раздавать визитки и приглашать на вечернее выступление ансамбля в русский ресторан. Вечером ресторан был переполнен. И так две недели подряд. На наши выступления приходили люди разных национальностей. Было много уехавших из России в другие страны.

Был такой случай. Навес над столиками сорвало и потащило сильным ветром. Музыканты «Кристалл-Балалайки» кинулись спасать имущество хозяина. В это время болгарские официанты просто наблюдали за нами. Увидев это, хозяин воскликнул: «Я удивлен русскими!» и на всю ночь закатил нам такой праздник!

— А чем еще вы удивляли иностранцев?

— Перед нами ставилась задача — пропагандировать культуру своей страны. Поэтому мы должны не только хорошо выступать, но и достойно себя вести. И мы ни разу не подвели свою страну. Бывали случаи, когда музыканты даже саратовских коллективов оставались в других странах. Это всегда неприятно. У нас таких случаев никогда не было.

Во многих странах, особенно в Америке, у нас много друзей. В Америке мы оказались благодаря саратовскому отделению Российского фонда мира, который со многими городами поддерживает побратимские отношения. И за 15 лет совместной работы с фондом нам даже присвоили звание «Почетные послы мира», а руководителю вручена золотая медаль Российского фонда мира за благотворительность.

Часто бывает, когда приезжает чиновник из Саратова и встречается с западными официальными лицами, те спрашивают: «А «Кристалл-Балалайку» вы привезли?»

Американцы оригинальные люди, без комплексов. На концертах на свои вечерние платья они надевали майки с надписью «Кристалл-Балалайка», продавали наши диски и сувениры. Одна из наших подруг, миссис РОДНИ (мы называем ее просто Бетц), может приехать в аэропорт, надеть на себя фартук с матрешками и с гордостью говорить всем вокруг: «А к нам сегодня прилетают русские!» Бетц выиграла конкурсы красоты «Миссис Америка» и «Миссис Даллас» среди тех, кому за 60, называет наш ансамбль «Мои дети из России». А ее муж в феврале приготовил нам бассейн, зная, что мы занимаемся моржеванием, и с фотоаппаратом поджидал, когда утром я появлюсь у корочки льда.

— В каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас находится народная песня, которую вы, как бурлаки на Волге, вытягиваете на своих плечах, чтоб не утонула?

— В околонародном. То, что перепела все народные песни КАДЫШЕВА, это хорошо, это популяризация народного искусства. То, что поет в современном варианте БАБКИНА, тоже хорошо. Но только тогда, когда на правительственном концерте на сцену Большого театра выпустят какую-нибудь бабушку и она запоет чистый фольклор, я скажу, что Россия возвращается к своим истокам. Настоящих исполнителей народной песни остается мало. Но у нас записан большой фонд и возможностей много. Техника исполнения наших народников просто фантастическая, но ведь их никуда не пускают, они пребывают в забвении. И здесь сравнение России с той же Болгарией просто печально. У нас вряд ли бабушку пустят, как я мечтаю, на сцену Большого. А в Болгарии самые богатые музыканты в шоу-бизнесе — народные певицы на свадьбах. Они востребованы и очень богаты, их почитают как королев. А у нас посмотрите — ведь все телеканалы показывают одно и то же. Чтобы жанр исчез, с ним не надо бороться, о нем достаточно просто замолчать, не показывать на телевидении, и исчезнут целые пласты культуры. У нас русское народное на телевидении может появиться только как хохма, как негры в кокошниках. В Турции, Греции, Болгарии звучат национальные мелодии, и ты понимаешь, в какую страну приехал. А у нас? То ли время не подошло, то ли я чего-то не пониманию. Недавно я был в родном городе Котово Волгоградской области. Мой преподаватель по русскому языку Иван Пантелеевич ЗОЗУЛИН подарил мне открытие: настоящую правду о песне, которую Кадышева поет так: «Напилася я пьяна». А на самом деле в песне такие слова: «Не пила я, а пьяна». Героиня пьяна от горя. Да не могла русская женщина в XIX веке так напиться, да еще и петь об этом. Вот так извращается наша культура. А что означает «бить баклуши»?

— Лентяйничать, ничего не делать.

— А оказывается, «бить баклуши» означает делать из определенного дерева обереги, например, ложки, носить их в кармане, чтобы они тебя оберегали. Представляете, как мы все перевернули вверх ногами! Извращены и русский язык, и русская культура. А ведь кому-то нужно было так опустить народ. Легче управлять людьми, когда они не знают, кто они и откуда. Хотят превратить нас в индейцев?

— Русские народные песни способны пробудить генетическую память?

— Да она пробивается все равно. Кто бы это ни был — чиновник, олигарх, рецидивист, отсидевший большой срок. Вот пригласите детей, которые вообще ничего не знают о традициях, на наш концерт. И через полчаса они полюбят то, что до этого никогда не знали, станут гордиться тем, что они русские. 

— Ваша главная задача в наше время?

— Восполнять духовный пробел. У меня есть предложение — устраивать каждый год конкурс на получение гранта новым музыкальным коллективам в городе Саратове. На этот грант коллектив может существовать год. Даже можно содержать несколько коллективов на деньги, которые потрачены на приглашение «Уматурман» на День города.

— Какое место вы сами отводите своему ансамблю в музыкальном мире?

— Я надеюсь, что мы не просто потусовались и нас смоет временем. После нас останутся записи. Память о наших выступлениях. Уже сейчас у нас много ансамблей-спутников по России. Кто-то увидел нас на фестивалях, на выставках и решил создать подобный коллектив. У нас ансамбль «Гусята», который пропагандирует наши традиции. В нем занимаются дети от 5 до 18 лет — учащиеся музыкальной школы № 3. Они продолжат свое музыкальное образование или будут хранителями культуры, работая в другой профессии.

— У вас не было мыслей переехать всем коллективом в Москву?

— У нас были такие предложения. Но в коллективе возник раздор — кто-то этого захотел, а кто-то нет. К тому же москвичи стали нам диктовать условия: заменить некоторых солистов. Мы на это не пошли, в эпоху интернета это совсем не обязательно. Мы часто выступаем в Москве, в других городах России в разных проектах. Нас любит приглашать московская мэрия. Часто пересекаемся на концертах с Бабкиной, Кадышевой. Если бы это зависело от них, нас бы там не было.
Однажды мы встретились с Бабкиной на концерте в Балакове, на открытии мебельной фабрики. Ее артисты с удивлением наб­людали за нами: мы играли вживую. У них такой возможности не было: они отрабатывали свой большой гонорар «под фанеру»: красиво и легко перемещались по сцене. А мы играли вживую, прилипнув к микрофонам. Но мы видели, как из-за кулис они сняли на видеокамеру наше выступление. И через несколько месяцев услышали в новом альбоме Бабкиной песню «Верила, верю» в нашей аранжировке.

— Почему вы так редко даете концерты в Саратове?

— Очень дорогая аренда залов. Дворцы культуры прекратили свое существование. Их кто-то выкупил. Из них понаделали рестораны и развлекательные комплексы. Но где-то жизнь продолжается. И я коллективам с местной пропиской (таким как «Кристалл-Балалайка») предоставлял бы несколько раз в году бесплатно залы для выступлений. Тогда не надо было бы задирать цены за билеты и у большего количества зрителей была бы возможность нас услышать. Но нас кинули в рынок. И не все желающие могут прийти на концерт. Я просто мечтаю о том, чтобы такие коллективы, как «Кристалл-Балалайка», на один заработанный рубль получали дотацию от государства — еще один рубль. Чтобы коллектив мог развиваться, ездить на гастроли, как это было в советское время.

За счет того что «Кристалл-Балалайку» не часто видят по телевидению, она является эксклюзивом, и встреча с ней вживую, особенно первая, удивляет безмерно.

— Досадно, что не приглашают на телевидение?

— Надо привезти большие деньги, и ты будешь на экране. И так везде, даже на канале «Культура». Но есть опасность, что ты будешь как раб. Посмотрите на тех, кто всегда на экране. Они — медийные лица Первого или другого канала. И попробуй отказаться от съемки — тебя сразу вышибут. Но я надеюсь, что всему свое время.

Хотя нам ничего не изменить по большому счету. Когда Президент России будет плакать оттого, что песню наших прадедов поет ребенок? Пока же признание в высших кругах находит группа «Scorpions». МЕДВЕДЕВ, председатель правительства, в душе рокер. Мы же знаем, что высший пилотаж нашей культуры — русская песня. У всех нас одна мама, и другой не будет. Вы на что надеетесь, что будет другая мама? Или бабушка? Или дедушка? Да вы свою историю не перепишете и французами за одну минуту не станете! Зря продаете свои души за копейки! Никогда не стыдитесь своей культуры! За рубежом все сложилось, они никогда не променяют свои традиции на другие. А мы все в поисках. Когда мне было четыре года, мама запела за столом народную песню, мне было стыдно, и я стал ее дергать. Откуда эти комплексы? Сейчас мы так же дергаем за подол свою культуру, пытаемся подражать чужим ценностям и, принимая гостей в нашем городе, начинаем копировать заморские штучки, которые гостям не интересны, им любопытно то, что здесь у нас, в глубинке. Они все это видели и слышали в другом, более высоком качестве.

— Язык настоящей музыки понятен всем?

— Даже коровам. В Америке идет фестиваль на открытой площадке. Вдалеке лежат коровы. Я говорю: «Леша, ты на русском пастушьем рожке сыграй американским коровам. Интересно, как они будут реагировать?». Леша заиграл мелодию, которой пастухи собирали коров. И коровы пошли к «Кристалл-Балалайке».

— Используйте возможность напрямую обратиться к саратовцам не со сцены, а через газетную строку. Что вам хочется им сказать?

— Пусть дети занимаются творчеством. В любом его проявлении. Мы хотим, чтобы у наших бизнесменов в автомобиле лежал диск «Кристалл-Балалайки», чтобы, когда на душе станет совсем грустно, они включали нашу музыку на полную громкость и гордились тем, что мы русские, что Россия жива.

Татьяна Лисина

Оставить комментарий