Главная / Издания / Саратовские маньяки: мифы и реальность

Саратовские маньяки: мифы и реальность

Саратовские маньяки: мифы и реальность
09 апреля 2014

Станислав Орленко

МК в Саратове

№15 (868) 9.04.2014

Слово «маньяк» возникло в широком лексиконе наших людей относительно недавно — где-то лет сорок назад. До этого говорили просто о полоумных насильниках и убийцах. Популярный ныне термин, который не имеет юридического обоснования и каждый его трактует по-своему, обладает особой инфернальной притягательностью. «В нашем городе маньяк» — такую фразу можно услышать в разговорах и подростков, и пожилых людей, она всегда произносится с особым значением, особенным тоном и  должна служить сигналом о неведомой, но ужасной угрозе.

В эти дни в Саратове усиленно ищут так называемого «утреннего маньяка» — он, по предварительным данным, выбирает для охоты на жертв именно начало дня. Известно, что его жертвами стали две девушки в Заводском районе, ещё одна попытка нападения была совершена в Ленинском районе — там жертве удалось спастись.

Недавно правоохранительные органы торжественно отчитались о том, что маньяк пойман. Но уже на следующий день сами же опровергли победную реляцию. Вместо грозного насильника был задержан заурядный разбойник, действовавший в лифтах.

Маньяки в нашем городе на Волге разыскиваются регулярно, но в памяти людей и прежде всего тех, кто их выслеживал и ловил, подобных монстров осталось не так уж много. Маньяков всегда окружает ореол мрачной загадочности, нередко среди населения поднимается настоящая паника, и тогда называется фантастическое число жертв — куда там ЧИКАТИЛО! Маньякам приписывают адскую жестокость и невероятную изворотливость при выслеживании жертв и во время ухода из капканов, расставленных милицией (полицией).

Если окинуть взглядом хронологию саратовских последователей Фредди КРЮГЕРА, то картина вырисовывается следующая.

Красавец, поэт и насильник эпохи застоя

Видимо, первым из серийных насильников в Саратове может быть назван Валерий ЛОГВИНОВ. Он «маньячил» с 1973 по 1976 г. и уже в 1977 г. был расстрелян, хотя очень надеялся на помилование, подавал бесчисленные прошения.

На его счету шесть убитых и изнасилованных женщин в Заводском районе Саратова. Ещё две жертвы — в Глебучевом овраге и в Краснокутском районе Заволжья — остались случайно живы, хотя и получили серьёзные увечья (одна девушка стала инвалидом).

Почерк маньяка был таким: он выслеживал жертву на улице (почти всегда это были случайные встречные), провожал до укромного места и сильно бил по голове железным прутком. Бил насмерть — так, что голова раскалывалась, и совершал сексуальное насилие в момент предсмертной агонии.

Страх, охвативший в то время Саратов, был так велик, что после обнаружения четвёртого трупа в колодце на 3-м жилучастке Заводской район прочёсывал полк внутренних войск, расквартированный в то время в селе Александровка.

«Спалился» он на краснокутской жертве — та осталась жива, потому что на голове была меховая шапка, дело было зимой. Валерий ехал в гости к родителям в деревню неподалёку, попал под подозрение и вскоре был задержан.

Внешне он совсем не походил ни на Фредди Крюгера, ни на Чикатило. Красавец с густыми вьющимися волосами и большими выразительными глазами. Женщинам он очень нравился, и они легко шли с ним на контакт. Имел семью: в момент задержания Логвинова его жена — учитель средней школы — ждала второго ребёнка. Работал на заводе, но любил поэзию — сам сочинял и даже последнее слово в суде произнёс стихами своего сочинения. Однако от смертного приговора его это не спасло.

С Валерием, кстати, связана трагикоанекдотическая история. Якобы однажды вечером он курил у своего подъезда — жил он в Заводском районе, и соседка попросила проводить её до гаражей, «а то говорят, какой-то маньяк орудует». На что он пренебрежительно осмотрел женщину и заявил, что с её внешностью на неё никакой маньяк не бросится. 

Что его толкало на преступления? По его словам, хотел необычных ощущений. У него было много связей с женщинами, ничего не стоило познакомиться на улице и завязать новый роман, но заниматься любовью «как все» маньяку наскучило.

«Железная голова» лихих 1990-х

Как известно, в последнее десятилетие ХХ в. в России маньяки появлялись особенно часто. Саратов не стал исключением.

В 1995 г. был задержан милицией 22-летний уроженец Туркменистана Амангельды НУРМУХАММЕДОВ. В историю саратовского маньячества он вошёл как «Нурик», а также как «Железная голова» или «Титаник». Последние прозвища связаны с тем, что в голову Нурика ещё в детстве вставили металлическую пластину после полученной тяжёлой травмы не то от лома, не то от топора. С тех пор, как говорили родственники, у него и появились странности, в том числе нездоровый интерес к маленьким мальчишкам.

В Саратове забили тревогу, после того как в ноябре и в декабре 1994-го по очереди исчезли двое мальчиков: первому было восемь лет, второму — всего шесть. Оба раза родителям подбрасывали записки с требованием выкупить сына за два миллиона рублей (при тогдашней инфляции это была сумма более-менее приличной месячной зарплаты). Но оба раза выкупить детей не удалось — преступник перекрывался. В итоге обоих мальчишек в разное время нашли в подвалах домов на разных улицах в посёлке Солнечный. Тела малышей были сильно изуродованы, имелись следы сексуального насилия. Как выяснилось, «Железная голова» завлекал их к себе в гости жвачкой и конфетами, потом держал взаперти и всячески издевался.

Ему дали 15 лет строгого режима. Кстати, освободившись в 2010 г., он вновь отметился на криминальном поприще — через месяц после выхода на волю убил 81-летнюю пенсионерку, у которой надеялся найти немалые сбережения. Задержали его в столице, где он готовился к отлёту на родину. В ходе следствия он признался, что в далёком 1994-м он совершил ещё три убийства — двух своих знакомых и 83-летней пенсионерки, у которой квартировал и с которой пытался неудачно заниматься любовью. Вроде бы после этого секс-опыта со старушкой его стало особенно сильно тянуть к мальчикам. В итоге в 2012 г. его вновь приговорили, на этот раз к 25 годам строгого режима.

Ещё запомнился некий БЕХТЕР — кстати, едва перешагнувший порог совершеннолетия. На его счету несколько изнасилований в подъездах, а попался он после того, как совершил очередное преступление в городском парке.

Ранним утром осенью 1995 г. один из саратовских художников шёл писать этюды на природе и заметил в кустах пару — парня и девушку, занимавшихся любовью. Художник сделал им замечание: мол, здесь же дети гуляют. Парень попросил прощения и поспешил скрыться, оставив свою подругу. Только теперь художник заметил, что лицо девушки покрыто синяками и порезами, она в шоковом состоянии и на её обнажённое тело наброшена только куртка. Придя в себя, девушка рассказала, что её изнасиловали под угрозой ножа. Вскоре и этот маньяк надолго отправился в колонию.

Призрак Чикатило бродил по Саратову

И наконец, самая загадочная история, связанная с охотой на маньяков. В 1998 г. по одному из федеральных телеканалов выступил оперативник областного УФСБ, который сделал сенсационное заявление. Он заявил, что в течение уже нескольких лет собирает материалы по маньяку, который душит своих жертв и зарывает их тела в обнажённом виде в лесопосадках вокруг полей НИИСХ Юго-Востока. По его словам, таким образом были убиты 14 молодых женщин. Кстати, информация о пропавших и убитых время от времени просачивалась из компетентных органов, только число никто не уточнял.

Чекист заявил своё требование: с материалами, собранными им, должны ознакомиться представители следствия прокуратуры и принять официальное решение — давать ли этому делу ход? В качестве подозреваемого, то есть обвиняемого в серии убийств, фигурировал сотрудник органов внутренних дел (потому им и занимался представитель УФСБ).

Во время встречи со мной оперативник госбезопасности рассказывал, что досконально изучил повадки своего подопечного и даже мог предсказывать, во время какой из фаз полнолуния тот уложит в полях очередную жертву, ведь маньяки выходят «на охоту» с определённой цикличностью. Рассказывал он мне и о многом другом. Например, о том, что все жертвы подозреваемого принадлежали к определённом женскому типу — они были похожи на первую жену убийцы. При расставании с ней он почувствовал себя униженным и с тех пор мстил женщинам вообще.

Другая любопытная деталь: чекист рассказал, что посмел инициировать заключение подозреваемого под стражу на 30 суток. Тогда это было возможно благодаря соответствующему президентскому указу — этого требовали интересы борьбы с разгулявшейся организованной преступностью. Арестованный объявил в камере голодовку и был освобождён раньше срока. Но! После этого трупы в полях НИИСХ Юго-Востока находить перестали. Правда, единственным источником являются только слова чекиста.

Тогда были федеральные телепередачи, публикации в саратовской прессе, в том числе и мои. Но история закончилась ничем. Никакие следователи с материалами, собранными оперативником, не работали, вскоре ему пришлось уйти на пенсию. Собранные им материалы сначала передали другому сотруднику, потом вовсе уничтожили как ненужные.

Странно, что для чекиста-обвинителя эта ситуация тоже не имела серьёзных последствий (кроме выхода на пенсию). А он открыто заявлял, что если его признают клеветником, то он готов нести уголовную ответственность за свои дела в полной мере. Не возражал и против проведения в отношении него психиатрической экспертизы, только гласной — признают сумасшедшим, значит, так тому и быть. Но никаких действий со стороны тогдашней прокуратуры не последовало.

Я не называю фамилий этих людей, хотя они в Саратове широко известны. Оба героя этой истории поныне живут и здравствуют в нашем городе. Только по сей день остался открытым вопрос: ходил ли по Саратову Чикатило? Или это был всего лишь его призрак?

С тех пор прошло более полутора десятка лет, но никакого ответа так и не получено. На этой интригующей ноте разговор о маньяках придётся закончить. Маньяков искали после нескольких убийств и в 2003 и в 2007 гг., но приходили к выводу, что преступления совершены разными людьми. А слово «маньяк» по сей день щекочет нервы саратовцам.

Станислав Орленко

Оставить комментарий